Совершенствования финансовой политики в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

финансовая политика регионов.doc

— 830.50 Кб (Скачать)

Если такая политика ставит регионы в более или менее равное положение, то регионы могут конкурировать между собой в создании наиболее благоприятных условий для производства. Однако размещение новых или расширение старых производств в регионе «внешними» по отношению к нему «организаторами» на самом деле еще не означает, что выработана оптимальная стратегия развития региона. Это лишь значит, что в регионе созданы оптимальные условия для производства определенных видов продукции. Безусловно, такое решение направлено на рост занятости, повышение благосостояния и уровня жизни населения региона (как за счет роста доходов населения, непосредственно занятого в таких производствах, так и за счет дополнительных доходов регионального бюджета, частично направляемых на содержание здравоохранения, науки, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства). При этом, чем глубже степень переработки продукции на предприятиях региона, тем выше требуемый уровень квалификации трудовых ресурсов, тем больше и создаваемая добавленная стоимость, а, следовательно, и плата за труд, т.е. доходы населения. Однако в любом случае, значительная часть добавленной стоимости всегда будет оставаться у «организаторов», которые «вкладывают» в производство продукта уже готовые идеи, новые технологии производства и управления, свои организационные усилия. Поскольку современная конкурентоспособная продукция является интеллектуальноемкой, доля «интеллектуальной составляющей» в цене реализации такой продукции весьма значительна.

Соответственно регионы, ориентированные на создание оптимальных условий производства такой продукции получают и «плату» (в виде дополнительных налоговых доходов бюджета и доходов населения) как за сам произведенный товар, так и за его интеллектуальную составляющую, которую можно продавать в виде инноваций отдельно от товара. Поэтому с точки зрения экономики региона, намного выгоднее ориентироваться на предоставление благоприятных условий и льгот не только «процессу производства», но и научным исследованиям и «процессу разработки» производственных инноваций. Тогда сами производства могут быть размещены за пределами региона, принося при этом доход в экономику региона. Тогда и рост валовых объемов инвестиций перестает быть главным, если не единственным ориентиром региональной экономической политики, уступая место пропорциям в предметно-отраслевой структуре инвестиций. Важной становится интеллектуальная составляющая инвестиций и объект их приложения (основные фонды и человеческий капитал).

Рассматривая типологические особенности регионов, отметим, что этой проблеме уделяют большое внимание специалисты различных научных институтов России. Так, различные типологии регионов в свое время были разработаны Институтом экономики РАН, Советом по изучению производительных сил, Минэкономразвития РФ, а также независимыми исследователями.

Сотрудниками Института экономики РАН была предложена типология регионов по критерию лидирующего комплекса в структуре промышленного производства. Оценка проводилась по наибольшей доле отрасли в объеме промышленной продукции, исчисленной в сопоставимых ценах. В соответствии с предложенным подходом авторы выделяют шесть основных типов регионов, в зависимости от преобладания:[27]

1. Топливно-энергетического комплекса (5 регионов);

2. Металлургического комплекса (8 регионов);

3. Лесохимического производства (7 регионов);

4. Машиностроения и металлообработки (29 регионов);

5. Легкой промышленности (9 регионов).

6. Пищевой промышленности (19 регионов).

Однако данную типологию нельзя считать объективной, поскольку ей присущ ряд весомых недостатков. Во-первых, само доминирование какого-либо комплекса в структуре производств нельзя считать очевидным для всех регионов.[28] Поэтому правильнее было бы, сначала разделить регионы на обладающие и не обладающие специализацией. Во-вторых, приведенная типология построена на основе данных о структуре производства промышленной продукции и никак не отражает сельскохозяйственную ориентацию, характерную для некоторых российских регионов. В-третьих, вывод о специализации того или иного региона правильнее было бы делать не только на основании данных об отраслевой структуре промышленного производства, но еще и на основании данных об отраслевой структуре занятости.

Тем не менее, разделение регионов по специализации имеет определенный смысл, поскольку позволяет учитывать при прогнозировании и разработке стратегии развития экономики региона факторы, оказывающие влияние на определенные отрасли, а кроме того, позволяет прогнозировать показатели развития регионов в зависимости от целей и приоритетов государственной политики в развитии тех или иных отраслей. Кроме того, специализация региона позволяет косвенно характеризовать имеющиеся в регионе производственные мощности и их технологический уровень.

Также можно предложить разделять регионы не столько по признаку доминирования конкретных отраслей промышленности, сколько по уровню и степени переработки сырья, характерной для большинства производственных предприятий региона.[29]

С учетом вышесказанного типология регионов по специализации может выглядеть следующим образом:

1. Регионы, не обладающие специализацией:

а) с преимущественным развитием производств продукции низкой степени переработки;

б) с преимущественным развитием производств продукции высокой степени переработки;

в) с преимущественным развитием производств интеллектуальноемкой высокотехнологичной продукции;

2. Регионы, обладающие специализацией:

а) сельскохозяйственные регионы;

б) промышленные,  с  преимущественным  развитием  сырьевого  и топливно-энергетического сектора;

в) промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:

-  с производством продукции производственного назначения; с производством конечной продукции;

г) промышленные, с преимущественным развитием отраслей производящих конечную продукцию: низкой степени переработки

- высокой степени переработки интеллектуальноемкую высокотехнологичную конечную продукцию.

Представим данную типологию в виде схемы на рисунках 1.2 и 1.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Типология регионов, не обладающих специализацией

 

 

Рис.1.3. Типология регионов, обладающих специализацией

 

Кроме Института экономики РАН, различные типологии регионов России были предложены  научно-благотворительным фондом «Экспертный институт». В рамках исследования, проведенного этой организацией, в марте 2007 года, регионы в России были классифицированы:[30]

1. по уровню жизни населения (интегральная типология российских регионов по реальным, т.е. соотнесенным с прожиточным минимумом доходам населения и степени имущественного расслоения населения);

2. По демографической ситуации (оценка динамики численности населения; оценка естественного движения населения; оценка миграционного движения населения);

3. По динамике производства (динамике физических объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции предприятиями и населением);

4. По состоянию рынка труда (по уровню и динамике официальной безработицы и скрытой безработицы (неполный рабочий день и вынужденные отпуска);

5. По финансовому положению: то есть большинство налоговых доходов изначально зачисляется в федеральный бюджет, а уже затем распределяется между регионами. При этом федеральные власти в рамках закона о федеральном бюджете ежегодно пересматривают нормативы отчислений от основных налогов в бюджеты регионов.

Так или иначе, такая типология регионов объективно отражает большинство региональных особенностей, но все, же характеризует лишь текущее состояние регионов и не позволяет учитывать все факторы регионального развития. Поэтому для разработки стратегии экономического развития регионов разграничение их по названным признакам недостаточно. Так, например, донорский регион с выраженной специализацией в области нефтедобычи и нефтепереработки в условиях резкого падения мировых цен на нефть может одномоментно стать дотационным.

Поэтому для разработки экономической стратегии регионов необходима дополнительная типология регионов с точки зрения их конкурентных преимуществ и экономического потенциала. Нужна концепция экономически конкурентного федерализма.

 

 

Основные результаты исследований в данном разделе сводятся к следующему. В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

В качестве средства повышения эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

Задача статистического исследования уровня экономического развития регионов РФ является в настоящий момент актуальной и, несмотря на то внимание, которое ей в настоящее время уделяется, далека еще от удовлетворительного решения. Именно на основе анализа экономического положения региона должна строиться стратегия и тактика финансовой политики, выбор вида финансовой политики (дискреционная, стабилизационная, политика роста). Важным методическим аспектом в процессе реализации финансовой политики регионального развития должно стать изучение теорий экономического роста регионов, проверенных временем.

Экономическое развитие регионов – это сложный разносторонний процесс, описание которого с помощью одного интегрального показателя достаточно проблематично. Для статистической оценки региональных уровней экономического развития и определения экономического потенциала регионов должна быть применена система взаимосвязанных показателей, которые характеризуют различные аспекты регионального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1. Общая характеристика Магаданской области

Магаданская область входит в десятку крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов.

Основу производственной сферы области составляют предприятия горнодобывающей, топливно-энергетической, пищевой промышленности.

Федеральный округ: Дальневосточный. Экономический район: Дальневосточный. Расстояние до Москвы – 7110 км. Часовой пояс – MSK +8
Площадь: 462,5 тыс. км². Доля территории Российской Федерации - 2,70%.
Регион на автомобильных номерах: 49. (Приложение 1)

Численность постоянного населения на 01.01.2008 составляет 165,8 тыс. человек. Плотность населения: 0,36 человека на 1 кв. км. Численность трудоспособного населения по состоянию на декабрь 2007 года составляет 116,939 тыс. человек.

Область находится на берегу Охотского моря и Тихого океана. ¾ территории занимают тундра и лесотундра. Главные реки области: Колыма, Аян-Юрях.[31]

Территория области в 18 веке заселялась якутами, до первых походов русских казаков в Колымский край. История Магаданского края по существу началась в 1920-е с прибытием туда научных геологоразведочных экспедиций. В начале 1930-х экспедициями были обнаружены месторождения россыпей золота. Был создан трест «Дальстрой», который занимался разработкой месторождений полезных ископаемых. К концу 1930-х были созданы первые золотодобывающие прииски, вокруг них строились поселки. В то время на Колыме широко стал использоваться бесплатный труд заключенных, которые были заняты на самых тяжелых работах. С 1950-х годов заключённые в отрасли постепенно замещались трудовыми ресурсами из других регионов страны.

Официальная дата образования Магаданской области – 3 декабря 1953.

Административным центром является г. Магадан, в котором, проживает 107,1тыс. человек. Удельный вес городского населения: 93,9 % (2005), по этому показателю область уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. (Средний показатель по Дальнему востоку — 74 %). Примерно две трети населения проживает в г. Магадан (100,2 тыс. человек). На сегодняшний день в Магаданской области образованы 49 муниципальных образований, из них 2 города, 8 районов, 24 поселка, 15 сел. По статусу муниципальные образования делятся на муниципальные районы - 8, городские поселения – 20, сельские поселения - 20 и городской округ - 1.

Схема территории Магаданской области представлена на рис. 2.1[32]

По переписи 1926 года население Магаданской области составляло всего 7 тыс. человек, к 1939 году в результате деятельности треста Дальстрой, использовавшего труд заключенных для добычи золота, численность населения выросла до 152 тыс. человек.

После перехода к системе организованного найма население области продолжало расти в течение еще ряда десятилетий, к 1990 году оно составляло около 390 тыс. человек.

Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе