Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Если такая политика ставит регионы в более или менее равное положение, то регионы могут конкурировать между собой в создании наиболее благоприятных условий для производства. Однако размещение новых или расширение старых производств в регионе «внешними» по отношению к нему «организаторами» на самом деле еще не означает, что выработана оптимальная стратегия развития региона. Это лишь значит, что в регионе созданы оптимальные условия для производства определенных видов продукции. Безусловно, такое решение направлено на рост занятости, повышение благосостояния и уровня жизни населения региона (как за счет роста доходов населения, непосредственно занятого в таких производствах, так и за счет дополнительных доходов регионального бюджета, частично направляемых на содержание здравоохранения, науки, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства). При этом, чем глубже степень переработки продукции на предприятиях региона, тем выше требуемый уровень квалификации трудовых ресурсов, тем больше и создаваемая добавленная стоимость, а, следовательно, и плата за труд, т.е. доходы населения. Однако в любом случае, значительная часть добавленной стоимости всегда будет оставаться у «организаторов», которые «вкладывают» в производство продукта уже готовые идеи, новые технологии производства и управления, свои организационные усилия. Поскольку современная конкурентоспособная продукция является интеллектуальноемкой, доля «интеллектуальной составляющей» в цене реализации такой продукции весьма значительна.
Соответственно регионы, ориентированные на создание оптимальных условий производства такой продукции получают и «плату» (в виде дополнительных налоговых доходов бюджета и доходов населения) как за сам произведенный товар, так и за его интеллектуальную составляющую, которую можно продавать в виде инноваций отдельно от товара. Поэтому с точки зрения экономики региона, намного выгоднее ориентироваться на предоставление благоприятных условий и льгот не только «процессу производства», но и научным исследованиям и «процессу разработки» производственных инноваций. Тогда сами производства могут быть размещены за пределами региона, принося при этом доход в экономику региона. Тогда и рост валовых объемов инвестиций перестает быть главным, если не единственным ориентиром региональной экономической политики, уступая место пропорциям в предметно-отраслевой структуре инвестиций. Важной становится интеллектуальная составляющая инвестиций и объект их приложения (основные фонды и человеческий капитал).
Рассматривая типологические особенности регионов, отметим, что этой проблеме уделяют большое внимание специалисты различных научных институтов России. Так, различные типологии регионов в свое время были разработаны Институтом экономики РАН, Советом по изучению производительных сил, Минэкономразвития РФ, а также независимыми исследователями.
Сотрудниками Института экономики РАН была предложена типология регионов по критерию лидирующего комплекса в структуре промышленного производства. Оценка проводилась по наибольшей доле отрасли в объеме промышленной продукции, исчисленной в сопоставимых ценах. В соответствии с предложенным подходом авторы выделяют шесть основных типов регионов, в зависимости от преобладания:[27]
1. Топливно-энергетического комплекса (5 регионов);
2. Металлургического комплекса (8 регионов);
3. Лесохимического производства (7 регионов);
4. Машиностроения и металлообработки (29 регионов);
5. Легкой промышленности (9 регионов).
6. Пищевой промышленности (19 регионов).
Однако данную типологию нельзя считать объективной, поскольку ей присущ ряд весомых недостатков. Во-первых, само доминирование какого-либо комплекса в структуре производств нельзя считать очевидным для всех регионов.[28] Поэтому правильнее было бы, сначала разделить регионы на обладающие и не обладающие специализацией. Во-вторых, приведенная типология построена на основе данных о структуре производства промышленной продукции и никак не отражает сельскохозяйственную ориентацию, характерную для некоторых российских регионов. В-третьих, вывод о специализации того или иного региона правильнее было бы делать не только на основании данных об отраслевой структуре промышленного производства, но еще и на основании данных об отраслевой структуре занятости.
Тем не менее, разделение регионов по специализации имеет определенный смысл, поскольку позволяет учитывать при прогнозировании и разработке стратегии развития экономики региона факторы, оказывающие влияние на определенные отрасли, а кроме того, позволяет прогнозировать показатели развития регионов в зависимости от целей и приоритетов государственной политики в развитии тех или иных отраслей. Кроме того, специализация региона позволяет косвенно характеризовать имеющиеся в регионе производственные мощности и их технологический уровень.
Также можно предложить разделять регионы не столько по признаку доминирования конкретных отраслей промышленности, сколько по уровню и степени переработки сырья, характерной для большинства производственных предприятий региона.[29]
С учетом вышесказанного типология регионов по специализации может выглядеть следующим образом:
1. Регионы, не обладающие специализацией:
а) с преимущественным развитием производств продукции низкой степени переработки;
б) с преимущественным развитием производств продукции высокой степени переработки;
в) с преимущественным развитием производств интеллектуальноемкой высокотехнологичной продукции;
2. Регионы, обладающие специализацией:
а) сельскохозяйственные регионы;
б) промышленные, с преимущественным развитием сырьевого и топливно-энергетического сектора;
в) промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:
- с производством продукции производственного назначения; с производством конечной продукции;
г) промышленные, с преимущественным развитием отраслей производящих конечную продукцию: низкой степени переработки
- высокой степени переработки интеллектуальноемкую высокотехнологичную конечную продукцию.
Представим данную типологию в виде схемы на рисунках 1.2 и 1.3.
Рис. 1.2. Типология регионов, не обладающих специализацией
Рис.1.3. Типология регионов, обладающих специализацией
Кроме Института экономики РАН, различные типологии регионов России были предложены научно-благотворительным фондом «Экспертный институт». В рамках исследования, проведенного этой организацией, в марте 2007 года, регионы в России были классифицированы:[30]
1. по уровню жизни населения (интегральная типология российских регионов по реальным, т.е. соотнесенным с прожиточным минимумом доходам населения и степени имущественного расслоения населения);
2. По демографической ситуации (оценка динамики численности населения; оценка естественного движения населения; оценка миграционного движения населения);
3. По динамике производства (динамике физических объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции предприятиями и населением);
4. По состоянию рынка труда (по уровню и динамике официальной безработицы и скрытой безработицы (неполный рабочий день и вынужденные отпуска);
5. По финансовому положению: то есть большинство налоговых доходов изначально зачисляется в федеральный бюджет, а уже затем распределяется между регионами. При этом федеральные власти в рамках закона о федеральном бюджете ежегодно пересматривают нормативы отчислений от основных налогов в бюджеты регионов.
Так или иначе, такая типология регионов объективно отражает большинство региональных особенностей, но все, же характеризует лишь текущее состояние регионов и не позволяет учитывать все факторы регионального развития. Поэтому для разработки стратегии экономического развития регионов разграничение их по названным признакам недостаточно. Так, например, донорский регион с выраженной специализацией в области нефтедобычи и нефтепереработки в условиях резкого падения мировых цен на нефть может одномоментно стать дотационным.
Поэтому для разработки экономической стратегии регионов необходима дополнительная типология регионов с точки зрения их конкурентных преимуществ и экономического потенциала. Нужна концепция экономически конкурентного федерализма.
Основные результаты исследований в данном разделе сводятся к следующему. В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.
В качестве средства повышения эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.
Задача статистического исследования уровня экономического развития регионов РФ является в настоящий момент актуальной и, несмотря на то внимание, которое ей в настоящее время уделяется, далека еще от удовлетворительного решения. Именно на основе анализа экономического положения региона должна строиться стратегия и тактика финансовой политики, выбор вида финансовой политики (дискреционная, стабилизационная, политика роста). Важным методическим аспектом в процессе реализации финансовой политики регионального развития должно стать изучение теорий экономического роста регионов, проверенных временем.
Экономическое развитие регионов – это сложный разносторонний процесс, описание которого с помощью одного интегрального показателя достаточно проблематично. Для статистической оценки региональных уровней экономического развития и определения экономического потенциала регионов должна быть применена система взаимосвязанных показателей, которые характеризуют различные аспекты регионального развития.
Магаданская область входит в десятку крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов.
Основу производственной сферы области составляют предприятия горнодобывающей, топливно-энергетической, пищевой промышленности.
Федеральный округ: Дальневосточный. Экономический район: Дальневосточный. Расстояние до Москвы – 7110 км. Часовой пояс – MSK +8
Площадь: 462,5 тыс. км². Доля территории Российской Федерации - 2,70%.
Регион на автомобильных номерах: 49. (Приложение 1)
Численность постоянного населения на 01.01.2008 составляет 165,8 тыс. человек. Плотность населения: 0,36 человека на 1 кв. км. Численность трудоспособного населения по состоянию на декабрь 2007 года составляет 116,939 тыс. человек.
Область находится на берегу Охотского моря и Тихого океана. ¾ территории занимают тундра и лесотундра. Главные реки области: Колыма, Аян-Юрях.[31]
Территория области в 18 веке заселялась якутами, до первых походов русских казаков в Колымский край. История Магаданского края по существу началась в 1920-е с прибытием туда научных геологоразведочных экспедиций. В начале 1930-х экспедициями были обнаружены месторождения россыпей золота. Был создан трест «Дальстрой», который занимался разработкой месторождений полезных ископаемых. К концу 1930-х были созданы первые золотодобывающие прииски, вокруг них строились поселки. В то время на Колыме широко стал использоваться бесплатный труд заключенных, которые были заняты на самых тяжелых работах. С 1950-х годов заключённые в отрасли постепенно замещались трудовыми ресурсами из других регионов страны.
Официальная дата образования Магаданской области – 3 декабря 1953.
Административным центром является г. Магадан, в котором, проживает 107,1тыс. человек. Удельный вес городского населения: 93,9 % (2005), по этому показателю область уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. (Средний показатель по Дальнему востоку — 74 %). Примерно две трети населения проживает в г. Магадан (100,2 тыс. человек). На сегодняшний день в Магаданской области образованы 49 муниципальных образований, из них 2 города, 8 районов, 24 поселка, 15 сел. По статусу муниципальные образования делятся на муниципальные районы - 8, городские поселения – 20, сельские поселения - 20 и городской округ - 1.
Схема территории Магаданской области представлена на рис. 2.1[32]
По переписи 1926 года население Магаданской области составляло всего 7 тыс. человек, к 1939 году в результате деятельности треста Дальстрой, использовавшего труд заключенных для добычи золота, численность населения выросла до 152 тыс. человек.
После перехода к системе организованного найма население области продолжало расти в течение еще ряда десятилетий, к 1990 году оно составляло около 390 тыс. человек.
Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе