Совершенствования финансовой политики в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

финансовая политика регионов.doc

— 830.50 Кб (Скачать)

В начале 90-х годов в результате экономического кризиса начался массовый выезд жителей области «на материк» («на большую землю»). Население области уменьшается быстрее, чем в целом на Дальнем востоке. Так за 17 лет с 1990 года оно уменьшилось на 57 %, тогда как на Дальнем востоке — на 19 %.

Рис. 2.1. Территория Магаданской области

 

Пик оттока населения (чистой миграции из региона) пришёлся на 1991—1996 годы, когда уехали самые мобильные люди, приехавшие в советское время в регион на заработки.

По данным Всероссийской переписи населения (октябрь 2002 г.) в Магаданской области проживало 182 тыс. 726 чел. Данные по национальному составу территории представлены в таблице 2.1.[33]

В области проживают представители коренных малочисленных народов. Из них на начало 2007 года — 57 % эвены, 23 % — коряки, 13 % — ительмены. Существенная доля малочисленных народов занята народными промыслами, основные из которых — оленеводство и рыболовство. Бо́льшая часть этой группы занята в натуральном хозяйстве, то есть в нетоварном сельском хозяйстве.

 

 

                                                                                                                              Таблица 2.1.

                            Национальный состав территории

Народ

Численность в 2002 году, тыс.

Русские

146,5 (80,2 %)

Украинцы

18,1 (9,9 %)

Эвены

2,5 (1,4 %)

Белорусы

2,2 (1,2 %)

Татары

2,0 (1,1 %)

Коряки

0,88 (0,5 %)

Ингуши

0,8 (0,45 %)

Немцы

0,7 (0,45 %)

Ительмены

0,65 (0,35 %)

показаны народы c численностью более 500 человек

 

 

Особенностью региона является, что при высокой естественной убыли (величина разности между числом умерших и родившихся) среди мужчин (434 человек в 2006 году), наблюдается небольшой, но уверенный естественный прирост среди женщин (12 человек). (таб.2.2.)[34]

Для области характерен суровый климат, значительная удаленность территории от центральных районов страны. Продолжительность зимнего периода от 6 до 7,5 месяцев.

Среднегодовая температура по всей территории области отрицательная. Более половины площади омывается водами Охотского моря и Тихого океана.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Таблица 2.2.

Населённые пункты с количеством жителей выше 2 тысяч
по состоянию на 1 января 2008 года

Магадан

99,6

Ягодное

3,9

Ола

6,4

Синегорье

3,1

Сусуман

6,3

Сеймчан

2,7

Сокол

5,2

Уптар

2,3

Омсукчан

4,3

Оротукан

2,2

Палатка

4,3

Стекольный

2,0

Усть-Омчуг

4,2

 

 


 

Почвы Магаданской области не отличаются высоким естественным плодородием. Значительная часть земель введена в сельскохозяйственный оборот в результате мелиорации. Область богата полезными ископаемыми, значительны промышленные запасы благородных, цветных и редких металлов: это золото, серебро, олово, вольфрам, встречаются медь, молибден, полиметаллические руды. Разведаны месторождения облицовочного камня. Имеются запасы нефти, торфа, древесины, газового концентрата.

Добыча и производство драгоценных металлов является градообразующей отраслью экономики Магаданской области. За 2007 год добыто 15,7 тонны золота, 605,5 тонны серебра.[35]

Перспективы территории связаны с её недрами, с выявлением новых коренных месторождений золота и серебра, промышленных месторождений меди, молибдена, олова и вольфрама, разведкой и освоением примагаданского нефтегазоносного шельфа.

Область располагает разнообразными видами ценных промысловых животных: горностай, выдра, ласка, росомаха, рысь, песец, лисица, волк.

В Магаданской области рыбное хозяйство является второй по значимости отраслью после горнодобывающей и единственной, продукция которой реализуется не только на внутреннем рынке России, но и поставляется на экспорт. По состоянию на 01.01.2008 г. по всем направлениям изъятия освоено 107,1 тыс. т водных биоресурсов, что превышает вылов 2007 г. на 5% и является максимальным показателем за последние 15 лет.

Рыбное хозяйство Магаданской области имеет высокую социальную значимость, обеспечивая занятость населения в прибрежных поселках и в г. Магадане.

Предприятия и организации рыбного хозяйства обеспечивают постоянным источником дохода с учетом работающих и членов их семей до 10 % населения Магаданской области.

Значительны биологические ресурсы Охотского моря, пресноводной флоры и фауны, представляют интерес эндокринное сырье, панты, бой рогов оленей.

Развиты оленеводство, промысел морского зверя, в ряде районов выращиваются овощи открытого и закрытого грунта.

На территории области насчитывается 25 групп минеральных источников, воды которых обладают различной минерализацией, преимущественно хлоридные, натриево-кальциевые, функционирует курорт «Талая».

Транспортные связи с другими регионами осуществляются автомобильным, морским и воздушным транспортом. Железнодорожное сообщение отсутствует.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 01.01.2008 года составляет 2350 километров. Автомобильные дороги общего пользования включают в себя федеральную автодорогу «Колыма», строящуюся от Якутска до Магадана, протяженностью 834 км, автодороги регионального значения (1110 км) и автодороги местного значения (459 км из них 295 км с твердым покрытием). Все федеральные и региональные дороги имеют твердое покрытие.[36]

Главные транспортные ворота области - Магаданский морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов.

В городе Магадане находится международный аэропорт, через который осуществляется авиационное пассажирское и грузовое сообщение с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и Дальнего Зарубежья. Перевозки осуществляют авиакомпании: ОАО «Аэрофлот», ФГУП «Дальавиа», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «КрайсЭйр», «Интеравиа», «Сибирь», «Якутия», Ираэро», «ФГУАП МЧС России». Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжелые транспортные самолеты.

Магаданский филиал ОАО «Дальсвязь» - крупнейшее предприятие по предоставлению услуг автоматизированной междугородней телефонной, пейджинговой, сотовой связи, который постоянно модернизирует и развивает свои сети. Продолжается реализация крупнейшего проекта по строительству сети нового поколения (NGN) в городе Магадане, предусматривающего полную реконструкцию линейно-кабельных сооружений с доведением абонентской распределительной сети до 100 % телефонизации жилых массивов.

Таким образом, в случае принятия кардинальных мер по стабилизации социально-экономического положения северных территорий, финансовому и правовому обеспечению, реализации областной целевой программы по содействию добровольному переселению в Магаданскую область соотечественников, проживающих за рубежом, а также проведению мероприятий по привлечению в регион высококвалифицированных специалистов, в том числе и молодежи, выезжающей в ЦРС для получения высшего образования, предусмотрено уменьшение темпов миграционного оттока с 139,4 человек на 10 000 человек населения в 2007 году и достижение притока населения (8 человек на 10 000 человек населения в 2011 году).

Следствием миграционного оттока и старения населения является снижение численности трудовых ресурсов. По оценке 2008 года она оставит 119,7 тыс. человек (-1% к 2007 году), и к 2011 году снизится на 0,4% к 2007 году.

Численность лиц занятых в экономике находится в прямой зависимости от численности трудовых ресурсов, поэтому в связи с продолжающимся оттоком за пределы области лиц трудоспособного возраста количественное снижение занятых в экономике в течение 2008-2011 годов предположительно составит 1,8 %.

В течение последних трех лет отмечалось снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения области. Темпы снижения численности безработных граждан увеличивались с каждым годом (в среднем за последние три года на 7,1%).

В то же время, по результатам обследований населения по проблемам занятости, проводимым Федеральной службой государственной статистики, в 2006, 2007 годах отмечались темпы снижения численности экономически активного населения в среднем за год на 4,5%, а в 2008 году - темп роста численности экономически активного населения составил 1,78%. [37]

В результате уровень регистрируемой безработицы снизился с 4,89% в 2006 году до 4,26% в 2008 году. В 2007 году наметилась тенденция к значительному снижению численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, которая имеет продолжение и в 2008 году, и по оценке в среднегодовом исчислении она составит 3,64 тыс. человек.

 

2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
              Структура расходов и доходов бюджета позволяет судить об устойчивости бюджета: отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень межбюджетных отношений. Центральное место в организации межбюджетной политики, принадлежит бюджету.[38] Являясь главным инструментом мобилизации и распределения денежных ресурсов, бюджет превратился в важнейший инструмент экономической политики, осуществляемой бюджетным распределением финансовых средств, что в достаточной степени прослеживается в анализе исполнения доходной и расходной части областного бюджета.

Так разработка областного бюджета Магаданской области осуществляется со следующими приоритетами, установленными губернатором, учитывая ситуацию мирового кризиса и дотационности бюджета:

- мобилизация всех дополнительных источников доходов в областной и местные бюджеты;

- совершенствование межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований, на основе законодательно утвержденных правил их регулирования, стабильности доходной части местных бюджетов;

- концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач по обеспечению стабильности в социальных отраслях и завершение перехода на адресную поддержку наименее защищенных слоев населения;

- отказ от необоснованного увеличения расходов бюджета без адекватных мер по привлечению доходов.

Комитет экономики администрации Магаданской области является одним из ведущих отделов системы управления областью. Созданный в 1999 году, комитет активно развивается, совершенствует свою деятельность. Председатель комитета экономике с момента его создания является Пиньевская Ирина Станиславовна. Деятельность данного структурного подразделения областной администрации подчинена основным целям и задачам, утвержденным губернатором нашего региона. Среди таковых особенно следует отметить:

1.        Формирование стратегии социально-экономического развития Магаданской области в рамках проведения единой государственной экономической политики.

2.        Определение путей и разработка моделей развития экономики региона, обеспечивающих наиболее эффективное использование производственного и трудового потенциала, повышение доходности хозяйственного комплекса области.

Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе