Шпаргалка по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Работа содержит 1 файл

otvety1 - финансы.docx

— 291.30 Кб (Скачать)

Ввиду особой важности бюджета  для всех сфер общественной жизни  его составление, утверждение и  выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также  является законом.

Экономическое значение бюджета  заключается в том, что он формирует  значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется  заметная доля доходов населения, приобретаются  крупные объемы продукции, увеличиваются  государственные материальные резервы  и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета  предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки  определенных предприятий, оказывается  помощь другим странам. Через государственный  бюджет проходит финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные  научные исследования, которые, в  свою очередь, являются основой для  развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через  бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство  тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается  государственный долг. Все это  позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально  размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу  и усиливает экономический потенциал  государства.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно  влияет на формирование важнейших экономических  и финансовых показателей: объем  производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь  основным планом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределения национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов  в стране.

 

 

 

 

 

 

51.Доходы государственного бюджета,  их экономическая сущность

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

-налогов, взимаемых как  центральными, так и местными  органами власти;

-неналоговых доходов,  складывающихся из доходов от  внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества,  находящегося в государственной  собственности;

-доходов целевых бюджетных  фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые  доходы - 7%, доходы целевых бюджетных  фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета  являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Налоги как основной вид доходов бюджета. Налоговая политика государства

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления для  выполнения возложенных на них функций.

В соответствии со ст.50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога  в федеральный бюджет, - по нормативу  100 процентов;

- налога на прибыль  организаций (в части доходов  иностранных организаций, не связанных  с деятельностью в Российской  Федерации через постоянное представительство,  а также в части доходов,  полученных в виде дивидендов  и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

- налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений  о разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального  закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

- налога на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;

И т.д.

Налоговая политика – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Налоговая политика на современном  этапе – совокупность мероприятий, осуществляемых государством с целью  воздействия на элементы налоговой  системы и налогового механизма  для регулирования налоговых  отношений в интересах достижения финансовой стабилизации и выполнения государственных программ экономического и социального развития.

 Выделяют три типа  налоговой политики:

-         политика максимальных налогов;

-         политика разумных налогов –  способствует развитию национального  дохода и обеспечивает ему  благоприятный налоговый климат;

-         налоговая политика, которая предусматривает  достижение высокого уровня налогообложения,  но при значительной социальной  защите.

Содержание налоговой  политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие звенья:

1.     Определение  и постановку главных целей,  конкретизацию перспективных и  ближайших задач (выработка концепции).

2.     Разработку  методов, средств и конкретных  форм организации налоговых отношений.

3.     Организацию  деятельности, управления с целью  достижения поставленных задач.

Налоговая политика направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества, важнейшие  из них следующие:

-         аккумулирование средств в бюджете, т.е. обеспечение его доходной части  с целью выполнения государством своих функций;

-         перераспределение национального  дохода в целях повышения эффективности  производства;

-         стимулирование производственной  сферы, деловой активности;

-         обеспечение структурных сдвигов  и изменения экономических пропорций  в пользу производств, непосредственно  направленных на удовлетворение  потребностей населения;

-         снижение уровня инфляции.

Налоговая политика определяет  роль налогов в обществе и тесно  связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства. Эффективной может  считаться только налоговая политика, которая стимулирует накопления и инвестиции.

В целях реализации налоговой  политики, успешного ее проведения в жизнь, используется налоговый  механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму  посредством налогового законодательства и регулирует ее. Налоговая политика на современном этапе и налоговый  механизм находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность. Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы государственного бюджета  показывают направления и цели государственных  ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

-военные;

-экономические;

-на социальные цели;

-на внешнеполитическую  деятельность;

-на содержание аппарата  управления.

В современных условиях в  связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был  предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал  закон возрастающей государственной  активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях рынка резко  сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего  на централизованные капитальные вложения.

Осуществление расходов бюджета  производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

·достижение максимального  эффекта при минимуме затрат;

·целевой характер использования  бюджетных ассигнований;

·предоставление бюджетных  средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования  ранее отпущенных ассигнований;

·безвозвратность бюджетных  ассигнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Понятие бюджетного устройства. Бюджетное устройство унитарного и федеративного государства

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.

К сожалению, БК РФ не дает определения  бюджетного устройства, что свидетельствует  о непонимании взаимосвязи бюджетных  категорий и их недооценки.

В ранее действовавшем  федеральном законе «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие бюджетного устройства трактовалось как: «Организация бюджетной системы и принципы ее построения».

Совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма  заложено в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.

Основы бюджетного устройстваопределяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство– это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство– это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство– это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы  унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном  устройстве.

Бюджетный кодекс РФ (далее  БК РФ) дает следующее определение  бюджетной системы: «Основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Бюджетная система РФ, принципы ее построения

 

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Информация о работе Шпаргалка по финансам