Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".
Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:
Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.
Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.
Принцип сбалансированности обеспечивае
Принцип эффективности
использования бюджетных
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.
Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.
56. Понятие бюджетного права
Бюджетное право России – это подотрасль российского права,
часть финансового права, его ведущий
институт; совокупность устанавливаемых
государством общеобязательных норм,
определяющих основы бюджетного устройства
страны, составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения государственного бюджета
и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную
систему государства. Бюджетное право
России также включает в себя перечень
доходов и расходов бюджета, порядок распределения
доходов и расходов между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно—
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.
57 Система межбюджетных отношений
Прежде чем говорить
о межбюджетных отношениях, необходимо
определить, что, собственно, представляет
собой бюджет государства. В самом
общем виде им является план доходов
и расходов государства на текущий
год, составленный в форме баланса
и имеющий силу закона. В любой
стране государственный бюджет - ведущее
звено финансовой системы, единство
основных финансовых категорий: налогов,
государственных расходов, государственного
кредита - в их действии.
Тем не менее, являясь частью финансов,
бюджет можно выделить в отдельную экономическую
категорию, отражающую денежные отношения
государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения национального
дохода (частично и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления
[1].
Для России же в силу ее федеративного
устройства важную роль приобретает не
просто выработка грамотного бюджетного
механизма, а правильное соотношение бюджетов
различных уровней, действующих на территории
страны, что и составляет понятие бюджетной
системы. Даже грамотно построенный и
сбалансированный федеральный бюджет
не в состоянии в полной мере выполнять
свои перераспределительные и контрольные
функции при отсутствии надлежащего бюджетного
механизма непосредственно на местах.
Таким же образом не может проявляться
эффект проводимой на местах бюджетной
политики в условиях ее постоянного противостояния
несбалансированному федеральному бюджету.
Межбюджетные отношения – это отношения
между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления, связанные
с формированием и исполнением соответствующих
бюджетов [1; 3].
Еще в 1999 г. в послании Президента Правительству
РФ «О бюджетной политике на 1999 год» была
поставлена задача, чтобы в новую фазу
вступила реформа межбюджетных отношений
на базе создания сбалансированной системы
прав и ответственности органов государственной
власти РФ, ее субъектов и органов местного
самоуправления. Программа стабилизации
экономики и финансов, одобренная на расширенном
заседании Правительства РФ 23.06.1998 г., среди
мер по преодолению бюджетного кризиса
также особо выделяет упорядочение межбюджетных
отношений, что свидетельствует о большой
важности этой проблемы.
Межбюджетные отношения в РФ основываются
на следующих принципах [3]:
- самостоятельность бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации;
- сбалансированность интересов всех участников
межбюджетных отношений бюджетной системы
РФ;
- равенство бюджетных прав субъектов
Федерации, муниципальных образований
во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
- законодательное разграничение доходных
источников между бюджетами;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной
обеспеченности;
- единство бюджетной системы РФ;
- передача отдельных видов расходов из
федерального бюджета в территориальные
бюджеты;
- средства, переданные бюджету одного
уровня из бюджета другого уровня для
обеспечения государственных полномочий,
учитываются в соответствующем бюджете
как доход в форме безвозмездных перечислений.
В соответствии с этими принципами отдельные
виды бюджетных расходов могут передаваться
из федерального бюджета в бюджеты субъектов
РФ путем включения соответствующих норм
(положений) в федеральный закон о федеральном
бюджете с одновременным внесением изменений
в Бюджетный Кодекс.
Одной из центральных проблем бюджетного
федерализма является бюджетное выравнивание,
которое подразделяется на вертикальное
и горизонтальное (эти понятия пришли
к нам из зарубежной практики). Вертикальное
выравнивание - это процесс достижения
баланса между объемом обязательств каждого
уровня власти по расходам с потенциалом
его доходных ресурсов (налоговых поступлений).
На вышестоящий уровень накладываются
обязательства: в случае, если потенциальные
возможности по обеспечению доходной
части на нижестоящем уровне недостаточны
для финансирования возложенных на него
функций, центральное правительство обязано
предоставить этому региональному или
местному органу власти недостающие бюджетные
ресурсы. Центральное правительство, обладая
гораздо большими, чем любой регион, возможностями
экономического регулирования и объемами
налоговых поступлений, должно компенсировать
дисбаланс региональных бюджетов за счет
средств, аккумулированных на уровне федерального
бюджета. Вертикальное выравнивание непременно
должно сочетаться с горизонтальным, означающим
пропорциональное распределение налогов
и дотаций между субъектами Федерации
для устранения неравенства в возможностях
различных территорий, вызванных территориальным
фактором. Таким образом, получается, что
к расходам федерального бюджета на решение
социально-экономических задач федерального
масштаба добавляются еще и расходы на
достижение сбалансированности бюджетной
системы.
Если говорить упрощенно, то система бюджетного
выравнивания определяет такое взаимодействие
между федеральным бюджетом и субъектами
федерации, которое позволяет любому гражданину,
проживающему в России, получать определенный
уровень государственных услуг, независимо
от того, на территории какого региона
он проживает.
В России оба направления бюджетного выравнивания
сопряжены с огромными трудностями. Задача
горизонтального выравнивания становится
здесь сложна, как ни в одной другой стране
мира, поскольку решение задачи обеспечения
каждому гарантированных государством
услуг связано с большими различиями в
экономическом положении тех или иных
регионов, с различным уровнем затрат
и большой дифференциацией бюджетных
возможностей региональных и местных
органов власти. Существенное воздействие
на обеспечение каждому социальных стандартов,
гарантированных государством, оказывают
рыночные процессы и продолжающийся экономический
кризис, заставляющий предприятия отказываться
от социальных затрат и сокращать численность
работников, которые обращаются за защитой
к государству. Эти факторы породили ряд
факторов, которые наряду с естественными
географическими должны непременно учитываться
при организации горизонтального выравнивания
бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация
населения по уровню денежных доходов,
и существенные региональные различия
в прожиточном минимуме, и разный уровень
цен. Все это значительно усложняет и без
того непростую задачу бюджетного выравнивания
[3].
Организация вертикального бюджетного
регулирования также сопряжена со значительными
трудностями. На сегодняшний день в ее
основу положены такие принципы, которые
в определенной мере стимулируют субъекты
Федерации к повышению дефицита своего
бюджета.
Именно с помощью бюджета государство
имеет возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового и многоуровневого
перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину
того, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, показывает, соответствует
ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребносте
58.Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование.
Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом.
Первая стадия – стадия составления проекта бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета принимается выборным органом местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального образования организуют поэтапную работу по составлению проекта местного бюджета. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики муниципального образования, рассчитываются контрольные цифры проекта местного бюджета на соответствующий период и подготавливаются другие документы.
Вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение проекта бюджета выборным органом местного самоуправления. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.
Третья стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие решения о бюджете.
В
случае непринятия проекта местного
бюджета до 1 января конкретного
года исполнительные органы муниципального
образования имеют право
По соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года до принятия местного бюджета.
Четвертая стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря.
Исполнение
бюджетов осуществляется по доходной
и расходной частям бюджетов. Исполнение
доходной части бюджета связано
с перечислением плательщиками
соответствующих налогов и
Пятая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета выборным органом муниципального образования. В соответствии с Бюджетным кодексом отчетный доклад об исполнении местного бюджета за прошедший финансовый год представляется ежегодно в мае следующего за отчетным года.
Рациональное
управление государственными финансами
в условиях большого разнообразия бюджетных
доходов и расходов, а также
сложности финансово-бюджетных
Ведомственная
классификация расходов местного бюджета,
классификация источников внешнего
финансирования дефицита местного бюджета
и классификация видов
59.Составление проектов бюджетов
Официально составление бюджета начинается с Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год,,
К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:
Составление бюджета основывается на:
60.Исполнение бюджета. Казначейская система исполнения бюджетов
Исполнение бюджета
— важнейший этап бюджетного процесса,
на котором реализуются намеченные
прогнозы, планы, программы. Эффективное
и экономное использование