Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".
4. Содержание и значение финансовой политики. Задачи финансовой политики государства.
Государственная финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на своевременное создание бездефицитного государственного бюджета, использование финансов для выполнения государством своих функций. Финансовая политика — самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений. Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Без эффективной финансовой политики невозможно осуществление государством своих социальных, экономических, экологических, оборонных и других обязанностей. Финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики, необходимой для развития финансовой системы страны.
Планированием и осуществлением финансовой политики государства занимаются следующие государственные структуры: аппарат Президента; Законодательное собрание; правительство; Министерство финансов; Федеральное казначейство; Центральный банк России; местные финансовые органы и др.
Задачи финансовой политики государства состоят в обеспечении устойчивого экономического роста, эффективного использования государственных финансов, обеспечении надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка. Для обеспечения этих задач государство 1) требует от хозяйственных субъектов составления бухгалтерской, финансовой, статистической и иной отчетности, а также сведения о различных финансовых процессах, чтобы создать единое поле финансовой информации; 2) устанавливает правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых происходит регулирование всех финансовых отношений; 3) проверяет правильность и законность уплаты налогов и сборов и т.д.
В зависимости от длительности периода и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, реализацию определенных экономических и социальных стратегий. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая политика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.
Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют:
1) аппарат Президента;
2) законодательные органы;
3) правительство и др.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и их рациональном размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.
5. Понятие финансового механизма, его структура.
Финансовый механизм - это система финансовых методов, рычагов, форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.
Финансовые механизмы различны в разных типах хозяйства. Они имеют разное содержание в либеральной, направляемой или коллективистской экономике. Финансовый механизм включает в себя:
- механизм функционирования международных финансов;
- механизм функционирования государственных финансов;
- механизм функционирования финансов хозяйствующих субъектов;
- механизм функционирования финансов граждан.
В свою очередь, каждый из них включает отдельные структурные элементы. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным делением выделяются следующие финансовые механизмы:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Можно также выделить отраслевые финансовые механизмы. Каждый из отраслевых финансовых механизмов, в свою очередь, делится на отдельные структурные элементы.
Три составляющие структуры финансового механизма:
-ресурсная;
- организационная;
- системы обеспечения. Ресурсная составляющая состоит из:
- финансовых ресурсов;
- материально-технических ресурсов;
- кадровых ресурсов.
Организационную составляющую финансового механизма образуют финансовые методы и финансовые рычаги.
Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс путем управления движением финансовых ресурсов и путем организации финансовых отношений. Финансовые методы - это налогообложение, кредитование, финансовое планирование, инвестирование.
Приемом действия финансового метода является финансовый рычаг Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность (прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, цена, дивиденды, процентные ставки, заработная плата).
Третья составляющая финансового механизма включает правовое, программное, информационное обеспечение и организационную культуру.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные документы.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания.
Информационное обеспечение состоит из разного рода и вида экономической, политической, социальной, технической, коммерческой, финансовой информации.
Программное обеспечение финансового механизма является самостоятельным и важным его элементом. В связи с тем, что современные системы основаны на безбумажной технологии, экономические субъекты используют сети компьютеров, новые средства коммуникации, которые все активнее входят в повседневную жизнь экономических субъектов.
Организационная культура - это способ организации экономическим субъектом своей производственной, торговой, инвестиционной и финансовой деятельности, позволяющий ему с наименьшими затратами времени и ресурсов обеспечить высокий имидж и рейтинг на рынке.
6. Понятие и методы управления фин-ми. Объекты и субъекты управления финансами
Упр-ие фин-ми деят-ть по обеспечению развития фин-ой системы гос-ва или конкретного субъ-та хозяйствования в соответствии с заданными колич-ми и кач-ми параметрами.
В управ-ии фин-ми выделяют несколько функц-ых эл-ов:
1.фин-ое планирование – фин-ая деят-ть субъектов хозяйствования и гос-ва. Итоговым результатом явл. составление фин-ых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая гос-ым бюджетом;
2.оперативное управ-ие - комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся фин-ой ситуации с целью получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перерасп-ия фин-ых ресурсов;
3.фин-ый контроль осущ-ся и в процессе планирования, и на стадии оперативного управ-ия. Исполь-ся для сопоставления фактических рез-ов от исполь-ия фин-ых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста фин-ых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.
При выработке управленческих решений фин-го характера, оформляемых в юр-их законах, фин-ых прогнозах и планах, постановлениях и др., следует учитывать: экон-ие тренды и юрид-ие законы; результаты экон-го анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы. Необх-мо использовать экономико-матем-ие методы и возможности автоматизированных систем управления фин-ми, а также рационально сочетать экон-ие и административные методы управления.
В управ-ии фин-ми выдел-ся объекты и субъекты управ-ия. В кач-ве объектов выступают разнообразные виды фин-ых отношений. Субъектами явл-ся те организационные структуры, кот. осуществляют управление.
В соответствии с классификацией фин-ов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управ-ия: фин-сы пред-ий (учреждений, орг-ций); страх-ые компании; гос-ые фин-сы и др.
Им соответствуют следующие субъекты управ-ия: фин-ые службы (отделы) пред-ий (орг-ций, учреждений); страховые органы; фин-ые органы и налоговая администрация и др.;
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление фин-ми называется финансовым аппаратом, состоящим из фин-ых служб предприятий (отдела внутреннего и внешнего аудита, фин-го планирования, бухгалтерии и др.) и гос-ва (налоговые органы, Счетная палата).
Субъекты управ-ия используются в каждой сфере и каждом звене фин-ых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на фин-сы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат: фин-ое планирование; прогнозирование; программирование; фин-ое регулирование; оперативное управление; фин-ый контроль;
Сферы и звенья фин-ых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый фин-ый аппарат. Разные звенья финансового аппарата обслуживают различные виды распределения фин-ов: внутрихозяйственное - финансов предприятий; внутриотраслевое - финансов предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - гос-го бюджета, внебюджетных фондов.
Фин-ый аппарат состоит из Министерства фин-ов, Фед-го казначейства, Фед-ой налоговой службы, Фед-ой службы страх-го надзора:
1.Мин-во фин-ов осущ-ет выработку единой гос-ой фин-ой, кред-ой, ден-ой пол-ки и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу гос-го долга, в области аудиторской деят-ти, бух-го учета и бух-ой отчетности.
2. Фед-ое казначейство осущ-ет переводы бюджетных ден-ых средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения фед-ой бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Кроме того, осущ-ет предварительный и текущий контроль за выделением и расходованием государственных средств непосредственно получателями бюджета.
3.Фед-ая налоговая служба явл-ся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
4.Фед-ая служба страхового надзора осуществляет гос-ый надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и гос-ва. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению гос-го реестра страховых орг-ций, осущ-ет контроль за обеспечением фин-ой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.