45.
Сущ-ть бирж. спекуляции
и ее роль в
эк-ке. Осн. биржевые
спек-ты, их бирж.
тактика.
Спекулянт
- лицо, стремящееся по-ть пр-ль за счет
разницы в курсах финн. инстр-тов.
Исп-зуя
эк-матем. и стат. м-ды прогн-ия и оценки
спроса и предложения, они м. сов-ть
сд. в теч. 1 или неск. торг. дн., нед.,
мес. При этом спек-ты м. играть как
на пониж-е цены («медведи»), так и
на пов-ие цены («быки») контракта или
опциона.
Игра
на пониж-е осущ-ся путем пр-жи спек-тами
(«медведями») финн. инстр-тов с целью
их посл-щего откупа по более низ. цене.
Игра
на пов-ие осущ-ся путем пок-ки спек-ми
(«быками») фин. инстр-тов с целью
их посл-щей пр-жи по более выс. цене.
В
зав-ти от м-дов ведения опер-ий, стр-ии
и тактики тор-ли выд. категории
бирж. спек-тов:
Позиционные
спек-ты опираются на долгоср.дин-ку
цен и не интер-ся незн-ми их изм-ми. Такие
спек-ты после пок-ки или пр-жи контракта
держат открытую поз-ию от неск. дн. до
неск. нед., реже мес.
Внутридневные
спек-ты в отл. от позиц. удер-ют позицию
в теч. 1 дня, ожидая сущ-ого движ-ия цен,
и оч. редко переносят ее на след. день.
Скалпер
пол-т пр-ль от незн-ых, быстрых изм-ий цен
за сч. бол. торг. об-та. В теч. торг. дня
скалпер пок-ет и пр-ет бол. кол-во контрактов
и к концу его, как и однодневный спек-т,
закр-т позиции.
Спрэдеры
исп. разницу цен на разл., но взаимосв-е
фьючерсные контракты. Они выигр-т не на
пов-ии или на сниж-ии цен, а на их соотн-ии,
что позв-т сниз. риск и повыс. дох-ть операций.
Пр-ль спрэдера м. возн-ть при исп-ии соотн-ия
цен на контракты по 1 товару с разн. ср.
пос-ки либо по разн. товарам с единым ср.
пост-ки. Такие операции наз. спрэдом.
46.
Сущность и цели
хеджирования. Механизм
хеджирования.
47.
Виды хеджирования,
их характеристика
и назначение.
Хеджирование,
или страхование —
это бирж. страх-ие ценовых потерь на физ.
(наличном, реальном) р-ке по отн-ию к фьючерсному
или опционному р-ку.
Цель
хеджирования закл. в переносе риска
изм-ия цены с 1 лица (хеджера) на др. (спек-та).
Хеджер
компенсирует уб-ки, пол-ые от реал-ии на
р-ке реального т-ра, за сч. пр-ли от сд.
с произв-ми финн. инстр-ми на ср. р-ке.
В
кач-ве хеджеров м. выст-ть 2 уч-ка, 1 из кот.
страх-ся от риска повыш-ия, а др.
— от риска пониж-ия цены.
Тех-ка
хедж-ия:
- пр-вец реал.
т-ра, стремясь застрах-ть себя от предпол-го
сниж-ия цены, продает на бирже фьюч-ый
кон-кт на дан. т-р. В сл. сниж-ия цен он выкупает
фьюч-ый конт-кт, цена на кот. тоже упала,
и пол-ет пр-ль на фьюч-ом р-ке, кот. д. компенс-ть
недополуч-ю им выручку на р-ке реал. т-ра;
- покуп-ль
реал. т-ра заинт-ан в том, чтобы не потерпеть
уб-в от повыш-ия цен на т-р. Поэтому, полагая,
что цены будут расти, он пок-ет фьюч-ый
кон-кт, цена кот. тоже вырастет с ростом
цены на р-ке реал. т-ра, тем самым комп-руя
свои доп.расх. по пок-ке реал. т-ра.
Стратегия
хеджирования — это сов-ть конкр. инстр-тов
хедж-ния и сп-бов их применения для ум-ния
ценовых рисков.
Все
стратегии хедж-ия основаны на параллельном
движ-ии цены на р-ке реал.товара и ср.
рынке, рез-том кот. явл. возм-сть
возместить на ср. р-ке убытки, понесенные
на р-ке реал. товара.
Принцип
страх-ия построен на том, что если в
сд. 1 сторона теряет как пр-вец
реал. товара, то она выигрывает как
пок-тель фьючерсов на то же кол-во товара,
и наоборот.
Сущ.
2 осн. типа хедж-ния:
- Хедж-ние
продажей (короткое) — это пр-жа на ср.
р-ке фьюч-ых контрактов при закупках равного
кол-ва реал. товара с целью страх-ия от
риска падения цен к моменту поставки
реал. товара. Короткое хедж-ние обычно
примен. для обеспечения продажной цены
реал. товара, кот. находится или будет
находиться в собст-сти торговца, фермера,
перераб-щего или добыв-го предп-ия.
- Хедж-ние
покупкой (длинное) — это покупка фьюч-ых
контрактов с целью страх-ия цен на пр-жу
равного кол-ва реал. товара с поставкой
в будущем. Цель - чтобы избежать любых
возможных потерь, кот. могут возникнуть
в рез-те повыш-ия цен на товар, уже проданный
по зафикс-ой цене, но еще реально отсутствующий
в наличии.
Арбитраж
(arbitration) — это способ получения пр-ли
за счет разницы в ценах на одни и те же
или взаимосв-ые финн. инстр-ты путем одновр-ой
покупки-продажи активов либо на разных
по расположению, либо на одном и том же
р-ке.
Арбитражные
операции не связаны с риском.
Возм-сть
проведения арбитража появл. только
в том сл., если соотв-щей инф-цией
обладает только конкр. игрок на р-ке
либо оч. ограниченный круг проф. уч-ков
рынка, связ. м/у собой общностью
интересов. В противном сл. когда
такая инф-ия становится общедоступной,
возм-сть арбитража пропадает.
Т.о.,
проведение арбитр. операций предполаг.
умение быстро и адекватно реагировать
на получ-ую инф-ию. Осущ-ие арбитр. операций
приводит к выравниванию возникшего
разброса цен на одни и те же активы
на разн. р-ках.
Если
хеджер и спек-нт, заключая сд., изменяют
свой риск (хеджеры снижают, спекулянты
— повышают), то арбитр. операции не
связаны с к.-л. риском.
48.
Роль, функции и
операции центрального
банка на РЦБ.
Центральный
банк на РЦБ с одной
стороны, является профессиональным
участником; с другой
стороны, как государственный
орган, осуществляет
регулирование рынка
ценных бумаг
В
наиболее общем виде центральный
банк выполняет следующие функции:
- является
финансовым агентом правительства;
- осуществляет
операции с использованием ценных бумаг
для целей регулирования денежного обращения
и решения текущих и долгосрочных задач
денежно-кредитной политики;
- выступает
органом государственного регулирования
для коммерческих банков — профессиональных
участников рынка ценных бумаг;
- принимает
участие в развитии институциональной
и правовой инфраструктуры рынка ценных
бумаг;
- является
консультантом правительства и парламентских
органов, соавтором разработки законодательных
актов о финансовом рынке, координатором
в объединении ресурсов для разработки
новых систем торговли ценными бумагами.
В
качестве финансового
агента правительства
центральный банк,
как правило
- организует
первичное размещение и обращение государственных
ценных бумаг;
- может выполнять
функции депозитария, клирингового и расчетного
центра по операциям с отдельными выпусками
государственных ценных бумаг;
- выступает
агентом по платежам, связанным с обслуживанием
внутреннего государственного долга в
форме ценных бумаг;
- может устанавливать
требования к торговой и депозитарной
системе, заключает договоры с организациями
на выполнение функций соответствующих
систем;
- устанавливает
правила проведения и проводит аукционы
по продаже государственных облигаций
на первичном рынке;
- хранит сведения
(глобальные сертификаты) о каждом выпуске
государственных облигаций, присваивая
каждому выпуску государственный регистрационный
номер;
- осуществляет
по поручению Министерства финансов РБ
дополнительную продажу на вторичном
рынке государственных облигаций, не проданных
в период их первичного размещения;
- осуществляет
погашение государственных облигаций
по поручению Министерства финансов Республики
Беларусь в день погашения;
- передает
по требованию Министерства финансов
Республики Беларусь в порядке, установленном
в договоре между центральным банком и
Министерством финансов, информацию о
состоянии счетов «депо» дилеров и инвесторов,
полученную на основании отчетности;
- осуществляет
торговлю государственными облигациями
на вторичном рынке путем выставления
во время торгов заявок на покупку и продажу
государственных облигаций.
Центральный
банк использует операции с государственными
ценными бумагами в качестве одного
из инструментов денежно-кредитной
политики при проведении операций открытого
рынка: размещает государственные
облигации на вторичном
рынке или покупает
их с целью корректировки
объема денежного предложения.
В рамках осуществления государственной
ДКП ЦБ эмитирует собственные облигации
для целей оттока ресурсов с денежного
рынка. Для формирования золотовалютных
резервов банк может выпускать векселя,
номинированные в иностранной валюте
Контрольные
функции центрального банка
существенно различаются по странам. В
наиболее общем виде их можно представить
следующим образом:
- контроль
за размещением и обращением государственных
облигаций;
- получение
информации о ходе торгов государственными
облигациями, имеющейся в торговой системе,
об остатках на счетах «депо» дилеров
в депозитарии, о движении средств по счетам
в торговой системе;
- приостановление
операции любого дилера с государственными
облигациями при обнаружении в его операциях
нарушений действующего законодательства;
- установление
порядка учета операций, совершаемых банками
на рынке ценных бумаг.
Роль
НБ в регулировании
РЦБ
- законодательная
роль (разработка проектов законов, выпуск
подзаконных актов, определяющих правила
и стандарты совершения операций на рынке
ценных бумаг в пределах компетенции Национального
банка, установление требований к участникам
рынка, операционных и учетных стандартов);
- контроль
за финансовой устойчивостью и безопасностью
рынка путем установления экономических
нормативов, регулирующих деятельность
банков - профессиональных участников
рынка ценных бумаг; осуществления надзора
за финансовым состоянием банков - профессиональных
участников рынка ценных бумаг, принятия
мер по их оздоровлению;
- формирование
системы защиты инвесторов от потерь (в
том числе государственные или смешанные
схемы страхования инвесторов);
- предотвращение
негативного воздействия на фондовый
рынок других видов государственного
регулирования (монетарного, валютного,
фискального, налогового);
- предупреждение
чрезмерного развития рынка государственных
ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных
ресурсов на покрытие непроизводительных
расходов государства.
Национальный
банк в соответствии с законодательством
РБ выполняет следующие функции
и операции:
- выполняет
функции финансового агента Правительства
РБ по обслуживанию государственного
долга РБ;
- оказывает
посреднические услуги в качестве финансового
агента Правительства РБ на рынке государственных
ценных бумаг, участвует в организации
их первичного размещения и обращения;
- выполняет
функцию организатора денежных расчетов
по сделкам с государственными облигациями
в соответствии с действующим законодательством.
(осуществляя операции по кассовому исполнению
государственного бюджета НБ выступает
агентом но платежам, связанным с обслуживанием
внутреннего государственного долга в
форме ценных бумаг, ведет расчеты по выплате
процентов и погашению государственных
ценных бумаг, осуществляет учет операций
с ними);
- выступает
в роли консультанта Министерства финансов
РБ по вопросам выпуска государственных
ценных бумаг и погашения государственного
долга республики с учетом их воздействия
на состояние банковской системы и приоритетов
денежно-кредитной политики РБ;
- выступает
органом государственного регулирования
для коммерческих банков - профессиональных
участников рынка ценных бумаг;
- регулирует
обращение ценных бумаг - валютных ценностей
как в части банковских, так и небанковских
операций;
- в рамках
регулирования ликвидности банков использует
операции с ценными бумагами в качестве
инструмента проведения денежно-кредитной
политики, осуществляет операции рефинансирования
банков под залог государственных ценных
бумаг (или другое обеспечение, определяемое
Правлением НБ);
- осуществляет
эмиссию собственных ЦБ, а также операции
с государственными ценными бумагами
на вторичном рынке (аукционы, доразмещение,
сделки на вторичном рынке, депозитарные
операции, выдача кредитов под залог ценных
бумаг).
НБ
принимает активное участие в
развитии и поддержании на необходимом
уровне инфраструктуры РЦБ РБ.
В
настоящее время созданы и
функционируют основные элементы его
институциональной инфраструктуры.
Так, вторичное обращение государственных
ценных бумаг и ценных бумаг НБ,
эмитированных на безбумажной основе,
совершается через ОАО «Белорусская
валютно-фондовая биржа». Торги проводятся
в соответствии с правилами и
регламентами, согласованными с НБРБ.