Роль и значение кредитной системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:33, дипломная работа

Описание работы

Целью является исследование условий и особенностей формирования кредитной системы и механизма и ее функционирования, выявление текущих проблем и способов их решения, анализ возможных направлений развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать анализ основных исторических типов кредитных систем;
Исследовать последовательность и цели создаваемых элементов кредитной системы;
Исследовать особенности кредитной системы;
Дать анализ влияния долларизации экономики на функционирования кредитной системы;

Содержание

Введение………………………………………………….………3

Глава 1. Роль и значение кредитной системы в экономике Кыргызстана…………………………………………………………7
1.1. Кредитная система как одна из важных основ рыночной экономики……………………………………………………………7
Роль НБКР в регулировании кредитной системы страны…………….…………………………………………..13
Глава 2. Формирование кредитной системы и ее роль в развитии рыночных экономических отношений……………………..……..27
2.1. Особенности процессов развития кредитной системы в переходной экономике Кыргызстана..…………………………....27
2.2. Направления кредитной политики в реализации переходных рыночных отношений…………………………………………...…33
2.3.Динамика основных финансовых показателей ОАО «РСК Банк» …………………………………………………………….…38
Глава 3. Проблемы кредитной системы и направления ее развития в Кыргызстане…..………………….…………………....49
3.1. Воздействие долларизации на развитие экономики страны………………………………..……………………………..49
Перспективы институционального развития кредитной системы ……………………………………………………..56

Заключение………………………………………………………..61
Список использованной литературы……………………………65

Работа содержит 1 файл

Введение Наргиза.doc

— 1.75 Мб (Скачать)

     В-третьих,    структура     долларизации -   преобладает    ли    в    ней   замещение     валют   или    замещение    активов -     усложняет    проблемы     выбора     обменного      курса   и    денежного     агрегата    как    промежуточной    цели     монетарной    политики.    На     наш    взгляд     долларизации    в     большей     мере   носит    форму     замещения    активов,    на     этапе    становления     отражая    слабость      переходной    экономики     ее     неспособность     производить      достаточный     объем     товаров   и    услуг.    С     наступлением     периода     устойчивой     макроэкономической     стабильности     долларизации     принимает   в     большей   мере    форму    замещения     валют.    То   есть,     иностранная     валюта     повсеместно     используются    как   средство     платежа    наравне   с     национальной    валютой,     отражая     наряду    с      сохраняющейся    слабостью     производственного      потенциала     внутренней     экономики        углубление       интеграционных      процессов.     При    этом    денежно-  кредитная    политика    при     долларизации     в     форме     замещения    активов     осуществляется    с     использованием      количественных    промежуточных     целей,     тогда   как    при      долларизации    в    форме     замещения    валют     может   переходить    на     процентные     промежуточные     цели.     Эти     выводы    позволяют    сделать    нам   как     некоторые     эмпирические     данные,    так    и     имеющиеся    немногие    исследования     долларизации     в     переходных     экономиках.    Рост    кредитов   в     торговлю    и    коммерческое     кредитование     означает     что     растет     импорт      потребительских       товаров    за     счет    кредитов   в    эту      отрасль     экономики    то  есть      возрастает     зависимость     от     импорта,    а    следовательно    и      неустойчивость     экономики   в     средне - срочном    периоде.

Рост   кредитного     портфеля    в    системе     коммерческих     банков   Кыргызской      республики    наблюдается   с    2001   года.    Отправившись    от    российского     кризиса     банки,      предпочитали,    кредитовать    в национальной    валюте  ограничивая     вероятность     валютного     риска.

Кредиты   в    национальной    валюте     росли   опережающими    темпами,   и    лишь  с     конца    2002   года     валютные    кредиты    показывают    едва   заметный   прирост,   и   на   это     понадобилась    почти    два   года.    В   Кыргызстане     единственным    альтернативным    финансовым     инструментом    для     населения     являются    Государственные    казначейские    векселя     средняя    за    2004-2005    г.г.     доходность     которых,    находится    на      низком     уровне   около    46%   по    3-х  мес.     57%- по  6  мес.   79%   по-12  мес. ГКВ.    Если     добавить    что    средние    за   2004-2005    гг.     предлагаемые     коммерческими      банками    процентные   ставки    по    срочным    депозитам      также     находятся    на    низком    уровне    около   54  %-  для    иностранной     валюты        83   %   для    национальной     валюты,    то    понятно,    что    привлекательных      финансовых      активов    для    населения       практически     нет   на    финансовом    рынке    республики.    Поэтому    предпочтения      населения      склоняются    к    тому      чтобы     тратить    а    не     сберегать    то     есть     растет    потребительский    спрос     который    обеспечивается        главным    образом   не    местными товаропроизводителями       а   за    счет     увеличения     импорта    потребительских     товаров,  а следовательно     увеличения      дефицита     платежного    баланса.   Согласно    выводам  эконометрических     исследований    уровень     долларизации      является    очень  инерционным     показателем    и     около   90  %   его     текущего    значения   определяется     прошлым    значением.    К  важным   выводам  относятся    и  такие   данные  увеличение  относительной  доходности   активов   на  1  процентный   пункт  приводит   к  снижению  уровня   долларизации   на   0,3 % ,  а  увеличение  внешнеторгового   сальдо  на  100  млн.   долларов   приводит   к   увеличению   уровня    долларизации   в  среднем   на   0,02 %.  То  есть  рост   импорта  потребительских  товаров  поддерживаемый   ростом   кредитования   отрасли  экономики  (Торговля  и  коммерческие  операции)  ведет  к   росту  долларизации  росту  зависимости   республики   от  внешних  факторов  росту  инфляции.  Классическая  схема  ограничения  потребительского  спроса  посредством   денежно-  кредитной    политики -   это поддержание  высоких  ставок   доходности   в  национальной  валюте по альтернативным финансовым  активам, через повышение процентных ставок не является предпочтительным инструментом экономической (денежно кредитной политики), поскольку высокие ставки негативно влияет на реальный сектор экономики. Более того, реакция кредитного рынка на повышение процентных ставок будет более сильная, чем рынка депозитов, так как согласно совместным исследованиям НБШ и НБКР кредитный рынок  является менее конкурентоспособным, чем депозитный.

 

3.2. Перспективы институционального развития кредитной системы

Центральный банк имеет  свой интерес и в развитии институтов для независимой оценки финансового состояния предприятий – независимых кредитно-рейтинговых агентств, которые различаются целями и задачами, организационно-правовой формой, способами сбора данных, широтой и качеством данных. В Кыргызской Республике  в течение последних нескольких лет процентные  ставки по кредитам значительно повысились. Стоимость сомовых кредитных ресурсов, или процентная ставка по ним, складывается  из текущей рыночной стоимости финансовых средств на денежном рынке плюс операционные издержки  плюс издержки на покрытие РППУ  плюс прогнозируемая инфляция. То есть для дальнейшего снижения стоимости кредитов в экономику помимо главной цели НБКР – снижения инфляции и поддержание  стабильности цен, необходимо снижать издержки на покрытие РППУ, а это возможно при наличии достоверной и оперативной информации о платежеспособности заемщиков.

Коммерческие банки  обязаны предоставлять финансовую отчетность своих клиентов в подразделения  ЦБ. Банки имеют прямой доступ к  отдельной информации и  при внесении годовой платы обеспечиваются программным обеспечением для анализа и оценки рисков. Балансовая информация собирается на основе довольно детализированной форме.

Организационно-институциональная  форма мониторинга предприятий (СМП), которая зависит от целей и  задач СМП и тесно соотносится  с методами организации базы данных. То есть использование методов и форм статистической отчетности, обеспечивающих агрегированную информацию для системы национальных счетов, применяемых в национальных статистических органах, неприемлема, «…по причине стоящих перед центральными банками задач мониторинга и надзора». Кроме того, существующий временной разрыв в предоставлении информации в статистические органы, не позволяет использовать их базу данных для оперативного макроэкономического анализа. Разумнее использовать в большей степени информацию балансов предприятий, поступающих непосредственно в независимый от предприятий институт, занимающийся их мониторингом.

Сбор и качество данных. Необходимым  условием для базы данных предприятий является гарантированный объем и качество  информации. Иерархическая система экономики в этом случае имеет преимущества, так как в этом случае можно законодательно обязать фирмы  предоставлять необходимую отчетность, что является необходимую отчетность, что является необходимым условием для построения репрезентативной статистической выборки. Решая вопрос качества данных, необходимо определить степень охвата предприятий реального сектора, так как в большинстве стран, установленные законом единые правила бухгалтерской отчетности существуют лишь для крупных корпоративных предприятий.

Процедура агрегирования  данных. В зависимости от целей анализа – микроэкономический или макроэкономический анализ используются разные методы агрегирования данных. В отдельных странах, центральные банки используют данные, собираемые независимыми институтами в узко определенных целях, и с помощью специальных процедур получают возможность построения целостных репрезентативных временных рядов.

В Кыргызской Республике оценка кредитного рейтинга предприятий была возложена на Кредитное Бюро, которое до 2002 года было структурой Национального банка. Основной задачей Кредитное Бюро поставило, создать портфель данных о недобросовестных заемщиках. Изначально, основным источником данных, Кредитное Бюро определило коммерческие банки. В силу присущего конкурентам на рынке оппортунизма, этот проект оказался бесперспективным. В 2002 году, Национальный банк, учитывая успешный опыт Банка России в организации Системы мониторинга предприятий Центральным банком в рамках проекта ТАСИС, обратился с аналогичной просьбой в эту международную организацию. В результате работы проекта ТАСИС Кредитное Бюро было выведено из структуры Национального банка и на данный момент его владельцем  является Ассоциация Банков КР.

Цели и задачи Кредитного Бюро остались прежними, а к существующим  проблемам оппортунизма, добавилась присущая экономическим агентам рациональность. Необходимо помнить, что оценка предприятий должна быть независимой, то есть в ней не должны участвовать заинтересованные лица. Коммерческие банки, которые конкурируют друг с другом на клиентском кредитном рынке, однозначно являются заинтересованными лицами. Государство, являясь сборщиком налогов, также является заинтересованным лицом, и предприятия предоставляя информацию о своем финансовом состоянии Кредитному агентству, совладельцем которого является государство, возможно, будет искажать ее в сторону снижения доходов. Использование данных Национального Статистического Комитета для оценки кредитного рейтинга предприятий не эффективно в силу временного разрыва (данные поступают с опозданием как минимум в квартал), и из-за недостаточной их достоверности в силу существования «двойной бухгалтерии»

Использование информации Национального статистического  комитета, если  проводить аналогии с четвертым типом СМП, в Кыргызской Республике неэффективно как упоминалась  выше:

- во-первых, предоставляя  финансовую отчетность в НСК  КР, фирмы занижают объем прибыли, из-за несовершенной налоговой и законодательной системы. То есть имеет место, так называемая двойная бухгалтерия, которая искажает реальную картину;

- во-вторых, финансовая  отчетность НСК КР, как и во  всех статистических и налоговых  органах запаздывает, как минимум на один квартал и таким образом непригодна  для оперативного реагирования денежно – кредитной политики Национального банка на изменяющуюся экономическую ситуацию в республике. Особенностью ситуации в Кыргызской Республике является, что институциональное развитие системы мониторинга предприятий идет параллельно с институциональным развитием финансовых рынков. Эти системы мониторинга предприятий были эффективны, так как в ней были заинтересованы все ее участники:

-центральный банк  имел вектор присутствия в реальном секторе экономики для оценки проводимой кредитной политики;

-коммерческие банки  получали оценку кредитоспособности  потенциальных заемщиков, благодаря  которой снижались риски и  стоимость кредитных ресурсов;

Рынок несомненно доказал  себя как лучший координационный механизм между свободными агентами. Но здесь также нет сомнения, что один рыночные силы не достаточны. В связи с проводимой в банковской системе Кыргызстана капитализацией банков, поток портфельных инвестиций в нее увеличился. Уже было замечено, что международные портфельные потоки могут увеличить ликвидность внутреннего рынка акций.

До сегодняшнего дня  центральный банк существовал внутри банковской системы специфической  страны. Какие международные финансовые услуги должен предоставлять центральный банк в контексте финансовой глобализации, и почему требуется кооперация между центральными банками. Транзакционная стоимость экономики  центральные банки будут нуждаться в глобализации в ответ на глобализацию финансовых рынков.

Многие из проблем насчитываемые в глобальной банковской системе достаточно легко понять, рассматривая следующие пункты. Например, две валюты, вовлеченные в валютную транзакцию,   не могут быть  урегулированы одним банком, и отсюда возникает риск из межбанковских расчетов через границу.

Для того чтобы решить эти проблемы и минимизировать транзакционную стоимость всей глобальной банковской системы необходимо развивать новый  тип центральных банков, так же как это было сделано внутри банковской системы одной страны.

     Таким образом, перспективы дальнейшего развития кредитной системы определяются  необходимостью мониторинга ситуации на внутренних рынках, для эффективного прогнозирования монетарных показателей и успешного достижения главной цели – стабильности цен в средне – срочной перспективе. Центральному банку необходимо иметь обратную связь от финансового рынка в ответ на проводимую им кредитную политику. При этом, учитывая временный лаг в имеющихся официальных статистических данных НСК, налоговых органов, центральных банк вынужден создавать свою базу данных о финансовом состоянии производителей товаров и услуг, чтобы оперативно оценивать спрос на деньги. Одновременно, в связи с дестабилизацией мировой финансовой системы, все острее встают вопросы регулирования и надзора при проведении международных транзакций, и одним из решений все чаще обсуждается вопрос о введении региональных валют на едином экономическом пространстве. Первыми успешно решили данный вопрос развитые экономики Европы, когда после трехлетней подготовительной работы в 2002 году ввели Евро. При этом следует отметить, что Европейский Центральный банк с центральными банками стран европейского Союза соответствует типу кредитной системы, с иерархической структурой, но со своими особенностями, которые в данной работе не рассматриваются. Среди экономистов стран Юго-Восточной Азии, России периодически поднимается вопрос о введении единой валюты на базе валют: Йена-рубль-юань. Частичным решением вопроса конвертируемости валют было решение Банка Китая и Центрального банка России принимать российский рубль и китайский юань к оплате в банках приграничных районов. Вопрос создания системы межгосударственных расчетов решается Межгосударственным банком на пространстве СНГ. То есть идет справедливый процесс региональной интеграции, который на следующем потребует и глобальный центральный банк.     

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Кредитная система или  ее прообраз во все времена являлись неотъемлемой частью любого государства. Однако только в капиталистическом обществе, в котором производство нацелено не на личное потребление, а на получение дохода от прибавочного продукта, повсеместно были востребованы коммерческие банки, объединившиеся в кредитную систему, отражавшую в себе экономические отношения реальной экономики.

Так же как в реальной экономике растущая конкуренция  на товарных рынках, погоня за прибылью, растущие производственные и информационные издержки товаропроизводителей привели  к созданию акционерных обществ, монополистических корпораций, так и в отраженной кредитной сфере, как минимум две причины: растущие транзакционные издержки коммерческих банков при проведении межбанковских операций, присущий участникам свободного рынка оппортунизм, - явились объективной причиной создания института центральных банков, которые появились в наиболее развитых странах повсеместно уже в индустриальном обществе.

В странах перешедших в 90-х годах XX века от иерархической к рыночной экономике выбор двухуровневой денежно-кредитной системы был продиктован как объективными факторами, так и политическим мотивом. В условиях отсутствии альтернативной валюты вместо советского рубля принятие наиболее оптимальной двухуровневой денежно-кредитной системы во главе, с центральным банком существовавшей на тот момент, явилось объективной причиной такого выбора. Помимо возможности получения дохода от сеньоража, несомненным преимуществом такой денежно-кредитной системы является то, что национальная валюта, являясь символом и средством национального самоопределения подобно флагу, языку, гимну и гербу, позволяет осознать свою индивидуальность и групповую общность. На начальном этапе развитие денежно-кредитной системы в переходных экономиках, несмотря на большую степень неопределенности в экономических процессах после распада социалистической системы хозяйствования, имело следующие процессы и элементы:

    • Импорт двухуровневой денежно-кредитной системы;
    • Введение национальной валюты;
    • Вступление в члены МВФ;
    • Долларизация экономики;

Быстрому становлению  кредитной системы в КР способствовали: импорт институциональной инфраструктуры денежно-кредитной системы; большая степень регулируемости банковской системы, имеющей внутреннюю иерархическую структуру; импорт в целом и адаптация нормативно-правовой базы, техническая оснащенность и высокая квалификация персонала благодаря технической помощи международных институтов.

Информация о работе Роль и значение кредитной системы в экономике