Роль и значение кредитной системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:33, дипломная работа

Описание работы

Целью является исследование условий и особенностей формирования кредитной системы и механизма и ее функционирования, выявление текущих проблем и способов их решения, анализ возможных направлений развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать анализ основных исторических типов кредитных систем;
Исследовать последовательность и цели создаваемых элементов кредитной системы;
Исследовать особенности кредитной системы;
Дать анализ влияния долларизации экономики на функционирования кредитной системы;

Содержание

Введение………………………………………………….………3

Глава 1. Роль и значение кредитной системы в экономике Кыргызстана…………………………………………………………7
1.1. Кредитная система как одна из важных основ рыночной экономики……………………………………………………………7
Роль НБКР в регулировании кредитной системы страны…………….…………………………………………..13
Глава 2. Формирование кредитной системы и ее роль в развитии рыночных экономических отношений……………………..……..27
2.1. Особенности процессов развития кредитной системы в переходной экономике Кыргызстана..…………………………....27
2.2. Направления кредитной политики в реализации переходных рыночных отношений…………………………………………...…33
2.3.Динамика основных финансовых показателей ОАО «РСК Банк» …………………………………………………………….…38
Глава 3. Проблемы кредитной системы и направления ее развития в Кыргызстане…..………………….…………………....49
3.1. Воздействие долларизации на развитие экономики страны………………………………..……………………………..49
Перспективы институционального развития кредитной системы ……………………………………………………..56

Заключение………………………………………………………..61
Список использованной литературы……………………………65

Работа содержит 1 файл

Введение Наргиза.doc

— 1.75 Мб (Скачать)

В период развитого капитализма (конец XIX начале XX в.в.) сформировался денежно-кредитный межбанковский рынок как часть финансового рынка, который наряду с коммерческими банками, является важнейшим элементом кредитной системы и отражает новую роль денег. Все чаще экономические проекты в производственной сфере начинаются с выделения кокой-то суммы денежно-финансовых средств.

Все возрастающая товарная масса не ряду с расширением разнообразных услуг требовала в отраженной денежно-кредитной сфере увеличения бумажных денег, которые уже не могли покрываться золотым запасом отдельных государств, в связи с зависимостью денежной массы от добычи и производства золота. С другой стороны жесткая привязка к золотому стандарту не позволяла национальным бумажным деньгам в полно мере отражать растущие производство товаров и услуг, т.е. эффективно выполнять свою экономическую функцию.

     Экономическая теория до конца XIX-начала XXвека базировалась, прежде всего, на индуктивном методе, шла от частных случаев к обобщениям, присматривая положения классиков в условиях нового времени. Поэтому денежно-кредитная система осуществляла переход из категории обеспечивающей предложение денег в соответствии  с золотым запасом государства, в систему регулирующую предложение денежной массы для обеспечения заданных темпов экономического роста, уровня безработицы при сохранении стабильности цен.

     В 1922 году на Генуэзской  международной экономической  конференции впервые вместо золота для международных расчетов были введены бумажные деньги, называемые «девизы», которые конвертировались в золото, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время первой мировой войны.

     В постиндустриальном обществе роль кредитной системы, ее значимость для экономического развития государства трудно переоценить. С середины XX века предметом анализа экономистов-исследователей все чаще являются вопросы эффективного регулирования кредитной системы с целью достижения денег, соответствующих заданному экономическому росту. Эти исследования, как правило, рассматриваются во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими, правовыми проблемами, так как экономика все в большей мере оказывается под влиянием внеэкономических факторов. Еще представители старого, традиционного институционализма  пытались наладить связь между экономической теорией и правом, социологией, политологией и т.д. Современные неоинституционалисты используют дедуктивный метод – изучают политологические, правовые и многие другие проблемы общественных наук при помощи методов неоклассической  экономической теории, пытаясь преодолеть ограниченность ряда предпосылок (аксиомы полной рациональностей, абсолютной информированности, совершенной конкуренции и т.д.). С точки зрения неоинституционалистов эволюции экономической теории можно представить через сектор рынка, который играет главную роль в определении динамики экономической системы в целом. Пока ведущими секторами в рыночной экономике были производственные рынки (сельскохозяйственный рынок, рынок труда, рынок предпринимательских услуг)- кредитная система выполняла посредническую роль, обеспечивая средством обращения товарные рынки и рынки факторов производства. Когда центральное место в экономической системе стали занимать финансовые рынки (фондовый рынок, рынок денег, рынок информации)- кредитная система стала наравне с налогово-бюджетной системой выполнять регулирующие функции и определять в развитие экономических процессов государства.

     Кредитные отношения при товарообмене существовали в примитивной форме задолго до появления формальных финансовых институтов в эпоху раннего капитализма. Но только в капиталистическом обществе рыночной экономика с развитыми товарными рынками, рынками трудовых ресурсов, денежно-кредитными и финансовыми рынками, востребовала создание кредитной системы. С начало это были отдельные финансовые институты (коммерческие банки) для хранения денег и проведения расчетных операций при товарных сделках. Позднее они объединились в единую систему для мобилизации избыточных доходов населения, финансирование растущих производственных потребностей капиталистических монополий, то есть для создания и регулирования кредитных потоков в реальной экономике. Таким образом, кредитная система, сформировалась под воздействием рыночных механизмов капиталистического общества, получила свое развития и стала неотъемлемой частью экономики, и заняла ведущее положение в формировании экономических процессов постиндустриального общества.

       Институциональной основой кредитной системы являются коммерческие банки, которые на современном этапе чаще всего, регулируются центральными банками. Согласно исследованием Курта Шулера, обследовавшего 155 стран, 70% из них имеют двухуровневую кредитную систему во главе с центральным банком.

      С расширением границ финансовых рынков, количества участников, возрастает вероятность ненормальных ситуаций при кредитных операциях, связанных с информационной  асимметрией между банком-кредитором и банком-заемщиком, или когда сделки не завершены на межбанковском денежном рынке. Например, когда размер запрашиваемого кредита является слишком высоким, и банк-кредитор считает, что он не сопоставим с финансовым состоянием банка заемщика, или в случае, если банк  заемщик вынужден занять неожиданно большой объем средств перед закрытием рынка. Каждый коммерческий банк вынужден был искать более сильный банк, который мог бы предоставить ему свои резервы для подобных случаев. Как частные лица использовали коммерческие банки для хранения своих золотых резервов, так и сами банки пришли к выводу, что гораздо безопаснее держать свои золотые резервы в хранилищах самых защищенных (обычно самых крупных) из них. Таким образом коммерческие банки, занимаясь предоставлением финансовых услуг (расчетные операции, эмиссия банкнот кредитование) за счет собственных средств, получали доход для личного потребления и этот вид услуг, по сути, мало чем отличался от других услуг реальной экономики эпохи раннего капитализма. Когда мобилизация денежных средств ради создания кредитных ресурсов в индустриальном обществе стала основной целью коммерческих банков, а кредитование главной функцией и основным содержанием их деятельности, тогда возникла необходимость в унификации банкнот в обращении, в регулировании количество эмитируемых бумажных денег уже не обеспеченных золотом.

 

1.2. Роль НБКР в регулировании кредитной системы страны

В законе «О Национальном банке Кыргызской Республики » от 29 июля 1997 года № 59 установлено, что  Национальный (Центральный) банк Кыргызской Республики является юридическим лицом, осуществляющим свою  деятельность в соответствии с настоящим Законом, в главе 5 в статьях 19 и 20 указано, что НБКР проводит денежно-кредитную политику и регулирует кредитную систему страны в целом, и денежную массу в обращении.   

Центральный банк-это  банк, создаваемый  правительством для регулирования обращающейся денежный массы и обменного курса  национальной валюты, наделенный монопольным  правом выпуска банкнот. Это –  основное звено денежно-кредитной  системы.

Независимость центрального банка подразумевает не только институциональную, но и юридическую независимость, позволяющую ему иметь ряд прав в случае конфликта с правительством. Центральный банк представляет одно из звеньев в системе источников правительственного финансирования, осуществляющее налогообложение облигаций (казначейских векселей); размещение зарубежных займов; эмиссию денежных знаков.

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок  с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

- объем предложения  денег в наличной и безналичной  формах;

- объем спроса;

- цена кредита. 

В настоящее время, регулируя  кредитную систему, центральный  банк ориентируется на рынок, получая  от него объективную оценку всех экономических  процессов. Именно поэтому в странах с рыночной экономики центральный банк действует через элемент рыночного механизма.

Национальный Банк имеет  в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной  политики. Они различаются: по своей форме–прямые и косвенные; по непосредственным объектам воздействия - предложение денег и спроса на деньги; по тому, какие параметры – количественные или качественные устанавливается в ходе регулирования.

Регулирование деятельности всех банков возложено на банк, который:

- осуществляет руководство  всей кредитной системе страны;

- ведет финансовые  операции на макроуровне;

- временно хранит свободные  средства и обязательные резервы  коммерческих банков;

- предоставляет коммерческим  банкам в случае необходимости кредиты для поддержания их ликвидности;

- обладает монопольным  правом эмиссии банкнот;

- является главным  проводником денежно-кредитной политики  государства.

 

 Национальный Банк  КР в целях регулирование кредитной  системы и деятельности второго уровня, лицензируемых НБКР, в соответствии с международными нормами устанавливает и объявляет обязательные для выполнения экономические нормативы.

Для выполнения экономических  нормативов и требований  банки  должны  установить внутренние пределы  по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных Национальным банком Кыргызской Республики.

1. Максимальный размер риска на одного заемщика (К 1)

 

 Максимальный размер  риска на одного заемщика, не связанного с банком, не должен превышать следующие значения:

-    для заемщиков, кроме банков (К 1.1) – 20 %,

-    для банков (К 1.3) –  30 %.

2. Максимальный размер  риска на одного заемщика, связанного  с банком, не должен превышать  следующие значения:

-                     для заемщиков, кроме банков (К 1.2) –  15 %;

-                     для банков (К 1.4) – 15 %.

2. Стандарты адекватности  капитала (К 2)

1. Минимальный размер  капитала, устанавливаемый Правлением  НБКР:

2. Минимальный размер  уставного капитала для вновь открываемых банков.

3. Минимальный размер  капитала (собственных средств) для  вновь открываемых банков.

4. Коэффициенты адекватности  капитала, основанные на взвешивании  активов и забалансовых обязательств  по степени риска:

-    коэффициент адекватности суммарного капитала (К 2.1) - не менее 12 %.;

-    коэффициент адекватности капитала Первого уровня (К 2.2) - не менее 6 %..

5.  Левераж  (К 2.3) - не менее 8 %.

6. Стандарты адекватности капитала  и порядок их расчета определяются  согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков, утвержденной НБКР.

3.    Норматив ликвидности (К 3)

1. Норматив ликвидности  необходимо поддерживать на уровне  не ниже 30 %.

2. Норматив ликвидности  определяется по формуле:                               

 К 3 = ЛА / ОБ,                                               

где ЛА — ликвидные активы, к которым относятся:

- наличные денежные  средства в кассе банка в  национальной и иностранной валюте;

- средства на корреспондентских  счетах в банках;

-  межбанковские депозиты и кредиты со сроком погашения 7 дней;

- государственные казначейские  векселя и другие высоколиквидные  ценные бумаги, выпущенные   Правительством Кыргызской Республики и НБКР, а также ценные бумаги, выпущенные Правительствами и Центральными банками государств – стран ОЭСР. Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков);

-  высоколиквидные ценные бумаги, купленные по РЕПО-соглашению.

ОБ — обязательства банка, к которым для расчета норматива ликвидности относятся:

- депозиты до востребования  юридических и физических лиц  в национальной и иностранной  валюте, а также денежные средства  в расчетах;

-  любые другие обязательства, включая векселя и другие ценные бумаги, выпущенные банком, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты.

3. Классифицированные  межбанковские размещения при  расчете норматива ликвидности  не включаются в состав ликвидных активов.

4. Любые ликвидные  активы, являющиеся обеспечением  по активам, предоставленным клиентам, исключаются из состава ликвидных  активов.

5. Депозиты, принятые  банком и являющиеся обеспечением  по активам, предоставленным клиентам, не включаются в состав обязательств банка, если банк имеет необходимые процедуры и систему контроля, гарантирующие, что залог не будет изъят до наступления срока возврата кредита.

6. В целях уменьшения  риска ликвидности, руководство  банка должно осуществлять ежедневное управление активами и обязательствами. Банк должен соблюдать норматив ликвидности в течение отчетного периода (один месяц) на основе средненедельных данных. В течение отчетного периода банк должен рассчитывать значения средненедельных ликвидных активов и краткосрочных обязательств банка (при подсчете средненедельных значений в расчет включаются только рабочие дни) на отчетные даты. Средние показатели подсчитываются по методу расчета среднеарифметических данных.

7. Банк должен разработать  политику управления риском ликвидности, которая должна включать, как минимум,  следующее:

-   ежедневное измерение и мониторинг притока и оттока средств, а также еженедельный мониторинг разрывов в сроках погашения активов и обязательств банка для контроля ежедневной потребности в ликвидности и обеспечения выполнения обязательств;

Информация о работе Роль и значение кредитной системы в экономике