Роль и значение кредитной системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:33, дипломная работа

Описание работы

Целью является исследование условий и особенностей формирования кредитной системы и механизма и ее функционирования, выявление текущих проблем и способов их решения, анализ возможных направлений развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать анализ основных исторических типов кредитных систем;
Исследовать последовательность и цели создаваемых элементов кредитной системы;
Исследовать особенности кредитной системы;
Дать анализ влияния долларизации экономики на функционирования кредитной системы;

Содержание

Введение………………………………………………….………3

Глава 1. Роль и значение кредитной системы в экономике Кыргызстана…………………………………………………………7
1.1. Кредитная система как одна из важных основ рыночной экономики……………………………………………………………7
Роль НБКР в регулировании кредитной системы страны…………….…………………………………………..13
Глава 2. Формирование кредитной системы и ее роль в развитии рыночных экономических отношений……………………..……..27
2.1. Особенности процессов развития кредитной системы в переходной экономике Кыргызстана..…………………………....27
2.2. Направления кредитной политики в реализации переходных рыночных отношений…………………………………………...…33
2.3.Динамика основных финансовых показателей ОАО «РСК Банк» …………………………………………………………….…38
Глава 3. Проблемы кредитной системы и направления ее развития в Кыргызстане…..………………….…………………....49
3.1. Воздействие долларизации на развитие экономики страны………………………………..……………………………..49
Перспективы институционального развития кредитной системы ……………………………………………………..56

Заключение………………………………………………………..61
Список использованной литературы……………………………65

Работа содержит 1 файл

Введение Наргиза.doc

— 1.75 Мб (Скачать)

Рыночно-базирующиеся  или  «косвенные»  (операции  рефинансирования:  кредиты  овернайт,  ломбардные, кредиты  последней  инстанции;  операции  на  открытом  рынке: Репо-операции,  Своп-операции,  покупка/продажа  ценных  бумаг,  аукционы  государственных  ценных  бумаг – ГКВ).  Как  прямые,  так и косвенные инструменты кредитной политики  воздействуют  на  уровень  ликвидности  в  банковской  системе.  Покупка  ценных  бумаг  прямая  или  на  условиях РЕПО,  кредиты,  покупка  иностранной  валюты  (СПОТ  или  СВОП-операции)  добавляют  ликвидности,  а  продажа  ценных  бумаг  прямая  или  на  условиях   РЕПО  (обратные  РЕПО,  продажа  долларов  США  или  обратные  СВОП  изымают  ликвидность  из  банковской  системы).  Механизм  операции  по  регулированию  ликвидности  по  переходной  и  развитой экономиках  не  отличаются  друг  от  друга.  Национальный  практически  сразу  отказался  от  специальных  счетов  для  выполнений  обязательных  резервных  требований,  и  чтобы  не  отвлекать  ресурсы  коммерческих  банков,  в  обеспечении  обязательных  резервов  применялись  средства на корреспондентском счете в НБКР.  Кроме того,  НБКР,  в основном,  применял  единую  ставку  резервирования.  Начиная со  второго   полугодия 2001  года,  НБКР  не  использует  изменения в резервных требованиях,  как дополнение  к регулированию  процентных  ставок, в  целях  кредитной  политики.  Результаты  применения  инструментов  кредитной  политики  в  развитых  экономиках  и  в  экономике  переходного  периода  отличаются  в  зависимости  от  развития  денежных  и  финансовых  рынков,  которые  тесно  связаны  с  рынками  товаров  и  услуг  или  с  реальной  производственно-товарной  экономикой.  В  зависимости  от  уровня  развития  экономики  в  период  наполнения  экономики национальной  валюты  или  так  называемой  процесс  первоначальной  монетизации  экономики  может  занимать  разный  отрезок  времени.  На  этом  этапе  применение  кредитной  политики  дает  результат,  соответствующий  теории   и  практике  кредитной политики  в  развитых  странах,  потому - что  коммерческие  банки  в  переходных  экономиках    на  начальном  этапе  работают  в  условиях  недостатка  ликвидности.

В  условиях  Кыргызской  Республики  в  области  валютного регулирования  был принят режим управляемого плавания. Это означает, что  обменный курс формируется рыночным путем на основе  спроса  со стороны коммерческих  банков, однако  центральный банк, регулируя предложение валюты (ее объем или курс), формирует и устанавливает обменный курс на желаемом уровне. В целях регулирования валютного рынка со стороны  национального  банка применяются  валютные интервенции, чтобы сгладить  обменные курсы так же, как это делают  продвинутые  экономики. Однако валютные  интервенции в  развитых  экономиках носят чисто  сигнальный  эффект, сообщающий  банкам,  и  всем участникам рынков об  изменении  в  валютной  политике.  Отличительной особенностью  валютных  интервенций  в  переходных  экономиках  является  то,  что  помимо  сглаживания резких  колебаний  обменных  курсов,  с  помощью  этих  интервенций  удовлетворяется  спрос на  валюту,  и  изымается  избыточное  предложение  на  рынках.

Завершение  первого этапа становления  кредитной  системы  в  Кыргызской  Республике,  сопровождающийся  макроэкономической  стабилизацией,  приходится  на  2003-2004 г.г., и вместе  с ним все  острее  встает  вопрос  об  эффективности  инструментов кредитной  политики.  Действительно,  учетная  ставка  национального  банка,  формируемая на  аукционах к концу 2004  года  снизилось до  4.0%.  при этом  активность  участников на аукционах Нот НБКР  в 2004-2005 гг. весьма  низка, и  учетная  ставка  колеблется  в  очень узком  диапазоне  от 3,2% до 5,3%. Процентные ставки на  другом  сегменте  межбанковского  денежного  рынка – на  аукционах ГКВ также  снизились в  среднем  до  уровня  4,6%  по  3-х  месячным ГКВ, но  рынок ГКВ является  наиболее  конкурентным  на  текущий  момент. Наиболее проблемным  является  валютный  рынок  при  выбранном  режиме  управляемого  плавания.  В связи  с  благоприятной  макроэкономической  обстановкой  в  Кыргызской  Республике, наряду с ослаблением  доллара США  начиная  с  2001 года породившей  нестабильность  на мировых  финансовых  рынках,  увеличился  приток  импортных  товаров,  трансфертов, иностранных  инвестиций, и как следствие  увеличился  спрос  на  национальную  валюту.

Развитие  экономики  переходного  периода  идет  циклически,  и каждый  цикл  завершается макроэкономической  стабилизацией, влекущей  за  собой давление  со стороны внешнего  мира,  урегулирование  которого  требует  структурных  реформ,  как в денежно-кредитной, так и в налогово-бюджетной политике. На  настоящий момент, несколько стран имеют опыт  перехода  от  одной ступени развития  кредитной системы переходной  экономики к следующей.  Завершение  очередной  ступени  после  нескольких  лет  макроэкономической  стабилизации  характеризуется ростом   предложения  валюты,  бурным  ростом  кредитов  в  экономику,  ростом денежных  агрегатов,  нечувствительностью  процентных  ставок  денежно-кредитных и   финансовых  рынков  к  инструментом  денежно-кредитной  политики  центрального  банка.  Периоды  быстрого  расширения  кредита – обычные  явления  во  многих  развивающихся  экономиках. Как  правило, начальное  построение  фундамента  кредитной  системы  сопровождается  улучшением  работы  банковского   сектора  и  ростом  ожиданий. Домашние хозяйства,  ожидающие  более  высокий  доход  в  будущем, увеличивают  свое  текущее  потребление, в  том  числе  и  за  счет  использования  банковских  кредитов. Во  многих  случаях,  сопровождающий  инвестиционный  бум  возрастает  и  усиливает  спрос на кредит.

 Обычно  кредитная   политика  влияет  на  уровень   роста  объема  производства,  инфляцию  и  платежный баланс  через воздействие на спрос на внутреннем рынке, представляющий собой сумму внутреннего потребления, инвестиций и изменения товарно-материальных запасов частных предприятий. В переходной экономике Кыргызской Республики в силу ее мелкотоварности, увеличения доли сектора розничной торговли и услуг, в обращении находиться большая доля наличных денег. Несколько лет макроэкономической стабилизации 2001-2004 г.г. способствовали сокращению безработицы, повышению доходов населения. Отсутствие привлекательных финансовых активов на рынках для вложений, низкие ставки по депозитам коммерческих банков, обусловленные высокой конкурентоспособностью рынка депозитов и повышением доверия населения способствуют увеличению потребительского или транзакционного спроса на деньги. При этом, в связи с укреплением кыргызского сома, импортные товары становятся более доступными и потребительский спрос все большей мере удовлетворяется на внутреннем рынке за счет импорта. Классический подход в такой ситуации – это поднять процентные ставки, чтобы повернуть предпочтения населения от потребления к сбережениям. Но опыт НБКР весны 2006 г., а также опыт некоторых стран Центральной Европы показывает, что классический механизм поднятия процентных ставок воздействует лишь на денежный межбанковский рынок, оставляя почти безучастным к действиям центрального банка финансовый рынок и население.

Согласно совместным исследованиям  Национального Банка  Швейцарии  (НБШ) и Национального  Банка  Кыргызской Республики спред  процентных ставок по кредитам и депозитам, как в национальной,  так и в иностранной валютах сократившись до уровня 23 и 16 процентов соответственно остается неизменным, что  может свидетельствовать о достижении предельной стоимости издержек  коммерческих банков, ниже  которой при текущем состоянии финансового рынка  опускаться им невозможно.

Согласно исследованием НБШ и НБКР, с усилением банковского рынка ставки по депозитам будут снижаться, так как они зависят от доверия к банковскому сектору. То есть с повышением доверия со стороны вкладчиков, коммерческие банки могут привлекать более дешевые ресурсы, по низким процентным ставкам на депозиты. Поведение процентных ставок для заемщиков кредитных ресурсов будет зависеть от развития финансовых рынков и снижения кредитных рисков. Поэтому даже при сохранении кредитных ставок по сберегательным депозитам - это негативная тенденция. Это означает, что выполнение задачи – переключить избыточный потребительский спрос на сбережения, -  мерами кредитной процентной политики, скорее всего, недостижимо. Кроме неопределенности во времени этого регулирования, его побочные результаты неоднозначны. Так,  например, в результате повышения НБКР процентных ставок денежного рынка весной 2006 года вместе с положительным эффектом повышения доходности на рынке ГКВ, почти вдвое сократились объемы продаж. Объем сберегательных депозитов увеличился, но более существенный  рост кредитов не дает основания утверждать о переключении спроса на сбережения.

В Кыргызстане со второй половины 2004 года наблюдался бурный рост кредитования. Ежемесячные темпы  роста новых кредитов достигали 130-прцентного уровня, который был «сбит» политической нестабильностью в марте 2005 года и к осени 2005года стабилизировался на 40-процентной отметке.

Процессы  развития кредитной системы в странах с переходной экономикой отличаются главным образом принятой системой валютного курса, техникой применяемых директивных инструментов  кредитной политики в переходной и развитой  экономиках отличается результатами их воздействия, а не содержанием. В КР в отличии от стран - основных торговых партнеров России и Казахстана, сразу был введен либеральный валютный режим. Создание равных прав и обязанностей для участников рынка изначально было приоритетной задачей, и в этом направлении НБКР не делал исключений для отраслевых банков «старой системы», а создавал единую  банковскую законодательную базу, которую до настоящего времени последовательно совершенствует с целью гармонизации с общегражданским законодательством. Изначально принятый либеральный валютный режим не требовал структурной операции, которую реализовал 2001 г. Национальный банк Казахстана по легализации доходов населения, суть которой заключалась в разрешении на прием валютных вкладов, сверх имевшихся ограничений по действовавшим на тот момент нормативам. Эти особенности кредитной системы Кыргызстана, наряду с 3-4летним периодом макроэкономической стабильности способствовали привлечению иностранных инвестиций в первую очередь банковский сектор, капитальная база которого значительно возросла за последние несколько лет.

 

2.2. Направления  кредитной политики в реализации переходных рыночных отношений

Для эффективной реализации рыночных отношений в кредитной  системе НБКР необходима независимость, прочная законодательная база, устойчивая банковская система, пользующаяся доверием населения, развитые финансовые рынки. Центральный банк выполняет государственные задачи, такие как поддержание экономического роста, обеспечение стабильности цен и национальной валюты, которые являются фундаментом для борьбы с бедностью и повышения благосостояния общества в целом. Некоторые функции центрального банка тесно связаны с государственными органами, как например, функция агент Правительства; эмитент национальной валюты. В плановой экономике центральный банк был полностью подчинен правительству, напротив, в рыночной экономике центральный банк должен быть независимым (в плане реализации денежно-кредитной политики, проведения политики в области банковского надзора и регулирования деятельности платежной системы). Вопрос формирования двухуровневой банковской системы и обеспечения независимости центрального банка является одним из ключевых вопросов институциональной реформы в переходной экономике.

Что подразумевается  под понятием независимость и  чем обусловлено это требование? Во-первых, понятие независимость центрального банка касается взаимоотношений с коммерческими банками. Предоставление коммерческим банкам недостающих финансовых средств, и связанные с этим надзорные функции не могут осуществляться центральным банком, который занимается обычной банковской деятельностью. Доминирующая позиция центрального банка, его особые полномочия и прерогативы препятствовали бы соблюдению правила равенства прав и обязанностей между участниками денежно-кредитного рынка, что нарушило бы справедливую конкуренцию на нем. Национальный банк обеспечил данный аспект своей независимостью путем создания и постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность банковской системы.

Наиболее сложной задачей  является гармонизация банковского  законодательство, импортированное  вместе с двухуровневой денежно-кредитной системой, являлось частью нормативно-правовых актов развитого рыночного государства, в котором гражданско-процессуальный кодекс строился на рыночных отношениях. При решении спорных имущественных вопросов, например о залоге, о банкротстве и д.р., - банковское законодательство развитых стран, являясь дополнением и расширением общегражданского законодательства, не вступало с ним в противоречие. Однако, в переходной экономике, судебная, правовая система не являлось предметом импорта из развитых стран, и потому не была рассчитана на регулирование общегражданских и хозяйственных споров, возникающих исключительно в рыночной экономике. Поэтому, совершенствуя банковское законодательство, Национальный банк неоднократно возвращается к «Законы о банках и банковской деятельности» и вносит поправки в сопутствующие нормативно-правовые акты: в Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс КР об административной ответственности, Законы «Об акционерных обществах», «О банковской тайне» и д.р. Это еще раз подтверждает истину, что экономические отношения пронизывают все сферы деятельности общества, создавая единый народно-хозяйственный механизм, а искусственно вырванное из другого рыночного общества импортированная часть этого механизма, денежно-кредитная система требует адаптации сначала внутри самой системы, а затем с смежных сфер деятельности, в конечном счете адаптации всего механизма в целом, потому что деньги, финансовый капитал питает все его составляющие.

Созданная в 1996 году в результате приватизации Сбербанка, Расчетно-Сберегательная компания являлось дочерней организацией Национального банка, также как и АООТ «Кайрат-банк» созданный в 2000 году для передачи обязательств нескольких обанкротившихся коммерческих банков, в целях недопущения системного банковского кризиса. Таким образом, на межбанковском рынке существовала ситуация, как бы нарушавшая рыночное правила равенства всех участников, так как среди участников были «дочки» Национального банка, владеющего информацией обо всех участниках рынка. Остальные участники кредитного рынка в этой ситуации могут иметь сомнения относительно равенства прав и отсутствия привилегий у дочерних Национальному банку финансовых учреждений. Поэтому, последовательно развивая рыночные отношения в кредитной сфере, Национальный банк выставил на торги и продал сначала АООТ «Кайрат - банк» в 2001, а затем РСК - в 2003. Так как на внутренней рынок капиталов в переходной экономике Кыргызстана не развит, а внешние инвесторы, будучи под влиянием Российского кризиса еще не «созрели» единственным покупателем в обоих случаях на тот момент выступило Правительство КР. Однако наличие на денежном рынке банков, обеспеченных государственной гарантией, также вносит ассиметрию в формирование рыночных экономических отношений, так как никто не может противостоять на внутреннем рынке административно-хозяйственой, политической, финансовой мощи государства. Поэтому в 2004 году АООТ «Кайрат-банк» путем проведения международного тендера был продан Казахстанскому банку. Приватизация РСК является более сложной задачей, так как, учитывая самую большую в республике филиальную сеть, важно сохранить ее, чтобы обеспечить население в отдаленных уголках качественными финансовыми услугами. Поэтому в качестве одного из условий приватизации является сохранения филиалов Расчетно-Сберегательной компании, которые иногда убыточны, в силу экономической отсталости, не развитости региона.

Другой аспект независимости  центрального банка касается взаимоотношений  с Правительством и другими органами власти при определении специфических целевых ориентиров его деятельности в рамках основных функций по обеспечению стабильности и эффективности денежно-кредитной и финансовой системы в целом. Целью кредитной политики, которая является частью национальной экономической политики, могут входить в противоречие с другими стратегиями экономической политики, могут входить в противоречие с другими стратегиями  экономической политики. Например, правительство, выполняя предвыборные обещания избирателям, старается проводить стимулирующую налогово-бюджетную политику: повышает пенсии и пособий, но при этом снижает налоги. Независимость в проведении денежно-кредитной политики подразумевает поиск, прежде всего, непростого баланса между предоставлением экономике денег для поступательного роста и сохранением низких темпов роста общего уровня цен.

Информация о работе Роль и значение кредитной системы в экономике