РФ как кредитор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

РФ как кредитор.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

5. Диверсифицировать традиционные направления сотрудничества и развивать новые его сферы. Например, в июле 2006г. были сняты законодательные нормы, препятствовавшие лизингу военно-технической     продукции  иностранными государствами.

6. Создать механизм координации действий государства и бизнеса по отношению к развивающимся странам. Его участниками могли бы быть: Агентство   международного   сотрудничества   и развития, Банк содействия развитию, Торгово-промышленная палата, подразделения РСПП, ассоциации содействия развитию малого и среднего бизнеса, Академия наук, заинтересованные субъекты РФ и т.п.

7. Аргументировано разъяснять через СМИ целесообразность развития отношений с развивающимися странами, включающих элементы помощи партнерам как одного из средств возрождения российской промышленности.

Осуществление предложенных мер будет, на мой взгляд, способствовать росту торговли с развивающимися странами, укреплению в них позиций российского бизнеса. Усиление взаимодействия с новыми емкими рынками сбыта промышленных товаров способно также внести весомый вклад в модернизацию российской экономики, повышение ее конкурентоспособности на внешних рынках.

 

3.2 Проблема возврата советских кредитов

 

Отказ от прежней практики политических кредитов и тяжелое экономическое положение сводят до минимума операции России как международного кредитора. Подавляющая часть причитающихся ей долгов – советского происхождения, что, учитывая круг большинства должников (экономически отсталые страны) и преобладающий характер кредитов (льготные поставки товаров, в том числе продукции военно-стратегического назначения), ставят под сомнение возможность их реального возврата. Во многих случаях кредитный аспект поставок с самого начала был формальным – должники не собирались погашать, а кредитор взыскивать эти долги. В то же время в связи с распадом Советского Союза и разногласиями по поводу его заграничных активов многие страны-должники вообще подвергают сомнению право России требовать от них возврата  кредитов, полученных от СССР.

В итоге страны-должники заняли по отношению к России по существу такую же позицию, что и российская сторона по отношению к западным кредиторам: в большинстве случаев они перестали выполнять обязательства по советским кредитам. Можно подсчитать, что за четырехлетний период 1992-1995 гг. общая сумма графиковых выплат основного долга и начисленных процентов по кредитам Советского Союза загранице должна была бы составить почти 55 млрд. долларов. На самом деле Россия получила от этих стран чуть более 8 млрд., т.е. всего лишь 15%.

Кредиты бывшего СССР развивающимся странам никогда не будут погашены целиком – это обстоятельство очевидное и не вызывающее сомнений. В то же время, если судить по опыту некоторых государств, международная финансовая практика располагает способами, которые позволяют вернуть по крайней мере часть средств, замороженных в неликвидных долгах.

Среди практикуемых методов наиболее часто упоминаются:

- переуступка – разумеется, со скидкой – части долгов специализированным фирмам и банкам из третьих стран. Последние затем самостоятельно регулируют отношения со странами-должниками. Скидки, как показывает практика, бывают очень значительными (от 50 до 90%), но в данном случае кредитор предпочитает получить хоть что-то, чем не получить ничего;

- уплата должником части долга в виде отступного в обмен на отказ от дальнейших претензий на всю сумму причитающейся задолженности. Этот способ чаще всего практикуется при урегулировании межправительственных кредитов;

- погашение задолженности полностью или частично местной валютой, которая затем по усмотрению кредитора используется внутри страны для организации производства с последующей покупкой части производимой продукции, для приобретения недвижимости, для вложений в ценные бумаги и пр. Подобные операции достаточно широко применяются, например, для взыскания задолженности в ряде стран Латинской Америки.

Имеются и другие варианты решения проблемы, однако Россия в ее нынешнем состоянии не располагает действенными рычагами экономического или политического влияния, чтобы воспользоваться тем или иным способом получения средств от неисправных должников.[15]

Договоренность с Парижским и Лондонским клубами снимают остроту проблемы внешнего долга и означают для России определенный успех в том смысле, что избавляет ее от репутации международного банкрота.

Безусловно, России теперь будет несколько легче привлекать кредиты из-за рубежа, в которых она остро нуждается и еще долго будет нуждаться. Однако западные страны, рассчитавшие условия погашения старых долгов таким образом, чтобы не помешать выполнению обязательств по новым кредитам, будут пристально следить за поведением России на международных рынках, оказывая существенное влияние на размеры и каналы заимствований, если не полностью их определяя. Тем более что главными источниками новых кредитов будут средства официальных кредиторов и международных валютно-финансовых организаций, поскольку банковские и фирменные кредиты российским заемщикам не предоставляются и вряд ли будут предоставляться в ближайшем будущем, по крайней мере, до урегулирования коммерческой задолженности.

Следует подчеркнуть, что новые заимствования России за рубежом мало что дают непосредственно российской экономике, ибо значительная их часть, если не целиком, уходит на платежи по той же самой внешней задолженности.

Между тем сумма российского долга загранице продолжает расти, а рассчитываться по нему в конце концов придется иным властям и другим поколениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюд­жетных средств или специальных правительственных фондов. Полу­чателями займов могут быть как центральные правительства, так и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительст­ва, финансово-кредитные учреждение и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные фи­нансовые организации.

Основной целью государственных внешних займов является со­действие укреплению экономического потенциала, продолжение фи­нансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольствен­ной помощи.

Государственная внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными и долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны.

Погашение займов по соглашению сторон осуществляется то­варными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного пе­риода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

Деятельность государства как кредитора наиболее активна в области капиталовложений. Его кредиты преимущественно направ­ляются в отрасли, невыгодные частному капиталу, но необходимые для функционирования системы хозяйства: на финансирование жи­лищного строительства и сельского хозяйства, отраслей экономиче­ской и социальной инфраструктуры. (В США - программы электри­фикации сельского хозяйства и жилищного строительства).

Государственный кредит играет важную роль в регулировании рынка ссудных капиталов, влиянии на формирование источников финансирования расширенного воспроизводства, регулирует темпы развития отдельных отраслей производства. В то же время государст­венный кредит способствует обобщению труда и капитала.

 

С распадом Советского Союза характер взаимодействия России с развивающимися странами резко изменился. Наряду с общим спадом объема внешней торговли и утяжелением ее структуры из этих связей выпало практически целое направление – экономическое и техническое содействие. Здесь действовал ряд факторов:

во-первых, в соответствии с заключенными контрактами России предстояло завершить строительство свыше 1 тыс. объектов;

во-вторых, в стране отсутствовали ресурсы для предоставления льгот, предусмотренных соглашениями советского периода;

в-третьих, с прекращением соперничества двух сверхдержав за мировое влияние существенно ослабла политическая и военная составляющие экономического и технического сотрудничества.

Поэтому многие из незавершенных и подготовленных к строительству проектов были брошены, что и обусловило коллапс этого направления сотрудничества.

В то же время в самих развивающихся странах происходят серьезные изменения. У многих из них существенно возросли производственные, технологические, экспортные и инвестиционные возможности. В результате возникают новые неблагоприятные изменения в структуре экономического взаимодействия: типичная для советского периода структурная асимметрия (производитель и экспортер промышленного оборудования и услуг, инвестор, с одной стороны, импортер и потребитель - с другой) ушла в прошлое. В начале нового столетия российский импорт продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран превышал соответствующий экспорт. Проблемой становится и рост положительного сальдо в торговле с развивающимися странами, что начинает тормозить ее развитие.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Бюджетный кодекс РФ

2.                Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2007.-№59.

3.                Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2007.- 292 С.

4.                Дробозина Л.В. и др. Финансы,денежное обращение и кредит,Финансы,М. 2007.- 327С.

5.                Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России/ О. В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2008.-172 С.

6.                Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. -  2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2008.- 465 С.

7.                Финансы/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2009.- 501 С.

8.                Министерство финансов Российской Федерации/ www.minfin.ru    

9.                Счётная палата Российской Федерации// www.ach.gov.ru/ bulletins

10.            Аналитическая лаборатория «Веди»/www.vedi.ru

11.            Центральный Банк Российской Федерации//www.cbr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Условия погашения задолженности некоторыми крупнейшими должниками России.

 

Объем ВВП на душу населения, долл

Долг

к ВНД, %

Долг

к экспорту, %

Размер долга на 01.01.2005, млрд. долл.

Предоставляемый дисконт

млрд. долл.

%

Ирак

>1500

 

266

10.3

9.3

90.3

Сирия

1160

105

14.4

9.8

70.0

Алжир

1930

36

4.7

4.7

100.0

Информация о работе РФ как кредитор