РФ как кредитор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

РФ как кредитор.doc

— 324.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5

1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5

1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9

ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11

2.1  Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11

2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22

3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22

3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось.

Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испо­кон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

Внешний долг возникает и при переливе капитала из одной страны в другую. Капитал стремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства.

Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

В данной работе объект исследования государственный кредит.

Предмет исследования особенности государственного кредита РФ.

В основу работы положен обширный литературный материал, сделаны попытки проанализировать эту сферу финансовой деятельности.

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия кредита, изучение вопроса Россия как кредитор.

Основные задачи исследования:

–                   раскрытие экономической сущности кредита и его составляющих;

–                   изучить международный государственный кредит;

–                   рассмотреть кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам;

–                   изучить  внутренние кредиты;

–                    рассмотреть современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам;

–                   изучить проблемы возврата советских кредитов.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

1.1. Сущность и функции государственного кредита

 

Кредит происходит от латинского "kreditium" (ссуда, долг). В то же время "kreditium" переводится как "верую", "доверяю". В широком смысле слова - и с юридической, и с экономической точки зрения - кредит - это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде.

Совокупность кредитных отношений, в которых одной из сто­рон является государство, а кредиторами или заемщиками физические или юридические лица - государственный кредит. В сфере меж­дународного кредита государство может одновременно и кредитором и заемщиком.

Государственный кредит представляет собой движение ссудного капитала. Средства от государственных займов, как правило, не уча­ствуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей. Государственные займы выпускаются в основном для покрытия бюджетных дефицитов, вызываемых пре­вышением расходов государства над его доходами. В этом случае ссудный капитал, мобилизуемый государством, используется не как капитал, а как платежное и покупательное средство. Он не вклады­вается в производство, не воспроизводится, не самовозрастает, как при частном кредите, а потребляется и уничтожается.[1]

Источники государственного кредита - временно высвобождае­мые в процессе производства денежные средства предприятий (амортизационные отчисления, прибыль), средства пенсионных и других фондов, страховых компаний, населения. Государственный кредит предоставляет временное заимствование денежных средств, за пользование которыми государство выплачивает доход.

По своей социально-экономической сущности государственный кредит непосредственно связан с налоговой системой, т.к. средства для погашения государственных займов и выплаты доходов но ним государство собирает посредством налогов. Часть средств, мобилизуемых государством, может направлять­ся на вмешательство в процесс производства. Традиционная роль го­сударственного кредита - обеспечение финансирования государствен­ных расходов при хроническом бюджетном дефиците - дополняется использованием его для проведения регулирующих мероприятий.

Деятельность государства как кредитора наиболее активна в области капиталовложений. Его кредиты преимущественно направ­ляются в отрасли, невыгодные частному капиталу, но необходимые для функционирования системы хозяйства: на финансирование жи­лищного строительства и сельского хозяйства, отраслей экономиче­ской и социальной инфраструктуры. (В США - программы электри­фикации сельского хозяйства и жилищного строительства).

Государственный кредит играет важную роль в регулировании рынка ссудных капиталов, влиянии на формирование источников финансирования расширенного воспроизводства, регулирует темпы развития отдельных отраслей производства. В то же время государст­венный кредит способствует обобщению труда и капитала.

Проявление сущности государственного кредита выражается в его функциях.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и кон­трольную. Через распределительную функции государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе­чивает средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым по­сле налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объяс­няется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увели­чением налоговых поступлении.[2]

Финансирование капитальных расходов за счет позаимство­ванных средств в определенных пределах имеет положительное зна­чение.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее по­мощью налоговое бремя более равномерно распределяется во време­ни. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашени­ем государственного долга. Источники финансирования этих расхо­дов зависят от направления использования средств. В случае произ­водительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начнет приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бре­мени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в ре­зультате государственных займов капиталов, например, финансиро­вании за их счет военных или социальных расходов, единовремен­ным источником их погашения становятся налоги или новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задол­женности по уже выпущенным называется рефинансированием госу­дарственного долга.

Тяжесть налогового бремени, вызванная заимствованиями го­сударства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачивае­мых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направить госу­дарство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных усло­виях.

Сознательно используя государственный кредит как инстру­мент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Вступая в кредитные отношения, госу­дарство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения) уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджет­ной сферы, количество наличной денежной массы в обращении оста­нется без изменений, хотя возможно изменение структуры платеже­способного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их запас, проводимые как Центральным Банком, так и коммерческими банками, является важным инстру­ментом регулирования денежного рынка и рынка капиталов.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государ­ство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способству­ет росту цены кредиты. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более доро­гим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу про­изводства и стимулирует накопления в виде приобретения государст­венных ценных бумаг. Отвлечение значительной доли денежных средств для производительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость госу­дарство оказывает, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки ма­лого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испы­тывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, пре­доставляемых банками согласно соответствующих программ.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставляемым мелким предпринимателям. В промышленно развитых странах функционируют государственные компании, которые страхуют риск неплатежа экспортерам национальных това­ров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечест­венной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и за­нятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов терри­торий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ус­коренное развитие определенных районов или необходимых направ­лений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфи­ческие черты, порожденные особенностями этой категории.

Информация о работе РФ как кредитор