Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:57, реферат
Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….…………
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось.
Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.
Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.
Внешний долг возникает и при переливе капитала из одной страны в другую. Капитал стремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства.
Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
В данной работе объект исследования государственный кредит.
Предмет исследования особенности государственного кредита РФ.
В основу работы положен обширный литературный материал, сделаны попытки проанализировать эту сферу финансовой деятельности.
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия кредита, изучение вопроса Россия как кредитор.
Основные задачи исследования:
– раскрытие экономической сущности кредита и его составляющих;
– изучить международный государственный кредит;
– рассмотреть кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам;
– изучить внутренние кредиты;
– рассмотреть современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам;
– изучить проблемы возврата советских кредитов.
Кредит происходит от латинского "kreditium" (ссуда, долг). В то же время "kreditium" переводится как "верую", "доверяю". В широком смысле слова - и с юридической, и с экономической точки зрения - кредит - это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде.
Совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками физические или юридические лица - государственный кредит. В сфере международного кредита государство может одновременно и кредитором и заемщиком.
Государственный кредит представляет собой движение ссудного капитала. Средства от государственных займов, как правило, не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей. Государственные займы выпускаются в основном для покрытия бюджетных дефицитов, вызываемых превышением расходов государства над его доходами. В этом случае ссудный капитал, мобилизуемый государством, используется не как капитал, а как платежное и покупательное средство. Он не вкладывается в производство, не воспроизводится, не самовозрастает, как при частном кредите, а потребляется и уничтожается.[1]
Источники государственного кредита - временно высвобождаемые в процессе производства денежные средства предприятий (амортизационные отчисления, прибыль), средства пенсионных и других фондов, страховых компаний, населения. Государственный кредит предоставляет временное заимствование денежных средств, за пользование которыми государство выплачивает доход.
По своей социально-экономической сущности государственный кредит непосредственно связан с налоговой системой, т.к. средства для погашения государственных займов и выплаты доходов но ним государство собирает посредством налогов. Часть средств, мобилизуемых государством, может направляться на вмешательство в процесс производства. Традиционная роль государственного кредита - обеспечение финансирования государственных расходов при хроническом бюджетном дефиците - дополняется использованием его для проведения регулирующих мероприятий.
Деятельность государства как кредитора наиболее активна в области капиталовложений. Его кредиты преимущественно направляются в отрасли, невыгодные частному капиталу, но необходимые для функционирования системы хозяйства: на финансирование жилищного строительства и сельского хозяйства, отраслей экономической и социальной инфраструктуры. (В США - программы электрификации сельского хозяйства и жилищного строительства).
Государственный кредит играет важную роль в регулировании рынка ссудных капиталов, влиянии на формирование источников финансирования расширенного воспроизводства, регулирует темпы развития отдельных отраслей производства. В то же время государственный кредит способствует обобщению труда и капитала.
Проявление сущности государственного кредита выражается в его функциях.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. Через распределительную функции государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлении.[2]
Финансирование капитальных расходов за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начнет приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единовременным источником их погашения становятся налоги или новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Тяжесть налогового бремени, вызванная заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направить государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения) уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их запас, проводимые как Центральным Банком, так и коммерческими банками, является важным инструментом регулирования денежного рынка и рынка капиталов.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредиты. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Отвлечение значительной доли денежных средств для производительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующих программ.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставляемым мелким предпринимателям. В промышленно развитых странах функционируют государственные компании, которые страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.