Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:57, реферат
Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………
2.2 Внутренние кредиты
Займы субъектов РФ. Согласно БК РФ (ст. 90) государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует государственный долг субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме (ст. 99 БК):
• кредитных соглашений и договоров;
• государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
• договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных выше.
Субъекты Федерации получили право заимствовать средства в соответствии с Законом 1993 г. № 4807-1 из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. Этот же Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов будет установлен дополнительно. Такая мера вполне оправданна, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако длительное время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.[6]
Бюджетный кодекс РФ ввел следующие ограничения.
1. Предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать (точно так же как и муниципального долга) объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы (ст. 107).
2. Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов) (ст. 111).
Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга (ст. 111 БК) и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс (ст. 112) допускает применение следующих мер:
• назначение проверки исполнения бюджета субъекта РФ;
• передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;
• принятие других мер, предусмотренных бюджетным законодательством.
В настоящее время внутренний рынок субфедеральных займов активно развивается. По состоянию на начало 2006 г. в обращении находятся облигации займов субъектов РФ и муниципальных займов на сумму около 130 млрд руб., причем почти 50% регионального рынка составляют обязательства Москвы, т.е. около 50 млрд руб.
Субъекты РФ как кредиторы. Субъекты РФ, как и сама РФ, имеют право предоставлять бюджетные кредиты и государственные гарантии и на практике активно этим правом пользуются. Законы о бюджетах большинства субъектов РФ обычно предусматривают предоставление кредитов предприятиям, находящимся на их территориях, а также муниципальным образованиям.
Например, законом Воронежской области об областном бюджете на2011 г., № 93-03 предусмотрено предоставление бюджетных кредитов:
• предприятиям и организациям, осуществляющим реализацию высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе в рамках «Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002—2006 годы»;
• сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности на сезонное кредитование для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материальных ресурсов;
• предприятиям и организациям, осуществляющим выполнение областного заказа;
• предприятиям, осуществляющим оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям области в приобретении нефтепродуктов на проведение весенне-полевых и уборочных работ.
Плата за пользование бюджетными кредитами законом о бюджете Воронежской области на 2011 г. установлена в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день заключения договора о предоставлении бюджетного кредита.
Законом о бюджете Красноярского края на 2011 г. (закон Красноярского края от 6 декабря 2010 г. № 16-4147) предусмотрено выделение бюджетных кредитов на приобретение горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям края в сумме до 200 тыс. руб. с уплатой процентов за пользование в размере одной пятой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на дату предоставления кредита. Уполномоченным органом по предоставлению кредитов является агентство сельского хозяйства администрации края.
Законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. (закон от 28 ноября 2010 г. № 608-84) бюджетные кредиты предоставляется:
• государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в собственности Санкт-Петербурга, на пополнение временного недостатка собственных оборотных средств, выполнение своих уставных целей и предметов деятельности на срок до конца 2006 г. в пределах лимита в сумме 1285 млн. руб. За пользование бюджетными кредитами взимается плата в размере трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка;
• местным бюджетам на осуществление расходов, связанных с финансированием мероприятий по решению вопросов местного значения в случае поступления в местные бюджеты собственных доходов в объемах меньших расходных потребностей, учтенных при расчете объемов фондов финансовой поддержки. Лимит предоставления кредитов установлен в размере 25 млн. руб. Плата за пользование средствами — одна десятая действующей ставки рефинансирования Центрального банка.
Законом о бюджете Московской области на 2011 г. предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на:
• обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей материальными ресурсами для проведения сезонных работ в сумме, не превышающей 120 млн. руб., с уплатой процентов в размере 1% годовых;
• создание резервного фонда зерна для обеспечения государственных нужд Московской области в соответствии в областной целевой программой «Зерно» в сумме до 122 млн. руб. с уплатой 1% годовых;
• реализацию мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры в Московской области в пределах 500 млн. руб. с уплатой 1% годовых;
• строительство социально значимых объектов для формирования государственной собственности Московской области в сумме до 898,6 млрд. руб. с уплатой 1% годовых;
• реализацию мероприятий по поддержке малого предпринимательства в сумме до 8 млн. руб. с уплатой процентов в размере одной второй ставки рефинансирования Банка России и другие мероприятия.[7]
Бюджетные кредиты — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК).
В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать:
• бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;
• унитарные предприятия;
• юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.
В середине 1990-х годов федеральный бюджет РФ являлся исключительно активным кредитором внутри страны. Средства на возвратной основе в значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории.
Предполагалось, что такая форма финансирования, во-первых, будет стимулировать наиболее эффективное и рациональное использование полученных ресурсов, во-вторых, позволит пополнить доходы бюджета за счет получения процентов, в-третьих, позволит снизить расходы бюджета, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования, а в-четвертых, по истечении определенного времени полученные кредиты будут возвращены.
Необходимость бюджетного кредитования объяснялась также и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государство. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит удавалось только высокодоходным торговым организациям.
С начала XXI в. Россия отказывается от широкого использования бюджетных кредитов. С одной стороны, это объясняется тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. По этим причинам условия бюджетного кредитования начинают ужесточаться, а его объемы и сферы использования свертываться. Вводится требование, по которому бюджетные кредиты юридическими лицами, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, могут быть получены только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
В настоящее время получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других уровней, а политика бюджетного кредитования, проводимая РФ, концентрируется на двух базовых направлениях:
• кредиты выделяются преимущественно на покрытие кассовых разрывов;
• предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.[8]
3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР
3.1 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам
В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994 — 1996 гг. кредитным отношениям, которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков — 140 млрд. долл (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 долл. равнялся 0,67 руб.). Долги стран СНГ Российской Федерации составляют 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты, переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет процентов.[9]
В перспективе, через 10—15 лет Россия столкнется с крайне острой, хотя и не полностью пока осознанной проблемой поиска внешних рынков для отечественной индустриальной продукции, в том числе изделий, полученных на основе высоких технологий. Новой проблемой становится и нахождение стран и регионов эффективного приложения накопленного российскими компаниями капитала в связи с возросшей конкуренцией на внутреннем рынке, а также необходимостью решения ряда конкретных задач (получение дополнительных прибылей, восполнение сырьевой базы, овладение новыми технологиями и т.п.). Чтобы повысить эффективность внешней торговли, ее устойчивость и сбалансированность, необходимо обратиться к возможностям импорта из развивающихся стран продукции, ныне ввозимой исключительно из развитых государств. Кстати, Россия уже импортирует из стран Третьего мира больше машин и оборудования, чем экспортирует туда.
Возвращению на традиционные и освоению новых рынков в развивающихся странах может способствовать успешный опыт советских организаций по оказанию экономического и технического содействия средне- и слаборазвитым странам, а также анализ допущенных при этом ошибок и просчетов. При продуманном подходе и взаимоприемлемом соблюдении интересов сторон расходы донора могут внести существенный вклад в вывод такого сотрудничества на режим взаимной выгоды.