РФ как кредитор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

РФ как кредитор.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках госу­дарства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитно­сти бюджета они направляются на покрытие разницы между дохода­ми и расходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуе­мые с помощью кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государст­венный  кредит  выступает важным  фактором  социально-экономического развития страны.

 

1.2 Международный государственный кредит

 

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на миро­вом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отно­шения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Суммы полученных внешних займов с начис­ленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, испытывающим значительные экономические и финансо­вые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.[3]

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюд­жетных средств или специальных правительственных фондов. Полу­чателями займов могут быть как центральные правительства, так и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительст­ва, финансово-кредитные учреждение и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные фи­нансовые организации.

Основной целью государственных внешних займов является со­действие укреплению экономического потенциала, продолжение фи­нансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольствен­ной помощи.

Государственная внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными и долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны.

Погашение займов по соглашению сторон осуществляется то­варными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного пе­риода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

Государство сознательно выбирает ту или иную форму государ­ственного кредита. И этот выбор определяется в первую очередь по­литическим строем и уровнем экономического развития страны. Эф­фективное функционирование государственного кредита возможно только на условиях внутреннего и мирового денежных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ

 

2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям

Согласно статье БК РФ, помимо государственного долга РФ, существуют также государственные кредиты РФ, которые, в свою очередь, являются долгом иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, международных организаций, иных субъектов международного права перед РФ.[4]

В соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 122) «Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором». Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.

Указанные группы отношений в своей совокупности составляют кредитные отношения, непосредственным участником которых являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице уполномоченных органов либо бюджетные организации.

Но между этими группами кредитных отношений существуют значительные различия. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации являются составной частью пассива Российской Федерации, т.е. долговыми обязательствами. Государственные кредиты Российской Федерации, предоставляемые иностранным государствам и иным субъектам международного права, являются составной частью актива Российской Федерации, а именно внешними активами. Таким образом, в первой группе кредитных отношений Российской Федерации является заемщиком или гарантом, а во второй - кредитором.

Итак, кредитные отношения Российской Федерации - это совокупность экономических отношений между Российской Федерацией, с одной стороны, и иными субъектами внутригосударственного и международного права, с другой стороны, в которых Российская Федерация (субъекты РФ, муниципальные образования) выступает в роли заемщика, гаранта или кредитора. Как звено бюджетной системы Российской Федерации, государственный кредит направлен на обслуживание, формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие функции:

1) распределительная функция, путем реализации которой осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства за счет возврата заемщиками предоставленных Российской Федерацией кредитных сумм;

2) регулирующая функция, благодаря которой государственный кредит выступает в качестве инструмента регулирования экономического развития страны. Путем предоставления государственного кредита Российской Федерации способна воздействовать на состояние денежного обращения в стране, на уровень процентных ставок на рынке ценных бумаг и капиталов и т.д.;

3) контрольная функция, осуществляемая в рамках контрольной функции финансов.

Характерными особенностями государственных кредитных отношений, складывающихся на международном уровне, в том числе на уровне Содружества Независимых Государств, являются:

- добровольный характер государственного кредита; иными словами РФ не может принудить кого-либо взять в кредит денежные средства на каких-либо условиях;

- принцип возвратности, согласно которому принятые иностранными государствами, иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями и т.д. долговые обязательства должны быть погашены;

- принцип платности, согласно которому предоставление РФ денежных средств иностранным заемщикам осуществляется на основе возмездности. Возмездность может выражаться в уплате процентов, предоставлении имущества либо иных материальных благ;

- принцип срочности, согласно которому государственный кредит предоставляется иностранным заемщикам на определенный срок, по истечении которого долговые обязательства должны быть исполнены, если условиями договора не предусмотрено иное;

- отсутствие обеспеченности в прямом смысле этого слова;

Иными словами, государственный кредит РФ не сопровождается со стороны иностранных заемщиков предоставлением какого-либо обеспечения исполнения долгового обязательства (например, залога. Хотя в случае предоставления государственного кредита иностранным физическим и юридическим лицам со стороны иностранных государств могут потребоваться гарантии, поручительства и т.п.). В качестве обеспечения возвращения государственного кредита служат международные обязательства иностранных государств, а также имущество иностранных государств, международных организаций, иностранных физических и юридических лиц.

Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у ино­странных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Россией как кредитором.

Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектом феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Под реструктуризацией долга иностранных государств перед РФ понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств с одновременным осуществлением за­имствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Реструктуризация долга иностранных государств перед РФ может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются: суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностран­ных государств; предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ); предельный размер долга государств - участников СНГ; предельный объем государственных кредитов, предоставляе­мых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам - участникам СНГ; предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ государствам - участникам СНГ; программа предоставления РФ государственных кредитов ино­странным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и междуна­родным организациям за счет средств федерального бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования получателей кредитов, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

Договор о предоставлении РФ государственных кредитов на сумму более 10 млн. долларов США может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита в первый предполагаемый год в составе программы предоставления РФ государственных кредитов.[5]

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Уступка прав требований по долговым обязательствам иностран­ных государств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией обычно делится на три группы:

1)                задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);

2)                задолженность стран СНГ;

3)                задолженность иностранных коммерческих банков и фирм (перед СССР или РФ).

В 1990-х годах тяжелое финансовое положение не позволяло РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 1970-х — первой половине 1980-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор. На 1 января 2005 г. по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РФ, России остались должны почти полсотни государств. Среди наиболее крупных должников — Индия, Куба, Судан, Сирия, Ирак, Афганистан. Среди должников есть Бенин, Бурунди, Гвинея-Бисау, Иордания, Мадагаскар, Марокко, Непал, Республика Сейшельские острова и многие другие. Всего долг иностранных государств по кредитам СССР и РФ составляет в долларовом эквиваленте на 1 января 2005 г. более 83 млрд. долл.

Для облегчения взимания долгов, ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб. Клуб был образован в 1956 г., когда представители ряда западноевропейских стран-кредиторов собрались для обсуждения вопроса об урегулировании балансов платежей по их расчетам с Аргентиной. После того как в начале 80-х годов разразился кризис задолженности развивающихся стран, регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования кредиторами всех финансовых вопросов, связанных с пересмотром условий погашения официальной задолженности развивающихся стран. Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредиторов) означало новый этап построения ее взаимоотношений с должниками (меморандум о вступлении России был подписан 22 сентября 1997 г.).

При расчетах с РФ используются различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в Россию, в этих целях установлены налоговые льготы.

Несмотря на финансовые проблемы РФ продолжала предоставлять кредиты другим государствам. С укреплением финансового положения России объемы кредитования несколько увеличились

Информация о работе РФ как кредитор