Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:57, реферат
Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………...…..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита……………………………5
1.2 Международный государственный кредит………………………………...….9
ГЛАВА 2.ВИДЫ ГОССУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТОВ………………………11
2.1 Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям………………………………………………………….………………11
2.2 Внутренние кредиты……………………………………………….………….16
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР……………………………..…..22
3.3 Современное состояние кредитов РФ, выданных иностранным государствам………………………………………………………………………..…22
3.2 Проблема возврата советских кредитов………………………………….…..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………
Первоначально такого рода схему предполагалось применить и с Алжиром, которому предполагалось списать 3 млрд. долл., то есть только часть всей задолженности. Однако в конечном счете Россия заняла более мягкую позицию. Благодаря полному списанию задолженности Алжира в размере 4737 млн. долл. на 1 февраля 2006г. была достигнута договоренность о крупных закупках этой страной российской промышленной продукции, прежде всего военной техники, на не меньшую сумму. Фактически же к моменту подписания соответствующего соглашения уже были заключены контракты на 7.5 млрд. долл. При этом предусматривается, что долг будет списываться поэтапно, в соответствии с поступлением конкретных сумм платежей из Алжира за российские поставки, то есть можно говорить о своеобразных свопах "долг на экспорт" и "долг на доступ к активам".[12]
Новые направления сотрудничества открывает и упоминавшаяся выше схема трейд-ин, которая может быть использована и в дальнейшем в случае возникновения потребности в модернизации военной техники. Она предусматривает, в частности, что по мере пополнения парка алжирских ВВС новыми МиГ-29 старые машины этой марки (36 единиц), закупленные Алжиром в 90-х годах в Белоруссии и Украине, поступят в распоряжение корпорации "МиГ". После ремонта и модернизации, полученные из Алжира, самолеты могут быть проданы в некоторые африканские и азиатские государства. Опыт заключения последних соглашений с Бангладеш, Бирмой, Суданом и др. показал, что в мире имеется спрос на дешевые самолеты МиГ-29 первых версий. Новые заказы обеспечат работой тысячи российских рабочих и инженеров, поддержат предприятия ВПК и увеличат налоговые поступления в государственную казну.
Урегулирование долговых вопросов способствовало расширению взаимодействия в других областях. Алжир, который входит в четверку мировых экспортеров газа, и Россия договорились об обмене квотами при экспорте газа в США и Европу, а также о возможном участии алжирцев в сооружении на российской территории завода по производству сжиженного газа. Соглашение открывает дополнительные возможности для расширения бизнеса российских компаний в Алжире, где уже работают "Стройтрансгаз" и "Роснефть", Ведутся переговоры и об участии в проектах по добыче и поставкам в страны Евросоюза алжирских нефти и газа.
Среди отрицательных моментов следует выделить:
потерю мощного рычага давления при решении различных политических и экономических вопросов, которые могут возникнуть в дву- и многосторонних отношениях;
неполучение бюджетом определенных доходов по уже заключенным соглашениям;
отказ от товарных поставок из стран-должников, что может быть связано с утратой дополнительных доходов, а также потенциальных возможностей расширения таких товарных потоков в будущем и формирования на их основе новых направлений сотрудничества;
потерю возможности конверсии задолженности в инвестиции и другие активы в странах-должниках, что могло бы облегчить зарубежную экспансию российского капитала;
необходимость в соответствии со ст. 127 Бюджетного кодекса РФ ратифицировать российским парламентом соглашения, условия которых отличаются от принятых международными договорами норм;
создание нежелательных прецедентов, на которые будут опираться как должники, которые уже реструктурировали свою задолженность перед Россией, так и не сделавшие этого;
формирование у заемщиков образа уступчивого кредитора, которого легко можно склонить к смягчению требований, и т.п.
Конечно, все эти преимущества и потери относительные. Например, Индия, с которой еще в 2004г. были достигнуты предварительные договоренности о возможности конвертации части долга (0.9-1 млрд. долл.) в акции индийских предприятий, не дает своего окончательного согласия на эту операцию. Индийцы выдвигают определенные условия: дисконт в 5-7% при конверсии долга в акции и чтобы российский инвестор не имел права выходить из проекта в течение 15 лет. Россия настаивает на отказе от дисконта и сокращении срока выхода из активов до 5 лет. Подписание соглашения задерживается. Не последнюю роль в этом играет и то, что погашение долга связано с поставками чая - традиционного экспортного товара, перспективы экспорта которого после погашения значительного объема долга ухудшатся. В 2004г. АФК "Система" пыталась выйти на индийский рынок сотовой связи, путем покупки местного оператора, использовав при этом долговые обязательства Индии перед Россией. Но по ряду причин план не был реализован.
На новом этапе существенно меняются и подходы России к списанию задолженности беднейших стран, подпадающих под международные программы облегчения долгового бремени. Как известно, в 2005г. лидеры "большой восьмерки" договорились о списании задолженности 17 беднейших стран перед МВФ, Всемирным банком и Африканским банком развития на общую сумму в 37 млрд. долл. Международную помощь получат 13 африканских стран (Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Замбия, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сенегал, Танзания, Уганда, Эфиопия). Будут списаны долги и четырем бедным латиноамериканским государствам (Боливия, Гайана, Гондурас и Никарагуа). В рамках данного проекта Россия, у которой в должниках были семь африканских стран (Бенин, Гайана, Замбия, Мадагаскар, Мозамбик, Танзания, Эфиопия), предполагала списать около 1.8 млрд. долл., а с учетом достигнутых ранее договоренностей о дисконте долга Эфиопии в размере 1.15 млрд. - всего на сумму немногим более 0.6 млрд. долл. В 2006 г. Россия заявила, что, кроме этих семи государств, полное списание задолженности получат еще девять стран - Гвинея, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Бурунди, Конго, Сомали, Судан и ЦАР, которые по состоянию на 1 января 2006 г. были должны России около 0.9 млрд. долл. (Приложение 2). Выбор данных 16 государств не случаен, все они охвачены инициативой ВБ и МВФ по облегчению долгового бремени.[13]
Сейчас Россия выдвигает определенные условия перед странами, которым будет списана задолженность. Среди них - выполнение конкретных требований по прозрачности расходов бюджетов, прежде всего направленных на борьбу с бедностью. Россия хочет, чтобы деньги, которые предназначались для выплаты долга, пошли бы на эти цели, а также на улучшение здравоохранения и образования. Россия предложила членам "восьмерки" принять документ, описывающий принципы ответственного управления государственными финансами, и предложить его как руководство для стран, испытывающих финансовые проблемы.
Несколько слов об общей ситуации с задолженностью иностранных государств перед Россией, которая последовательно сокращалась в последние 10 лет (Приложение 3). В ближайшие годы можно ожидать более существенного "усыхания" наших внешне долговых активов. Пока не все согласованные на межправительственном уровне суммы дисконтирования наших требований нашли отражение в статистике, так как урегулирование межбанковских расчетов произойдет позже. Кроме того, отдельные схемы урегулирования предусматривают поэтапный порядок списания долга (Ирак, Алжир), что также отражается на официальной статистике. В феврале 2006г. Россия заявила о своей готовности аннулировать афганский долг в 10 млрд. долл. в случае, если страна признает свой долг и откажется от компенсаций в связи с военными действиями и пребыванием советских войск на его территории.
Кроме того, в июне 2006г. заместитель министра финансов Российской Федерации С. Сторчак сказал о согласии применить "алжирскую" схему списания всей задолженности в обмен на эквивалентные по объему поставки военно-технической продукции к одному из самых богатых наших должников - Ливии, если та согласится признать эту задолженность в полном объеме. Более 28 млрд. долл. учитываемой Россией задолженности приходится на две самые проблемные страны - Кубу и КНДР. Исходя из созданных ранее прецедентов, рассчитывать на их возврат не приходится, тем более что Куба, например, выдвигает встречные претензии, превышающие российские требования по ее старой задолженности перед бывшим СССР. Продолжится и участие России в международных программах облегчения долгового бремени беднейшим странам.
Ликвидация старых внешне долговых активов - еще один из весомых аргументов в пользу разработки взвешенной стратегии сотрудничества с отдельными группами развивающихся стран. Помощь путем списания задолженности для страны-донора менее эффективна, чем предоставление целевых кредитов или даже безвозмездных ссуд, которые идут через национальные предприятия (в производстве, транспортировке и оказании услуг), т.е. в конечном случае способствуют увеличению ВВП, прогрессивным структурным сдвигам.
Для стран – реципиентов списание долга тоже не является самым эффективным способом борьбы с бедностью и достижения целей развития. Им необходимы инвестиции в развитие, доступ к новым технологиям, не дискриминационные условия торговли, помощь в развитии образования и здравоохранения.
С распадом Советского Союза характер взаимодействия России с развивающимися странами резко изменился. Наряду с общим спадом объема внешней торговли и утяжелением ее структуры из этих связей выпало практически целое направление – экономическое и техническое содействие. Здесь действовал ряд факторов:
во-первых, в соответствии с заключенными контрактами России предстояло завершить строительство свыше 1 тыс. объектов;
во-вторых, в стране отсутствовали ресурсы для предоставления льгот, предусмотренных соглашениями советского периода;
в-третьих, с прекращением соперничества двух сверхдержав за мировое влияние существенно ослабла политическая и военная составляющие экономического и технического сотрудничества.
Поэтому многие из незавершенных и подготовленных к строительству проектов были брошены, что и обусловило коллапс этого направления сотрудничества.
По мере выхода российской экономики из кризиса поднимается с колен экономическое и техническое содействие развивающимся странам. В нем четко прослеживаются две новые тенденции: его условия все более приближаются к принятым в мировой практике, а к группе развивающихся стран добавились несколько бывших республик Советского Союза, ныне суверенных государств. За последние 10-12 лет в торгово-экономическом и техническом сотрудничестве с развивающимися странами наметились положительные тенденции (Приложение 4). Объем взаимной торговли растет опережающими темпами по сравнению с общим объемом внешней торговли России. Это подняло долю развивающихся стран с 9% в 1994г. до почти 13% в 2005г. Кроме роста цен на топливо и сырье увеличению российского экспорта способствовало и расширение поставок по линии "Рособоронэкспорта".
Российские экспортеры и производители энергоресурсов, электрооборудования, включая авто- и авиастроение, предприятия оборонной и космической промышленности, компании, предоставляющие высокотехнологичные услуги, и т.п., повысили свою активность в развивающихся странах. Но достигнутые результаты далеки от потенциальных возможностей набирающего силу российского бизнеса. Не оказывает ему необходимую поддержку и государство.
В то же время в самих развивающихся странах происходят серьезные изменения. У многих из них существенно возросли производственные, технологические, экспортные и инвестиционные возможности. В результате возникают новые неблагоприятные изменения в структуре экономического взаимодействия: типичная для советского периода структурная асимметрия (производитель и экспортер промышленного оборудования и услуг, инвестор, с одной стороны, импортер и потребитель - с другой) ушла в прошлое. В начале нового столетия российский импорт продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран превышал соответствующий экспорт. Проблемой становится и рост положительного сальдо в торговле с развивающимися странами, что начинает тормозить ее развитие.
Что можно сделать для исправления нынешнего положения?
На мой взгляд, здесь могли бы помочь следующие первоочередные меры.
1. Провести инвентаризацию деятельности государства и отечественных компаний в развивающихся странах с привлечением соответствующих государственных ведомств, представителей бизнеса и научных кругов. В ходе этой работы необходимо оценить состояние и выявить перспективы развития не только действующих проектов, но и созданных при содействии Советского Союза объектов, где возможно восстановление в той или иной форме сотрудничества, в том числе военно-технического.
2. Активнее использовать урегулирование задолженности, включая ее списание, для продвижения российских инвестиций в страны-должники. Зеркальным отражением этой деятельности должна стать инициатива по привлечению в Россию инвестиций из некоторых развивающихся стран. Такая политика может включать обмен ликвидными активами, который, например, все шире практикует "Газпром" со своими западноевропейскими партнерами. Придание инвестиционным потокам двустороннего характера будет укреплять доверие, стимулировать расширение экономического взаимодействия. Активную заинтересованность в подобном сотрудничестве проявляет, например Индия, заявившая о готовности вложить в нефтяную промышленность России до 25 млрд. долл.
3. Изучать возможности подключения к разнообразным международным проектам и программам развития развивающихся стран не только в качестве финансового донора, но и как поставщика медикаментов, производственных и образовательных услуг. Ориентировать российских представителей в международных финансовых и экономических организациях на активизацию участия России в их деятельности. Активно развивать политические, экономические и научно-технические связи с региональными интеграционными объединениями - ШОС, АСЕАН, Восточно-Азиатским сообществом и т.п. Рассмотреть возможность финансового участия в региональных банках развития (Азиатском, Африканском, Межамериканском) для того, чтобы стимулировать не сырьевой экспорт в названные регионы.
4. Усилить взаимодействие с развивающимися странами в энергетике и некоторых других сырьевых отраслях с целью согласования экономической и ценовой политики, осуществления совместных или согласованных инвестиций в добычу и переработку ресурсов, создание трубопроводных, морских, железнодорожных транспортных систем и т.п. В настоящее время, например, складываются условия для согласованной политики в газовой сфере. На Россию и Иран на 1 января 2006г. приходилось почти 49% разведанных мировых запасов природного газа. Суммарные разведанные запасы природного газа таких государств как Алжир, Венесуэла, Казахстан, Малайзия, Туркменистан и Узбекистан, с которыми у России существуют хорошие экономические отношения, составляют еще 12% мировых запасов. Развивающимися странами может быть востребован и российский опыт в строительстве АЭС. Россия планирует ускорить строительство новых АЭС как внутри страны, так и за рубежом. По новой программе развития атомной энергетики она может построить за границей до 2030г. от 40 до 60 энергоблоков АЭС.[14]