Реформа пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;
2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;
3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

       В такой ситуации целесообразно организовывать несколько пенсионных программ, которые позволяют решить данную проблему.

       1) Программа удержания персонала. Предприятие регулярно уплачивает взносы, из которых формируются пенсионные накопления. При наступлении пенсионных оснований провайдер пенсионной программы обеспечивает работнику пожизненные выплаты, дополняющие государственную пенсию. Целью программы является стимулирование персонала к увеличению стажа работы в организации. Для работников, которым до выхода на пенсию осталось 10 и более лет, целесообразно создавать пенсионные накопления, так как чем больше срок размещения пенсионных накоплений, тем выше инвестиционный доход. Кроме того, долгосрочный характер пенсионных накоплений позволяет установить невысокий размер взноса со стороны предприятия.

       2) Программа стимулирования выхода на пенсию. Для сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов (которым до выхода на пенсию осталось менее 5 лет создавать пенсионные накопления нецелесообразно. Сегодня многие предприятия оказывают различную материальную помощь наиболее заслуженным сотрудникам после их выхода на пенсию (регулярные денежные выплаты, подарки на праздники, путевки в лечебно-профилактические учреждения). Обычно число работников, которые могут рассчитывать на дополнительную прибавку к государственной пенсии, довольно невелико. И возможности предприятий осуществлять финансовую поддержку таких работников тоже небезграничны. Внедрение специальной пенсионной программы для такой категории работников, во-первых, позволяет охватить более широкий круг сотрудников, а во-вторых, относить взносы на финансирование пенсионной программы на себестоимость.

Вывод.

 

       В 1998 году был принят Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О негосударственных пенсионных фондах" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998), в котором было определено положение о негосударственном пенсионном страховании.

       Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

       1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

       2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

       3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

         Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

       Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному  пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному  страхованию.

       Субъектами  отношений по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие  компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

       Участниками отношений по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

       В Российской Федерации этот закон  не работает в полную силу. Накопительная система в России рискована. В России сложилось четкое недоверие к накопительной системе как таковой. Причин масса: дефолт, инфляция, банкротство финансовых организаций, финансовая и юридическая неосведомленность населения. Однако у нас перед глазами есть опыт Запада, где медицинская страховка и пенсионный план предоставляются в 100% компаний. При этом около 60% американцев считают, что корпоративные программы принесут им вдвое больший пенсионный доход, чем государственные программы социальной защиты. Это свидетельствует о том, что система работает. К тому же и в России уже 13% работодателей внедрили корпоративные пенсионные программы. Это компании западного типа (Tetra Pak), сырьевики ("Норильский Никель"), монополии (в частности, РАО ЕЭС).

       На  самом деле корпоративная пенсия решает многие кадровые задачи: мотивация персонала, удержание ценных сотрудников, омоложение кадров, стимулирование профессионального роста, повышение трудовой дисциплины, привлечение квалифицированных сотрудников из конкурирующих компаний. Достичь последнего можно, например, разработав положения, по которым работник может лишиться права на пенсионное обеспечение при увольнении с предприятия вопреки воле руководства. Такая потеря будет еще более ощутимой, если у работника большой срок участия в пенсионной программе, так как размер корпоративной пенсии обычно зависит от этого срока. Но стоит учитывать, что эффект может быть не таким высоким, каким его ожидают, потому что горизонт планирования будущего в России очень короток в связи с краткосрочной ориентацией построения карьеры в целом, недоверием к долгосрочным инвестициям.

         Пенсионная программа - это дорого? В Налоговом кодексе РФ существуют различные льготы на пенсионные взносы. Поэтому корпоративная пенсия обойдется предприятию не дороже, чем повышение зарплаты на ту же сумму. Помимо этого, у предприятия будет возможность использовать часть средств как долгосрочный инвестиционный ресурс.

       Считается что пенсионная программа не дает работодателю никаких конкурентных преимуществ. А как же конкурентоспособность на рынке труда? Корпоративная пенсия позволяет предприятию реализовать гарантии социальной защиты работника, а для многих становится частью построения имиджа "привлекательного, богатого и стабильного работодателя". При нынешней ситуации на рынке труда это обстоятельство становится все более важным.3 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Пенсионная система РФ – это  совокупность создаваемых государством  правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

      Действующее законодательство определяет трехуровневую  структуру системы пенсионного  обеспечения РФ. Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования.

      Сущность  пенсионной реформы в нашей стране заключается в переходе работы Пенсионного  Фонда России от распределительной  схемы к распределительно-накопительной. Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением. Распределительно-накопительная схема не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.

      Правительство решило форсировать проведение пенсионной реформы в интересах тех миллионов  людей, кто будет выходить на пенсию через 7-10 лет. При этом право на трудовую пенсию при наступлении пенсионных оснований по-прежнему будет иметь каждый работник.

      Переход от распределительной к накопительной  системе пенсионного обеспечения  сопряжен с рядом острых проблем. Во-первых, для проведения реформы  необходимы экономический рост и  развитие производства. Во-вторых, для  повышения эффективности инвестирования пенсионных сбережений необходимо развивать отечественный рынок ценных бумаг, повышать надежность финансовых инструментов. В-третьих, для соблюдения принципа справедливости Пенсионный фонд должен разработать и реализовать такую модель новой пенсионной системы, которая способствовала бы легализации скрываемой сегодня от налогов и пенсионных выплат части заработной платы.

      Рассмотрение  процесса поступления и расходования средств в накопительной пенсионной системе показало, что для осуществления пенсионной реформы, то есть для формирования адекватного пенсионного фонда, требуются не столь огромные средства, как кажется на первый взгляд.

Длительность  перехода к новой пенсионной зависит  от многих факторов. Один из них –  это необходимый размер финансирования. В российской экономике происходит разворовывание пенсионных средств, что обуславливает потребность во внешнем финансировании.

      Другой  важный аспект – собираемость налогов. Если бы в самом начале реформ удалось  полностью собирать и инвестировать эти средства, то размеры Пенсионного фонда уже к настоящему времени были бы столь значительными, что пенсионная реформа могла бы благополучно завершиться в течение ближайших 10-15 лет. Но и сейчас еще не поздно. Если Пенсионный фонд начнет собирать пенсионный налог полностью, то реформу можно осуществить без всякого внешнего финансирования.

      По  расчетам специалистов, в настоящее  время темпы прироста страховых  взносов в зависимости от уровня дифференциации пенсий существенно  отстают от темпов роста обязательств по выплате пенсий. Значит, по мере увеличения дифференциации пенсий возрастает и дефицит Пенсионного фонда. Предотвратить нарастание дефицита Пенсионного фонда при переходе к накопительной системе способен только экономический рост.

      Сегодня целесообразно уменьшение дифференциации пенсий путем компрессии пенсионной шкалы. В дальнейшем, по мере увеличения поступлений в Пенсионный фонд следует не увеличивать дифференциацию пенсий, а равномерно повышать размер всех пенсий. 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные акты:

         1.1. Конституции Российской Федерации.

        1.2 Федеральный закон РФ № 56-ФЗ  от 30.04.2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

              1.3. Федеральный закон РФ № 166-ФЗ  от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

              1.4. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».       

              1.5. Федеральный закон РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

         1.6. Федеральный закон РФ №75-ФЗ от 07.05.1998 "О негосударственных пенсионных фондах».

         1.7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 июня 2002 г. № 2924-III ГД "О проекте Федерального закона N 183353-З "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации"

2.Основная  литература:

       2.1.  Вахрин П.И.,  Нешитой А.С. Финансы.  Учебник для ВУЗов. – 4-е  изд., М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

       2.2. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный  энциклопедический словарь. М.»Финансы  и статистика», 2004.

           2.3. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2007. - 120 с.

          2.4. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. "Омега-Л", 2010. 
 

3.Дополнительная  литература:

         3.1. Барский А.П. Дожить до пенсии: новое российское приключение. «Современный предприниматель», №11, 2010.

       3.2.   Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (постатейный) - КонсультантПлюс, 2008.

       3.3. Гусева Т.С. Пенсия по справедливости.   «Российская газета» 11 июня №  126, 2008.

       3.4. Гусева Т.С. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России. "Трудовое право" №8, 2008.

       3.5. Кондратьева М.А. Проблемы  пенсионного  реформирования "Кадровик. Трудовое  право для кадровика" № 9, 2007.

       3.6. Кудрин А.Л. Не бывает стабильных  стран без решенных пенсионных проблем. «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» №19, 2008.

       3.7. Лельчук А.Л. Пенсионная система  России: реформа продолжается. «Финансы»  №1, 2009.

            3.8. Малкин Д.Е. Критерии выбора  негосударственного пенсионного фонда.  "Кадровик.ру"  №9, 2010.

Информация о работе Реформа пенсионной системы РФ