Реформа пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;
2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;
3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 428.50 Кб (Скачать)
 

      РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

      Воронежский филиал 

      Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по дисциплине «Финансы» 

 На  тему: «Реформа пенсионной системы РФ» 
 
 
 
 
 

      Выполнила:

      Студентка 2 курса,

      группы  ФКз-092

      Проценко  Т.З. 

      Проверил:

      доцент Радченко Виктор Михайлович 
 
 
 
 
 
 
 

      Воронеж 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

        C вступлением в силу с 2002 года  федеральных законов «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном  страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в нашей стране запущен механизм пенсионной реформы.

      Пенсионная  реформа направлена на изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

        С учетом того, что застрахованные  будут максимально включены в  процесс формирования и выплаты  своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

      Актуальность  выбранной для исследования темы обусловлена тем, что пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем социально-экономических преобразований, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом.

        Ранее действовавшая в России пенсионная система использовала лишь распределительные механизмы финансирования. Значительный объем финансовых ресурсов использовался для перераспределения.

        Сущность пенсионной реформы  в нашей стране заключается  в переходе работы Пенсионного  Фонда России от распределительной схемы к распределительно-накопительной. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета.

        До сих пор среди специалистов  нет единого мнения относительно  целесообразности и масштабов  применения накопительных принципов. Одни считают, что введение накопительной части пенсии положительно скажется на финансовой устойчивости пенсионной системы и повышении уровня пенсионного обеспечения, в том числе за счет создания предпосылок для серьезных изменений в сфере заработной платы, на рынке труда. Дополнительные коллективные или индивидуальные пенсионные планы позволят гражданам реально влиять на размер своей будущей пенсии.

      Другие  критически относятся к данной модели реформирования пенсионной системы, отмечая, что, окончательно разрушая существующую общую пенсионную систему и создавая новую, государство не разрешает острейшую социальную проблему – незамедлительное повышение реального уровня пенсионного обеспечения основной массы пенсионеров, не возрождает элементарную социальную справедливость в пенсионном обеспечении.

      Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.

      Задачи  курсовой работы:

      1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;

      2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;

      3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ

1.1. Понятие трудовой пенсии по старости.

 

       Трудовая  пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в ПФР. Соответственно, страховой стаж и трудовая деятельность - взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

       В соответствии со ст. 2 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Либо это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода в случае, если они были утрачены нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

       Право на ежемесячную денежную выплату  определяется в соответствии с условиями  и нормами, установленными упомянутым Законом. Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на нее имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Закона № 167-ФЗ устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии.

       Следующим признаком трудовой пенсии, на который  указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

       Основным  гарантом пенсионного обеспечения  в Российской Федерации выступает  государство. Оно обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета  финансирование базовой части трудовых пенсий. ПФР как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

       Напомню, что право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

       Права граждан на социальное обеспечение  по возрасту обеспечиваются нормами  как международного, так и российского  законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда. А также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

       Статья 39 Конституции Российской Федерации  гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных установленных законом случаях. В соответствии Законом № 173-ФЗ   «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции Российской Федерации являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Закон № 173-ФЗ, который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом.

       Положения упомянутого Закона дополняются  и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения  о пенсионном обеспечении. К ним  относятся в первую очередь: Закон № 167-ФЗ и Закон   № 166-ФЗ, а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.

       Статья 15 Конституции Российской Федерации  в п. 4 устанавливает приоритет  общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

      Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если положения Закона № 167-ФЗ не соответствуют действующим международным договорам Российской Федерации, то применяются нормы соответствующего международного договора Российской Федерации.

1.2.Основные показатели характеризующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010

 

     1) Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

– по доходам  4,6 трлн. рублей

– по расходам  4,2 трлн. рублей

     2) Доходы по накопительной составляющей бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации 361,2 млрд. рублей

     3) Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 1,9 трлн. рублей

     4) Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий 3,6 млрд. рублей

     5) Расходы на выплату пенсий 3,7 трлн. рублей

     6) Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям

граждан 293,6 млрд. рублей

     7) Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала 97,1 млрд. рублей

     8) Численность участников системы обязательного пенсионного  страхования Российской Федерации 100 млн. человек

     9) Численность пенсионеров 39,7 млн. человек

     10) Численность страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации5,8 млн.  страхователей Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  в 2010 году  по доходам превысил 4 600 000 000 000 рублей.  Это 10,4% ВВП страны. 
 
 

Динамика  среднего размера  пенсий в РФ

                                                                                             на конец 2010 года руб.

  2007 2008 2009 2010
Средний размер пенсии в Российской Федерации 3 664 4 546 6 177 7 594
Ср.размер трудовой пенсии,

В т.ч. по старости

3 713

3 949

4 652

4 910

6 314

6 630

7 811

8 166

По  инвалидности 2 859 3 481 4 767 5 100
по  случаю потери кормильца 2 105 2 754 3 727 4 810
Средний размер пенсии по государственному пенсионному  обеспечению (социальная пенсия) 2 758 3 007 4 245 4 731

Информация о работе Реформа пенсионной системы РФ