Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;
2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;
3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.
Министр финансов России Алексей Кудрин в середине октября заявил, что социальные расходы бюджета подошли к пределу. Больше просто нельзя. И в связи с этим снова был поднят вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию по старости.
Естественно, на министерство и лично на министра Кудрина тут же со всех сторон обрушился шквал критики. Вполне обоснованной с социальной точки зрения критики, отметим. Однако было бы странно упрекать министра финансов в том, что он смотрит на ситуацию с экономической точки зрения.
В общем, предложение снова задело всех за живое, особенно в свете недавних массовых выступлений против пенсионной реформы во Франции.
Проблема заключается в том,
что и без повышения
Противники же такого шага оперируют другой статистикой. Уже после того, как министр Кудрин снова поднял этот вопрос, Минздравсоцразвития представило доклад, согласно которому сейчас до выхода на пенсию не доживают от 30 до 40 процентов мужчин и около 10 процентов женщин. При повышении пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 62 лет для мужчин количество "смертников" увеличится вдвое. Соответственно, 20 процентов женщин и 60 процентов мужчин не смогут воспользоваться своими пенсионными накоплениями. Было даже подсчитано количество денег, которые Пенсионный фонд таким образом получает в свое полное и практически неподотчетное распоряжение. Сумма получилась весьма и весьма внушительная - порядка 60 млрд руб. в месяц. Но из-за этих миллиардов пенсионной системе выгодно повышение пенсионного возраста. Поэтому ПФР будет лоббировать эту идею, сочли некоторые эксперты.
Наиболее актуальной проблемой пенсионного обеспечения остается его низкий уровень. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области пенсионного обеспечения. Обратимся к международным правовым нормам. Конвенция Международной организации труда №102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что трудовая пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 55%. Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране. К сожалению, эти международные документы Российской Федерацией не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения. В современном российском законодательстве отсутствует понятие "минимальный размер пенсии", а по данным статистики средняя пенсия в России составляет 25% от средней заработной платы.
Решение
проблемы, связанной с уровнем
пенсионного обеспечения, зависит
не только от состояния экономики, но
и от изменения концепции
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей (базовой, страховой и накопительной), принципы финансирования каждой части пенсии различны.
Базовая часть трудовой пенсии, по сути, является минимальным государственно гарантированным размером пенсии, ее размер используется для определения размеров пенсий по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Думается, государство обязано гарантировать базовую часть пенсии на уровне прожиточного минимума.
Размер страховой части трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности, является поощрением за трудовой вклад и индексируется при изменении средней заработной платы.
Накопительная часть пенсии складывается из ежемесячных отчислений, которые не могут быть использованы для выплаты текущих пенсий и дохода от инвестирования этих сумм. Основная угроза для пенсионных накоплений - снижение их реальной покупательной способности (девальвация).
Формирование накопительной части трудовых пенсий из единого социального налога не соответствует принципам социального страхования и международной практике. Пенсионные накопления должны быть добровольными, а не принудительными. Цель государства - не принудить, а побудить будущих пенсионеров обеспечить себе достойную пенсию путем активного информирования граждан о возможностях усиления государственного контроля в этой области. "Социальная защита в рыночных условиях диктует необходимость всемерного расширения добровольного страхования, в том числе и добровольного страхования через негосударственные пенсионные фонды, страхование дожития и другие частные институты".
В 2000 г. средняя пенсия к
средней заработной плате, что
называют коэффициентом
Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности, должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними практически отсутствует.
Трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Достойный размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан. При этом никоим образом невозможно отбросить конституционную алиментарную обязанность государства по социальному обеспечению граждан.
Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85% получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране.
В
чем причины несостоятельности
системы трудовых пенсий в России?
Современная система
Российская пенсионная система унаследовала от советской системы пенсионного обеспечения значительное количество оснований назначения льготных пенсий за особые условия труда. В России каждый четвертый пенсионер вышел на пенсию досрочно. Закрепление в законодательстве права на досрочное пенсионное обеспечение означает признание утраты трудоспособности работниками определенных профессий до достижения общего пенсионного возраста (55 лет женщинами и 60 лет - мужчинами). Размер страховых взносов в ПФР не учитывает условий труда, которые дают право на досрочную пенсию. Следовательно, привилегированное пенсионное обеспечение одних застрахованных граждан осуществляется за счет других, при равных обязанностях работодателей по уплате взносов по обязательному пенсионному страхованию. Решить эту проблему должен был закон "О профессиональных пенсионных системах" (был принят в первом чтении еще в 2002 г.), согласно которому предприятия, использующие вредные условия труда, должны производить дополнительные отчисления в пенсионную систему.
С принятием Федерального закона от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" восполнен пробел в правовом регулировании отношений по дополнительному пенсионному страхованию. С 1 октября 2008 г. любому гражданину, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляется возможность добровольно перечислять в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Чтобы получить право на уплату добровольных страховых взносов, нужно подать заявление в управление Пенсионного фонда по месту жительства или работодателю, который передаст его в Пенсионный фонд. Размер дополнительного страхового взноса человек будет определять самостоятельно, но он должен быть не меньше 2 тыс. в год. Гражданин, добровольно перечисляющий в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии, будет получать средства из федерального бюджета в размере отчислений, но не более 12 тыс. руб. в год. Более того, право на участие в системе софинансирования предоставлено лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии. Им из федерального бюджета будет доплачиваться четырехкратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 тыс. руб. в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 тыс. в год. Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений будут включаться в состав пенсионных накоплений застрахованного лица. В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Для обеспечения эффективности обязательного накопительного пенсионного обеспечения необходимо одновременно обеспечить и высокую доходность инвестиций, и стабильность пенсионных накоплений. Учитывая взаимную противоречивость поставленных целей, решить данную задачу будет непросто. Вместо обеспечения стабильности пенсионных накоплений, возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос о гарантии минимального размера накоплений на дату выхода работника на пенсию. Если то или иное решение не будет найдено, обязательное накопительное пенсионное обеспечение будет неэффективным.
Доходность пенсионных инвестиций должна превосходить скорость роста зарплаты, в противном случае отказ от распределительной системы не оправдан. Достижение необходимого уровня доходности усложняется, правда, тем, что рост зарплаты в России выше, чем в развитых странах. Высокодоходные инвестиции крайне нестабильны, и обязательная государственная накопительная система должна как-то решать эту проблему. Если у людей, выходящих на пенсию с разницей в два-три года, пенсия, при прочих равных условиях, будет отличаться в несколько раз, государство вряд ли сможет остаться в стороне. Низкая рождаемость определяет необходимость повышения пенсионного возраста, даже если нет роста продолжительности жизни. В отсутствие детей нужно заботиться о себе самостоятельно. Целью повышения пенсионного возраста должна быть не экономия на пенсионерах, а повышение пенсий для стариков. При этом здоровые пятидесятипятилетние женщины и шестидесятилетние мужчины стариками не являются и должны сами о себе заботиться. (Конечно, лица, не способные к труду по состоянию здоровья, получат пенсию по инвалидности.) Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться: изысканием дополнительных источников финансирования пенсий; введением налоговых льгот для пожилых работников.
Для инвестирования пенсионных накоплений требуется развитый финансовый рынок, который находится в стадии становления. Основной проблемой уровня пенсионных накоплений на сегодняшний день является сокращение численности занятого населения при увеличивающейся численности пенсионеров, связанной с ростом продолжительности жизни до 72 лет к 2020 г. По прогнозу Минэкономики, численность занятого населения уменьшится с 68,8 млн человек в 2007 г. до 63,2 млн человек в 2023 г. Это увеличит демографическую нагрузку на работающих.
Таким образом, есть три задачи в области сбалансированности пенсионной системы к 2022 - 2027 гг., когда может быть создан достаточный ресурс для решения проблемы для большинства граждан. Первая - стабильность макросреды и снижение инфляции, которые стимулировали бы сбережения. Вторая - ускоренное развитие финансового рынка, который бы предоставил инструменты для пенсионной системы. Третья - пенсионное обеспечение в переходный период, до 2022 - 2027 гг. Целому поколению граждан, даже сейчас выходящих на пенсию, мы должны обеспечить достойную пенсию после не менее чем 30 лет трудового стажа.
На самом деле есть и четвертая проблема. Ушедшие на пенсию и 20 лет назад, и 5 лет назад, к сожалению, имеют очень похожую пенсию, которая, по сути, превратилась в социальное пособие. Трудовой стаж или вклад при ее определении имеет несущественное значение. Последние даже шесть лет после начала работы новой пенсионной системы, где была выделена базовая пенсия и страховая часть, базовая пенсия составляла примерно 38%, а страховая - 62%. Сегодня базовая составляет примерно 49%, а страховая - 51%. То есть страховая часть в силу недостатков формирования для нее налоговой базы быстро теряет смысл, который в нее был заложен в 2002 г. Мы должны еще и вернуть стимулы в систему, вернуть роль заработка и стажа в определении пенсии до 2023 г. и позже.