Реформа пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;
2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;
3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 428.50 Кб (Скачать)
 

     Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда. Из федерального бюджета на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, в т.ч.:

     -  на предоставление материнского (семейного) капитала – 98,6 млрд. рублей;

     -  на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков - 72,8 млрд. рублей;

     -  на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 32,0 млрд. рублей;

-  на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году – 2,5 млрд. рублей. На покрытие дефицита бюджета ПФР в 2010 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета ПФР в связи со снижением фонда заработной платы в стране в 2010 году  по макроэкономическому прогнозу МЭР. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2010 год поступили в общей сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана с учетом зарезервированных средств федерального бюджета. Сумма поступлений страховых взносов за 2010 год превышает уровень поступлений в 2009 году на 654,6 млрд. рублей. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2010 года от  уплаты ЕСН к  страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в ПФР. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2010 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования  пенсии в 2010 году в бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2010 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2010 года составил 1267,0 млрд. рублей.

  Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП Российской Федерации

     

     Расходы  бюджета ПФ Российской Федерации

     Расходы  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год в целом составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии  – 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает расходы 2009 года. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили за 2010 год около 70 млрд. рублей, что превышает расходы 2009 года более чем в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей – расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Обязательства ПФР по пенсионному обеспечению граждан выполнены  в полном объеме. На выплату пенсий в 2010 году направлено 3,7 трлн. рублей, что на 1,1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2009 году. Расходы ПФР на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2010 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2009 году – 263,6 млрд. рублей). На единовременные выплаты к 65-летию Победы направлено 11,4 млрд. рублей. В декабре 2010 года ПФР осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2011 года. На начало 2011 года Фонд располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2011 года.

     Исполнение  бюджета Пенсионного  Фонда Российской Федерации

     Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  за 2010 год исполнен по доходам в  сумме 4,6 трлн. рублей (10,4% к ВВП), что  на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2009 года, по расходам в сумме 4,2 трлн. В декабре 2010 года ПФР осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2011 года. На начало 2011 года Фонд располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2011 года. рублей (9,6% к ВВП), что на 1,2 трлн. рублей превышает уровень 2009 года. Общий профицит бюджета составляет около 360,8 млрд. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий,  – около 70 млрд. рублей.

       Исполнение бюджета  Пенсионного Фонда  Российской Федерации  в 2008-2010гг. 

 
 
 

1.3.  Совершенствование пенсионной системы России в 2008-2010гг.

 

       Государственная Дума Российской Федерации в окончательном, третьем чтении приняла пакет законопроектов, направленных на совершенствование пенсионной системы, в т.ч. ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

      Первый  Закон предусматривал отмену единого социального налога (ЕСН) и переход на страховые взносы во все три внебюджетных фонда. 2010 год был переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая ставка взносов, то есть 20% в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования.

      Для определенных категорий работодателей  переход будет происходить постепенно до 2015 года. Это сельхозтоваропроизводители, плательщики единого сельскохозяйственного  налога, резиденты техниковнедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащие обществам инвалидов.

      Пенсионному фонду Российской Федерации передаются функции администрирования страховых  взносов в пенсионную систему  обязательного медицинского страхования.

      Принятые  законопроекты также устанавливают ряд изменений, которые позволят существенно повысить размеры пенсий в России. Будет введен механизм валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы в 2002 году.

      С 01.01.2010 их расчетный пенсионный капитал был умножен на 10%. Также к нему будет прибавляться по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года. Также с 01.01.2010 вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии и будет индексироваться в составе страховой части с учетом роста доходов Пенсионного фонда в расчете на каждого пенсионера.

      Для обеспечения каждому пенсионеру пенсии на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе будут установлены федеральные или региональные социальные доплаты всем неработающим пенсионерам.

      Пенсии  по инвалидности будут назначаться  по группам инвалидности, которые  до этого применялись, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности.

     Программа государственного софинансирования пенсий стартовала  в 2008 году. Если в течение года гражданин делает  добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 и более рублей, государство удваивает эти деньги:  на ИЛС гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 000 рублей в год. Оператором по реализации Программы государственного софинансирования пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Действие  Программы государственного софинансирования пенсий регулируется  Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и  государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». 
 

Вывод.

       Основой всех правоотношений, в том числе и возникающих по обязательному пенсионному страхованию, является Конституция РФ.

       Так, ст. 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

       Само  обязательное пенсионное страхование в России не существует обособленно, а является одной из разновидностей обязательного социального страхования, которое осуществляется на основе и в соответствии с Федеральным законом № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999г.

       Статья 1 вышеуказанного Закона гласит, что отношения в системе обязательного социального страхования строятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

       Согласно  Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

       Пенсионный  фонд Российской Федерации и его  территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона.

       Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению  правления Пенсионного фонда  Российской Федерации и являются юридическими лицами.

       Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

       Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

       Новый пенсионный Закон и обновленная пенсионная система в целом изменили отношения работник - работодатель в том плане, что материальное благосостояние работника при достижении им пенсионного возраста и ухода на пенсию напрямую зависит от отчислений пенсионных взносов в системе обязательного пенсионного страхования работодателем за каждого работника в Пенсионный фонд РФ.

         Существуют иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ.

       К данной категории можно отнести, во-первых, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", которым устанавливаются правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяются особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливаются основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

       Во-вторых, прямое отношение к законодательному регулированию обязательного пенсионного  страхования имеют Федеральный закон от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон от 10 января 2003 г. №14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".

       Федеральным законом №75-ФЗ регулируются правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.1 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО  РЕФОРМИРОВАНИЯ

2.1.Предпосылки пенсионной реформы.

Информация о работе Реформа пенсионной системы РФ