Реформа пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;
2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;
3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 428.50 Кб (Скачать)
 

       До  проведения пенсионной реформы и  принятия новой нормативно-законодательной  базы, касающейся пенсионного обеспечения, пенсии в СССР, а затем в РФ выплачивались в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Законом СССР от 15 июля 1964 г. "О пенсиях и пособиях членам колхозов". По Закону "О государственных пенсиях" пенсионные ассигнования осуществлялись из государственного бюджета, и их управление осуществлялось Министерством финансов. Необходимо отметить, что такая система управления пенсионными средствами одним государственным органом, то есть Министерством финансов, не отвечала как имеющейся и изменяющейся экономической ситуации в стране, так и утвержденным международным нормам социального обеспечения и пенсионного страхования. Единственно правильным решением данного вопроса явилось создание в 1990 году союзного Пенсионного фонда, что и стало первым шагом пенсионной реформы. Пенсионный фонд наделялся полномочиями по управлению пенсионными средствами, и именно из него должно было осуществляться общее финансирование органов социального обеспечения и выделение средств на выплату пенсий. Полномочия Пенсионного фонда были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 года № 1480-1 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.

       Далее, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" был создан республиканский Пенсионный фонд, который должен был осуществлять свою деятельность наряду с республиканским бюджетом РСФСР. В соответствии с вышеуказанным Постановлением средства Пенсионного фонда РСФСР являются самостоятельной структурой, не включаются в иные бюджеты и фонды и не подлежат изъятию. Также данным Постановлением был установлен тариф страховых взносов, вносимых в Пенсионный фонд РСФСР, в размере 26% по отношению к начисленной оплате труда.

       Следующим шагом республиканского правительства  в указанном направлении было принятие Верховным Советом РСФСР  Постановления от 30 января 1991 года № 556-1, которым утверждалось Временное  положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.

       Кроме того, 20 ноября 1990 г. Верховным Советом  РСФСР был принят Закон РСФСР № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", который действовал в нашей стране до 1 января 2002 года, то есть до момента вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

       Таким образом, все указанные документы  явились основой для возникновения  системы обязательного пенсионного  страхования и ключевым моментом развития пенсионной системы. Однако, сумма назначаемой пенсии была поставлена в прямую зависимость от трудового стажа и заработной платы граждан, что с развитием рыночной экономики и изменением экономической системы в России не отвечало интересам пенсионеров и не являлось гарантией достаточного жизненного уровня граждан страны, достигших пенсионного возраста. Все эти моменты повлекли за собой негативную реакцию населения, так как суммы пенсий, перерассчитанных в соответствии с Законом "О государственных пенсиях в РСФСР" являлись крайне малыми для гарантированно обеспеченной старости. При этом работники, не достигшие пенсионного возраста, выражали недовольство значительными отчислениями в Пенсионный фонд с заработной платы, так как понимали, что размер пенсии, который будет им начислен позднее, не зависит от размера отчислений. Кроме того, данная ситуация, естественно, усложнялась тем, что в результате роста инфляции, имели место задержки выплаты и зарплат и пенсий, в результате чего пенсионные взносы поступали в Пенсионный фонд крайне нерегулярно. У организаций образовались все увеличивающиеся задолженности по внесению в Пенсионный фонд обязательных отчислений. Вся система социальной защиты граждан, в том числе и пенсионная система срочно нуждалась в дальнейшем усовершенствовании.

       Правительство пыталось сгладить тяжелую для пенсионеров ситуацию путем введения компенсационных выплат и доплат к имеющимся размерам пенсии, с помощью которых должна была увеличиться покупательная способность пенсии. На некоторое время указанные компенсации и доплаты помогли материально поддержать пенсионеров в период гиперинфляции и приблизить размер пенсионных выплат к прожиточному минимуму пенсионеров, а в период с 1993 по 1998 годы размеры пенсии даже превышали прожиточный минимум в среднем 25- 29%.

       Однако  вопрос пенсионного обеспечения нуждался в законодательном усовершенствовании, и Правительством РФ неоднократно предпринимались попытки в этом направлении, правда, не всегда удачные. Так, 25 декабря 1996 года в Государственной Думе в первом чтении был принят проект Федерального закона "Об организации государственного пенсионного страхования в РФ", ключевым моментом которого являлось создание новой структуры - Федеральной службы государственного пенсионного страхования РФ. Однако 16.01.2001 данный законопроект был направлен в депутатские объединения для внесения поправок, а 22 февраля 2002 года отклонен.

       Кроме того, 21 июля 1997 года был принят Федеральный закон № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", который вступил в действие с 1 февраля 1998 года. В соответствии с данным Законом было установлено, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

       Кроме того, дефолт, произошедший в августе 1998 года, свел к минимуму всю эффективность нового порядка расчета пенсий, и прожиточный минимум пенсионера вновь стал значительно превышать размеры пенсий. Пенсионеры вновь оказались самой социально незащищенной частью населения.

       Необходимость полного реформирования пенсионной системы в России была острой и очевидной. Ее проведение повлекло за собой принятие ряда новых федеральных законов, которые и образовали новую пенсионную систему. Наряду с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" были приняты Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах".

        Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ» стоит в ряду вновь принятых законов, но при этом имеет особое значение и играет важную роль. Только с принятием данного Закона система обязательного пенсионного страхования приобрела строго обозначенную структуру, стала действовать на основе принципа прямой зависимости размера пенсии от суммы внесенных за каждого работника страховых взносов, что, несомненно, является положительным эффектом пенсионной системы в стране. 
 

2.2. Основа кризиса  пенсионной системы  – старение населения  вследствие резкого  снижения рождаемости

 

         В основе кризиса пенсионной  системы лежит старение населения вследствие резкого снижения рождаемости и повышения продолжительности жизни. Из этих двух факторов более значим первый - снижение рождаемости. Даже отсутствие роста продолжительности жизни, которое имело место в Российской Федерации, равно как и в других странах бывшего СССР и европейского социалистического лагеря, не предотвратило старения населения в этих странах, а привело к резкому росту числа пенсионеров по сравнению с числом работников.

       В отсутствие пенсионной системы стариков обеспечивали их дети: чем больше детей, тем легче им прокормить стариков. Государственная пенсионная система создавалась в расчете именно на эту ситуацию: большое количество работающих детей и внуков кормят стариков. Главное отличие заключалось в том, что при наличии государственной пенсионной системы дети и внуки кормят всех стариков: и своих и чужих. Так что можно, не имея своих детей, прожить за счет чужих. Одну и ту же пенсию получают и те, кто затратил немало средств и усилий на воспитание детей, и те, кто на "сэкономленные средства" жил гораздо зажиточнее. Более того, семьи, в которых мало детей или нет их вовсе, получают в итоге более высокие пенсии, поскольку в таких семьях могут работать оба супруга. Не удивительно, что, по мнению многих специалистов, наличие государственного пенсионного обеспечения внесло существенный вклад в падение рождаемости.

       Снижение  рождаемости привело к тому, что  у стариков становится все меньше и меньше кормильцев. В отсутствие государственной пенсионной системы  лица, не имевшие кормильцев, должны были работать независимо от возраста. Наличие государственной пенсионной системы не меняет того факта, что снижение числа кормильцев означает необходимость работать дольше. У государства своих денег нет, оно распоряжается деньгами своих граждан. Нынешнее поколение будущих пенсионеров имеет мало детей и не вырастило достаточного числа кормильцев, чтобы претендовать на сохранение того пенсионного возраста, на который имели право наши родители, не только платившие пенсионные взносы, но и вырастившие гораздо больше детей.

       Независимо  от типа пенсионной системы (или ее отсутствия), неизменным остается факт, что работающие кормят пенсионеров. При распределительной пенсионной системе данное утверждение сомнений не вызывает; пенсионеры получают пенсию за счет пенсионных взносов работников. При наличии пенсионной системы пенсионеры живут за счет своих накоплений. Однако не следует забывать, что товары и услуги кто-то должен им предоставить. Жить накоплениями можно только при условии, что кто-то другой вырастил детей. Сокращение числа работников может привести к сокращению предложения товаров и услуг и, соответственно, росту инфляции, который приведет к обесцениванию накоплений. Поэтому решение проблем пенсионной системы неразрывно связано с предотвращением резкого сокращения объема рабочей силы.

       Из  сказанного, конечно, не следует необходимость  резкого единовременного повышения  пенсионного возраста. Повышение  его должно, на наш взгляд, проводиться  постепенно и как минимум быть обеспечено рабочими местами. Однако с  учетом того, что в ближайшие два-три года начнется сокращение численности лиц работоспособного возраста, наличие рабочих мест в дальнейшем будет, вероятно, не самой острой проблемой.

       Признание необходимости постепенного повышения  пенсионного возраста в будущем  жизненно важно для правильного реформирования пенсионной системы страны. Мнение, что участь тех, кто выйдет на пенсию через 20, 30 и более лет, будет настолько страшна, что их проблемы нужно решать даже за счет нынешних пенсионеров, чьи пенсии едва превышают (или не превышают?) весьма скромный прожиточный минимум, - в значительной мере основано на прогнозах, которые не предполагают повышения пенсионного возраста в будущем. При подготовке пенсионной реформы 2002 г. было сделано предположение, что пенсионный возраст останется неизменным и через 50 лет. При этом предположении прогнозируемый коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате) действительно выглядел угрожающе. А вот при постепенном повышении пенсионного возраста снижение коэффициента замещения было далеко не столь велико.

       Очень часто встречаются утверждения, будто продолжительность жизни  в России настолько мала, что пенсионный возраст повысить невозможно (вероятно, именно поэтому российские женщины, которые в среднем живут на 13 лет дольше мужчин, выходят на пенсию по старости на пять лет раньше). В 2006 г. средняя "продолжительность жизни мужчин при рождении" действительно составляла 60 лет и четыре месяца. Из этого иногда делается вывод, что мужчины пенсию практически не получают. Тем не менее даже известные специалисты не всегда понимают разницу между "продолжительностью жизни при рождении" и "остаточной продолжительностью жизни" лиц, доживших до пенсионного возраста.

       Пенсионной  системе свойственны некоторые  странности. В частности, довольно трудно понять, почему 75-летняя работница платит налоги на содержание 55-летней старушки. Кроме кнута - повышения пенсионного возраста - имеет смысл и пряник в форме налогового стимулирования пожилых работников. На мой взгляд, стоит проанализировать возможность освобождения от подоходного налога и снижения единого социального налога с выплатой разницы самому работнику. Как вариант возможно зачисление сэкономленных налогов на пенсионный накопительный счет работника.

Информация о работе Реформа пенсионной системы РФ