Реформа пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть пенсионную систему Российской Федерации;
2)проанализировать ход реформирования отечественной пенсионной системы;
3)определить место Пенсионного фонда РФ в накопительной пенсионной системе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

       Анализ  существующей системы трудовых пенсий свидетельствует о том, что она  не лишена недостатков. Многоуровневая система пенсионного обеспечения с использованием накопительного компонента выгодна государству как длительный финансовый ресурс. Она увеличит объем внутренних инвестиций в экономику России. Однако хотелось бы, чтобы властные структуры не забывали конституционную формулу: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", - и результаты экономического роста действительно повлияли бы на уровень пенсионного обеспечения граждан России.2

ГЛАВА 3. НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

3.1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»

 
 

       Постановлением  Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 была одобрена Федеральная программа пенсионной реформы, которой определены основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.

       Предметом комментируемого Закона является осуществление добровольного пенсионного обеспечения и страхования. Дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании заключенного с ним пенсионного договора, за счет средств фонда, формируемых путем внесения пенсионных взносов. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах. Негосударственное пенсионное обеспечение основывается на принципах равенства правового режима для всех субъектов, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, восстановления и судебной защиты прав.

       Положения комментируемого Закона направлены на регулирование отношений, возникающих при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов. Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

       Добровольность негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает возможность формирования индивидуальных пенсионных систем, финансируемых за счет самих вкладчиков. Законодатель не определяет конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов оставлено на рассмотрение фондов и вкладчиков, заключающих пенсионные договоры.

         Негосударственный пенсионный фонд, как уже говорилось, является  особой организационно-правовой  формой некоммерческой организации,  т.е. не имеет в качестве  основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:

       1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

       2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

       3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

       Перечисленные виды деятельности относятся к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, созданным в качестве негосударственного пенсионного фонда в порядке, определенном главой 2 комментируемого Закона. Фонд создается исключительно для осуществления деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию и не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью.

       Деятельность  фонда по негосударственному пенсионному  обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право  по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом мер по негосударственному пенсионному обеспечению участника, включающих в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

       Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.

       Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров  негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой  соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

       Фонд  может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению  независимо от других видов деятельности - обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.

       Право на осуществление деятельности в  качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию у фонда  возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - ФСФР) страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

       Деятельность  фонда по обязательному пенсионному  страхованию осуществляется на основании  договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому  договору фонд обязан при наступлении  пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

       Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному  страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

       Особенностью  деятельности негосударственного пенсионного фонда является ее осуществление на добровольных началах. Заключение фондом пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании, а также договора о создании профессиональной пенсионной системы является необходимым условием осуществления фондом соответствующей деятельности.

       В статье на законодательном уровне дано понятие негосударственной пенсии как денежных средств, регулярно выплачиваемых участнику в соответствии с условиями пенсионного договора, который заключается между фондом и вкладчиком. Таким образом, пенсионные основания, размер, периодичность и продолжительность выплат участнику негосударственной пенсии устанавливается в пенсионном договоре вкладчиком.

3.2. Система негосударственных пенсионных фондов и программа софинансирования на современном этапе.

 
 

       С 2002 г. в нашей стране запущен механизм пенсионной реформы. Ее основной задачей  являются повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов.

       Суть  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем - в повышении ответственности сотрудников за обеспечение своей старости. Существовавшая ранее система не давала возможности заработать достойную пенсию: всем выплачивались суммы, установленные на одном уровне. Сейчас ее размер определяется объемом отчислений в Пенсионный фонд РФ, производимых работодателем. Чем выше официальная зарплата, тем больше сумма отчислений. Отчисления делятся на две части - на финансирование страховой части пенсии и накопительной части трудовой пенсии. Страховая часть идет на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накопительная призвана увеличить общий размер трудовой пенсии самого работника за счет дохода от ее инвестирования. Это стимулирует и работников, и работодателей к отказу от различных "серых" зарплатных схем, тем самым увеличивая поступление средств в ПФР.

       С 1 октября 2008 г., с момента вступления в действие Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", началась государственная программа софинансирования. Она предполагает, что часть взносов на формирование накопительной части своей будущей трудовой пенсии платит гражданин, а часть - государство. Программа рассчитана на 10 лет, в течение которых государство будет софинансировать средства, перечисленные гражданами. Она позволяет взнос за счет государства не только удвоить, но и утроить - за счет софинансирования со стороны работодателя. То есть, грамотно управляя накопительной частью, можно значительно увеличить размер будущей трудовой пенсии.

     По  состоянию на 31 декабря 2010 года в  Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3 983 885 человек. Это 2,8% от численности граждан, проживающих  в Российской Федерации.  Из них  в течение 2010 года в Программу  вступили 1 768 211 граждан. Это более чем на 427 тысяч человек больше, чем в 2009 году. В 2010 году участники Программы перечислили в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на общую сумму 3 603 319 674 рубля (с учетом взносов работодателей). Это на 983,3 млн. рублей больше, чем в 2009 году. Около 50,5% от общей суммы дополнительных страховых вносов получено от участников Программы, которые самостоятельно уплатили их через кредитные организации (в основном через ОАО «Сбербанк России»). При этом 48,5% суммы дополнительных страховых вносов застрахованных лиц получено через работодателей (путем удержания из заработной платы согласно заявлениям). Взносы работодателей, выступающих третьей стороной софинансирования, в пользу застрахованных лиц составили 1% от общей суммы взносов. Общая сумма взносов работодателей в рамках Программы в 2010 году составила 35 857 000 рублей. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо–плательщика взносов, в 2010 году составила 4 404  рубля, что на 933 рубля больше, чем средний взнос в 2009 году (3 471 рубль). В 2010 году был впервые произведен расчет и формирование заявки на государственное софинансирование дополнительных страховых взносов участников Программы за 2009 год, а также получение этого софинансирования. В мае 2010 года  Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств государства на софинансирование добровольных страховых взносов по итогам 2009 года на сумму 2 495,02 млн. рублей. В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации активизировал работу по привлечению к участию в Программе различных категорий граждан России. В частности, совместно с Министерством обороны Российской Федерации проводилась работа по привлечению военнослужащих к участию в Программе. Учитывая пожелания военнослужащих, которые проходят службу в гарнизонах, отдаленных от мест расположения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации определили ряд мероприятий, которые облегчают процедуру вступления в Программу государственного софинансирования пенсий.  Кроме того, была обеспечена возможность подачи заявлений гражданами о вступлении в Программу государственного софинансирования пенсий через единый портал госуслуг. В марте 2010 года начала работу единая федеральная консультационная телефонная служба ПФР по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсий. В течение 2010 года  операторы телефонной службы приняли свыше 370 тыс. звонков граждан – потенциальных и действующих участников Программы. В 2008-2010 годах в Программу  государственного софинансирования пенсий вступили 3 984 000 человек. 

Информация о работе Реформа пенсионной системы РФ