Разработка бизнес-плана организации производства и реализации продукции животноводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – разработать бизнес-план организации и реализации продукции животноводства на предприятии АПК на примере ЗАО «Балтийская Заря».
Задачи работы:
- изучить теоретические и методологические основы бизнес-планирования;
- дать технико-экономическую характеристику ЗАО «Балтийская Заря»;
- разработать бизнес-план организации производства молока.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические основы бизнес-планирования в АПК 5
1.1. Сущность и роль бизнес-плана в АПК 5
1.2. Методологические основы разработки бизнес-плана 8
1.3. Структура бизнес-плана и характеристика его разделов 11
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния ЗАО «Балтийская Заря» 15
2.1. Общие сведения о предприятии 15
2.2. Организация экономического анализа и планирования на предприятии 18
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 23
2.4. Анализ внутренней и внешней среды предприятия 30
3. Разработка бизнес-плана организации производства и реализации продукции животноводства в ЗАО «Балтийская Заря» 39
3.1. Резюме 39
3.2. Описание вида деятельности и продукции 40
3.3. Маркетинговый план 41
3.4. Производственный план 45
3.5. Организационный план 49
3.6. Финансовый план 51
3.7. Риски и их страхование 55
3.8. Экономическая эффективность мероприятий бизнес-плана 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 63
Приложение 1 63

Работа содержит 1 файл

М1063 балт заря курсовая.doc

— 812.00 Кб (Скачать)

      Одними  из самых острых социальных проблем в России являются низкие доходы населения и бедность. Общий процент бедных граждан страны уменьшился, но произошло это за счет повышения уровня жизни в мегаполисах. За чертой бедности остаются 57% населения малых городов и 38% сельских жителей. На бедность влияет множество факторов: экономические, политические, социальные, демографические. В России бедность в основном является следствием низкого уровня доходов от занятости.

      Технологическая и правовая составляющие макроокружения

      Для фирмы большое значение имеет развитие технологий, особенно в области животноводства.

      На  сегодняшний день развитие технологий происходит быстрыми темпами, в особенности  за рубежом. Россия значительно отстает  от других стран, это происходит из-за недостаточного внимания государства в области научно-технического регулирования. Недостаточное инвестирование в НИОКР и нехватка собственных средств, значительно тормозят развитие технологий в России.

      В последние два года страна медленно начала входить в область высокотехнологичного труда как в сфере производства, так и в сфере обслуживания и продаж услуг и товаров.

      Теперь  рассмотрим социально-политические факторы. Общество и сельскохозяйственное предприятие  связаны между собой напрямую. Организация снабжает общество продуктами питания, предоставляет рабочие места. Общество же в свою очередь диктует, какую продукцию и какого качества производить. Со стороны государства организация тоже чувствует давление в виде издаваемых законов и заказов на изготовляемую продукцию. Местные власти способствуют получению предприятием субсидий, вносит свои коррективы в деятельность путем издания законов местного значения. Организация в ответ не должна оставаться равнодушной подобного рода вмешательствам. Чем активнее она будет реагировать на такие изменения, и участвовать в политической жизни страны, тем благотворнее это может сказаться на предприятии в дальнейшей его деятельности.

      Дальше  нужно определить привлекательность  рынка. Чтобы определить привлекательность  рынка необходимо выделить группы факторов влияющих на степень привлекательности.

      Первая  группа факторов – рыночные. Емкость  рынка составляет около 450 000 человек. Большая часть этих людей потребляет яйцо, мясо, колбасные изделия, хлеб.

      Общий темп роста составляет примерно 2% в  год. Рост объемов реализации зависит от увеличивающегося спроса на данную продукцию, из-за более расширяющегося ассортимента продукции. Рассматриваемый нами рынок достаточно неоднороден, представлен различными видами продукции.

      Чувствительность  к цене на рынке низкая, потому что зерно, мясо, яйцо – основной продукт питания, его будут покупать в любом случае при любой цене. Однако некоторое влияние могут оказывать внешние факторы такие, как государство, военно-политическая обстановка в стране, демографический состав населения и т.д.

      В качестве характеристик сервиса  следует отметить, что анализируемое  предприятие предлагает транспортировку, так как имеет в своем распоряжении значительный парк транспорта, продукции  в пределах Калининградской области  и соседних областей.

      Предложенный  для анализа рынок подвержен  сезонным колебаниям. Например, осенью, когда предложение зерна очень  большое, остро идет конкурентная борьба за рынок. Реализовать продукцию  бывает порой сложно, сохраняется  надежда только на налаженные устойчивые связи с предприятиями, с которыми подписаны контракты о поставке. А вот весной и летом, когда припасы начинают иссякать, спрос на зерно повышается. Но лишь немногие предприятия имеют достаточно сил и средств сохранить продукцию в товарном виде (нужны хорошие склады и порой бывает выгоднее продать всю продукцию осенью, оставив часть зерна лишь для поддержания жизнеобеспечения своего предприятия).

      Что касаемо племенного скота, то тоже необходимо время и значительные денежные затраты. Когда приходит время реализации необходимо найти тех потребителей, которые наиболее заинтересованы в приобретении данного специфического товара. Здесь возникает потребность в наиболее грамотном подходе к анализу рынка сбыта, и выявлению потенциальных потребителей.

      Войти в такой рынок бывает очень  сложно в силу сложившихся устойчивых связей «поставщик-покупатель». Иногда на то, чтобы занять свое место на рассматриваемом рынке, уходит несколько  лет. И все равно власть над рынком сохраняется за старыми производителями, если только вновь пришедшие поставщики не предложат что-то совсем новое и необычное.

      Теперь  стоит поговорить о конкуренции  на рынке производимой нами продукции. Без анализа этого аспекта  нельзя говорить о полном анализе рассматриваемого рынка. Следует учесть, что вся область делает упор на производство с/х продукции. Таким образом, вход на этот рынок значительно затруднен. Чтобы это сделать, необходимо преодолеть серьезные препятствия в виде сильных конкурентов. А выход прост, потому что освободившееся место сразу же будет занято другими производителями.

      Со  временем под влиянием конкуренции  доля рынка как каждого конкурента, так и нашего предприятия может  меняться. Важно, чтобы специалисты  организации следили за изменениями на рынке, предвидели складывающуюся ситуацию и вносили свои коррективы в производство продукции. Такими коррективами могут выступать: внесение изменений в процесс производства, проведение различных рекламных компаний, акций и презентаций выпускаемой продукции. Здесь также можно отметить новые замещающие технологии, использование которых может в корне изменить положение предприятия.

      Основными конкурентами ЗАО «Балтийская Заря» являются следующие предприятия (таблица 2.4).

     Таблица 2.4. – Предприятия, занимающиеся производством яиц, зерна, мяса, молока.

Предприятие Реализуемая продукция Сложившиеся цены на продукцию, тыс.руб./ц (тыс.руб./ тыс. шт)
наименование количество, ц, тыс. шт.
СХП Коелгинское Зерно 53479 2,1
Мясо 930 5,8
Молоко 8819 0,84
Яйцо - -
ПК  колхоз «Малиновка» Зерно 26423 3,2
мясо 687 6,1
Молоко 6654 0,95
Яйцо - -
ПК  Сосновская «Равис» Зерно - -
Мясо 1640 6,12
Молоко - -
Яйцо 200 15,6
СПК колхоз «Рассвет» Зерно 13568 3,5
Мясо 412 5,93
Молоко 3345 0,75
Яйцо 13 11,25
СХП «Банниково» Зерно 25574 2,5
Мясо 1148 5,61
Молоко 7125 0,8
Яйцо - -
 

      СХП Коелгинское расположен в Калининградской  области. Его основным видом деятельности является производство и реализация зерна, молока, мяса.

      ПК колхоз «Малиновка» расположен в Калининградской области в 253 км. от г. Калининграда, также основным видом деятельности является производство и реализация зерна, молока, мяса.

      ПК  Сосновская «Равис» Расположена  в поселке недалек от Калининграда. Основной вид деятельности производство и реализация продукции животноводства.

      СПК колхоз «Рассвет» расположен в Калининградской  области, занимается производством, переработкой и реализацией зерна, мяса, молока, а также яйца.

      СХП «Банниково» расположен в Калининградской области, занимается производством, и реализацией зерна, мяса, молока.

      ЗАО «Балтийская Заря» функционирует на рынке, который характеризуется как рынок умеренного роста, на этом рынке наблюдается тенденция усиления борьбы между конкурентами за долю рынка и как следствие привлечение внешних источников финансирования для внедрения новых ресурсосберегающих технологий.

      Предприятие ЗАО «Балтийская Заря» занимает сильную конкурентную позицию на анализируемом рынке, его доля составляет 21 % от всего рынка, в качестве стратегии в этом направлении анализируемое предприятие использует снижение себестоимости продукции, а также поиск незанятой ниши со слабой конкуренцией, сохранения существующей доли рынка и рентабельности. Также проводятся маркетинговые исследования на возможность продажи продукции на новых рынках в соседних областях.

      Еще следует упомянуть о финансовых и экономических факторах. Они  имеют огромное значение в определении  бизнес – позиции ЗАО «Балтийская  Заря». Например, у анализируемого нами предприятия с экономической точки зрения есть хорошие возможности занять лидирующие позиции на рынке. Организация достаточно хорошо зарекомендовала себя в качестве производителя.

      Чтобы войти на рынок, необходимо преодолеть также и некоторые финансовые барьеры, потому что для этого нужно обладать определенным количеством капитала для покрытия затрат на производство. Иначе данный вид деятельности станет просто личным хозяйством небольшого размера для удовлетворения собственных потребностей (личное подсобное хозяйство). Анализируемое нами предприятие данные барьеры уже перешагнуло и спокойно конкурирует на рынке. Но, следует сказать, что имеющиеся в организации мощности загружены не полностью. И это не очень хорошо сказывается на деятельности предприятия.

      Также следует отметить, что ЗАО «Балтийская Заря» находится в данный момент в стадии зрелости. Нужно как можно дольше оставаться на этом уровне жизненного цикла. Для достижения этой задачи, возможно, взять в лизинг новое, более совершенное оборудование, разработать новую технологическую линию. Благо навыков и умений у наших работников хватает (свыше 60 % всего персонала имеет высшее образование).

      Исходя  из сильных и слабых сторон предприятия, а также наиболее вероятных угроз  и возможностей составим матрицу  CWOT.

 

       Таблица 2.5. - CWOT-анализ ЗАО «Балтийская Заря»

 
Внешние

факторы 
 
 
 

Внутренние

факторы

Возможности

Высокое по сравнению с другими хозяйствами  качество продукции обеспечивает предпочтение покупателей, даёт возможность заключать  долгосрочные договора.

Наличие устойчивых связей с перерабатывающим предприятием.

Угрозы

Соотношение себестоимости и средней цены.

Нет внешних  источников инвестиций.

Насыщенность  рынка аналогичной продукцией.

Доступность рынка для конкуренции.

Сильные стороны

Высокое качество.

Широкие возможности для расширения производства.

Наличие собственной сети сбыта

Поле «СИВ»

Расширить сеть сбыта. Улучшить качество снабжения  товарами своей торговой сети.

Расширить ассортимент.

Поддержание качества продукции на должном уровне.

Поле «СИУ»

Внедрить  технологию, которая позволит производить более качественную продукцию по более низкой цене.

Проводить бенчмаркинг.

Применять ресурса- и энерго- сберегающие технологии.

Слабые  стороны

Убыточность.

Низкий  уровень технологий.

Хозяйство не имеет возможности продавать продукцию оптовым покупателям с условием предоплаты, что отрицательно сказывается на финансовом положении.

Поле «СЛВ»

Возможность объединения с перерабатывающим предприятием.

Повысить  уровень технологий.

Заключение  договоров с перерабатывающими  предприятиями.

Долгосрочные  договора с предприятиями социальной сферы.

Поле «СЛУ»

Необходимо  постоянно следить за соотношением себестоимости и средней цены. Предпринять соответсвующие меры в  случае, если производство будет убыточным

Продвижение товара (реклама, пропаганда).

Информация о работе Разработка бизнес-плана организации производства и реализации продукции животноводства