Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке произ-водства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразо-ваний, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1. Роль инвестиций в экономике
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 160.69 Кб (Скачать)

Организационный механизм государственного регулирования иностранных  инвестиций и капитала до ноября 1996г. включал в себя преимущественно  регулирование внешнего заимствования, не выделяя в качестве специальных  структур управления органы управления пря инвестициями. Как правило, последние  существовали лишь в виде управлений внутри вначале Агентства по иностранным  инвестициям, а затем Комитета по использованию иностранных инвестиций.

Однако в ноябре 1996 г. был создан Государственный  комитет по инвестициями специализирующийся на регулировании иностранных инвестиций.

В соответствии с изменениями  статуса органов регулирования  ПИИ изменялся и состав его  функций от косвенного вмешательства (в период с 1991 по 1994 гг., когда существовало Агенство по иностранным инвестициям) в процессы регистрации предприятий, через полную отмену такого регулирования (период существования Комитета по иностранным инвестициям вначале  при Кабинете Министров, а затем  при Министерстве финансов) и вновь  к косвенному регулированию этих инвестиций (с созданием ГКИ - Государственного комитета по инвестициям).

Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление  государственной политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу  Комитет является единственным уполномоченным органом в деле осуществления  политики государства в области  прямых зарубежных инвестиций.

В связи с этим Комитету предоставлено право:

- вести переговоры  и подписывать международные  договоры по вопросам инвестиционного  сотрудничества и привлечения  прямых иностранных инвестиций;

- запрашивать и  получать от центральных и  местных органов необходимую  информацию;

- осуществлять экспертизу  и участвовать в разработке  проектов нормативных правовых  актов, актов центральных и  местных органов власти в части  прямых инвестиций.

Таким образом, принятие данного Указа разграничило функции  Комитета по иностранным инвестициям  при Министерстве финансов РК и Государственного комитета по инвестициям в части  привлечения и использования  международных предпринимательских  прямых инвестиций.

Введение специального органа регулирования ПИИ является неверным шагом и ведет к негативным последствиям в деле привлечения  ПИИ. Это связано с нарушением принципа минимального прямого вмешательства  государства в данные процессы. Определенным выходом из этой ситуации, возникшей  в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые  могут интересовать инвестора, и  которые сегодня разбросаны по различным  ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии  по приватизации в нефтегазовом секторе  и т.д.).

3. ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ.

Одной из сторон влияния  государства на инвестиционный процесс, приток международного капитала является повышение его международного авторитета и интеграция в международные экономические отношения. В этой связи республика вступила в ряд международных организаций и ратифицировала многие международные документы в области экономики. За короткий срок республика стала членом международного сообщества, установила партнерские отношения со многими международными организациями.

Знаменательным шагом  в этом плане может служить  вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Многосторонний договор  ВТО, как известно, создает предпосылки  для общего снижения всех таможенных пошлин, устраняет дискриминацию  государств в мировой торговле. Казахстан  в рамках двусторонних соглашений имеет  право пользоваться предпочтительным статусом развивающей страны, согласно списку Комитета помощи развития DAC ОЭСР, и тем самым еще больше снижать  пошлины со стороны развитых стран.

В области регулирования  внешнеторговой деятельности республика прошла путь от жесткого контроля со стороны  государства до либеральной системы  внешней торговли.

Республика имеет  огромный экспортный потенциал, который  оценивается в 15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной задачей внешнеторговой политики Казахстан  на 1996-1998 годы является оптимизация  платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи будут решаться посредством  дальнейшей либерализации внешней  торговли в сочетании с умеренным  протекционизмом отечественных  товаропроизводителей, изменением законодательной  базы в соответствии с принципами ВТО.

Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного союза стран СНГ.

В 1992-1993 годах был  установлен порядок нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта и импорта.

В период 1994-1995 гг. и  в начале 1996 года была существенно  либерализована внешняя торговля:

- отменено квотирование  экспорта товаров;

- сокращен перечень  лицензируемой продукции;

- отменены экспортные  пошлины на все товары;

- упразднен институт  спецэкспортеров, то есть сегодня  все хозяйствующие субъекты, независимо  от форм собственности, имеют  право экспорта любых товаров;

- образован ряд  свободных экономических зон;

- разработана схема  преференций для слаборазвитых  и развивающихся стран, которая  предоставляет частичное или  полное освобождение от уплаты  импортных таможенных пошлин  продукции, завозимой из этих стран;

- для предотвращения  ввоза некачественных товаров  в республику совершенствуется  система  технического, санитарного, фотосанитарного и иного контроля;

- введена система  независимой предотгрузочной экспертизы  экспортных и импортных       контрактов.

Целесообразность  вступления Республики Казахстан в  Таможенный союз с Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.

Во-первых, основные экономические  показатели стран "четверки" весьма сходны. Во-вторых, экономики стран "четверки" взаимосвязаны между  собой.

В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не позволяет обособиться  друг от друга.

Создание Таможенного  союза предусматривает отмену ограничений  во взаимной торговле и принятие единой системы тарифного и нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) в торговле с третьими странами.

Кроме законодательной  защиты,  дополнительные  гарантии иностранным инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это: США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.

Таким образом, в республике на сегодня в определенной мере созданы  основы государственного регулирования  привлечения и использования  иностранного капитала и инвестиций. Однако действенность такого механизма  остается невысокой, что пагубно  отражается на инвестиционном климате  страны.[     ] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций в экономику  республики - это звено в цепи законодательных, нормативных и  программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства  по углублению реформы.

Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия  сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для  этого должна быть создана политика привлечения и использования  иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней помощи.

Общая направленность Программы должна сводиться к  следующему:

1. Улучшение инвестиционного  климата в Казахстане. Необходимым  условием для этого, выступает  дальнейшее снижение инфляции, а  вслед за ней и ставки рефинансирования  Национального Банка РК. Важнейшими  вопросами являются искоренение  коррупции в государственном  аппарате, создание устойчивого  законодательного и организационного  механизма работы с иностранными  инвесторами.

2. Выработка и реализация  мер, направленных на резкое  увеличение объема инвестиций, в  том числе: предпочетание и  активное привлечение прямых  иностранных инвестиций; создание  предпосылок для включения в  инвестиционный процесс сбережений  населения и др.

3. Создание принципиально  нового механизма капитальных  вложений в социальную сферу,  в том числе механизма подъема  индивидуального строительства.  Как неоднократно отмечал Президент  республики, малое строительство  должно стать тем локомотивом,  который вытянет экономику республики.

4. Повышение эффективности  отечественных и иностранных  вложений капитала. Главными предпосылками  для этого могут быть, соблюдение  принципов конкурсности, открытости  в использовании привлеченнных  на кредитной основе средств.

Очевидно, что на сегодня  в условиях практически полной приватизации экономики исключительная роль в  проведении инвестиционной политики принадлежит  регионам и местным органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия  или отсутствия запасов природных  ископаемых, географического положения  регионов, степени развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.

С другой стороны, регионы  не должны идти по модному сегодня  пути создания всевозможных местных  фондов, как грибы растущих под  самыми различными наименованиями ("поддержки  предпринимательства", "поддержки  инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего  они решают узкогрупповые задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее назначению, ведет к срастанию  власти и бизнеса.

Почему же местные  органы власти определяют сегодня инвестиционную политику?

Это связано с тем, что регионам, на наш взгляд, сегодня  необходимо работать в двух направлениях:

1) активизации среднего  и малого бизнеса  и 2) активизации  использования денежных  средств населения  в инвестиционных  процессах. Но, как известно, именно эти направления определяют в нормальной экономике инвестиционную ситуацию: во всем мире практически вся экономика и занятость (на 80-90%) строятся на малом и среднем бизнесе, а денежные накопления населения являются первейшим источником инвестиций. Таким образом, не Правительство, а именно области должны играть все большую роль в придании экономике инвестиционного импульса.

Что же следует предпринимать  сегодня в этих направлениях регионам?

Конечно, малый и средний секторы экономики в традиционной рыночной экономике должны меньше всего быть связанными с государственным контролем или регулированием, - они должны функционировать в режиме высокой конкуренции и мобильности.

Однако сегодняшнее  их состояние столь плачевное, что  без поддержки государства и  региональных органов власти не обойтись. Но поддержки такой до сего дня  нет и в помине, -посмотрите на так называемые центры малого бизнеса  в областях, - кроме одного старого "Жигуленка" и допотопного компьютера большинство из них ничего не имеют.

Основная проблема в развитии среднего и малого бизнеса  - нехватка в достаточной мере средств. Но рассчитывать им при этом на новые денежные источники будет неверным. Есть масса различных способов содействия инвестиционным процессам в этой области, которые должны дать лишь толчок их развитию. Не останавливаясь на них подробно, мы бы хотели отметить такую роль регионов, как выступление их совместно с государством гарантами в инвестиционных внешних займах для малого и среднего бизнеса.

Что касается включения  денежных накоплений в инвестиционные процессы, необходимо отметить, что сейчас уже много проектов в этой области, но все они "грешат" одним недостатком - в них не учитывается то, что этот процесс должен происходить на региональном, местном уровне. И если по разным оценкам размеры накоплений населения сегодня оцениваются в 2-3 млрд. долл. можно представить ответственность, которая лежит на местных органах власти за неиспользование этого инвестиционного потенциала. Сегодня та программа строительства жилья, о которой говорил Президент Н. А. Назарбаев, как о локомотиве экономики, должна решаться через использование именно этого источника.

Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане