Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке произ-водства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразо-ваний, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.
Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1. Роль инвестиций в экономике
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Организационный механизм
государственного регулирования иностранных
инвестиций и капитала до ноября 1996г.
включал в себя преимущественно
регулирование внешнего заимствования,
не выделяя в качестве специальных
структур управления органы управления
пря инвестициями. Как правило, последние
существовали лишь в виде управлений
внутри вначале Агентства по иностранным
инвестициям, а затем Комитета по
использованию иностранных
Однако в ноябре
1996 г. был создан Государственный
комитет по инвестициями специализирующийся
на регулировании иностранных
В соответствии с изменениями
статуса органов регулирования
ПИИ изменялся и состав его
функций от косвенного вмешательства
(в период с 1991 по 1994 гг., когда существовало
Агенство по иностранным инвестициям)
в процессы регистрации предприятий,
через полную отмену такого регулирования
(период существования Комитета по
иностранным инвестициям
Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является единственным уполномоченным органом в деле осуществления политики государства в области прямых зарубежных инвестиций.
В связи с этим Комитету предоставлено право:
- вести переговоры
и подписывать международные
договоры по вопросам
- запрашивать и получать от центральных и местных органов необходимую информацию;
- осуществлять экспертизу
и участвовать в разработке
проектов нормативных правовых
актов, актов центральных и
местных органов власти в
Таким образом, принятие
данного Указа разграничило функции
Комитета по иностранным инвестициям
при Министерстве финансов РК и Государственного
комитета по инвестициям в части
привлечения и использования
международных
Введение специального органа регулирования ПИИ является неверным шагом и ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано с нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства в данные процессы. Определенным выходом из этой ситуации, возникшей в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня разбросаны по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии по приватизации в нефтегазовом секторе и т.д.).
3. ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ.
Одной из сторон влияния государства на инвестиционный процесс, приток международного капитала является повышение его международного авторитета и интеграция в международные экономические отношения. В этой связи республика вступила в ряд международных организаций и ратифицировала многие международные документы в области экономики. За короткий срок республика стала членом международного сообщества, установила партнерские отношения со многими международными организациями.
Знаменательным шагом в этом плане может служить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Многосторонний договор ВТО, как известно, создает предпосылки для общего снижения всех таможенных пошлин, устраняет дискриминацию государств в мировой торговле. Казахстан в рамках двусторонних соглашений имеет право пользоваться предпочтительным статусом развивающей страны, согласно списку Комитета помощи развития DAC ОЭСР, и тем самым еще больше снижать пошлины со стороны развитых стран.
В области регулирования внешнеторговой деятельности республика прошла путь от жесткого контроля со стороны государства до либеральной системы внешней торговли.
Республика имеет огромный экспортный потенциал, который оценивается в 15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной задачей внешнеторговой политики Казахстан на 1996-1998 годы является оптимизация платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи будут решаться посредством дальнейшей либерализации внешней торговли в сочетании с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей, изменением законодательной базы в соответствии с принципами ВТО.
Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного союза стран СНГ.
В 1992-1993 годах был установлен порядок нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта и импорта.
В период 1994-1995 гг. и в начале 1996 года была существенно либерализована внешняя торговля:
- отменено квотирование экспорта товаров;
- сокращен перечень лицензируемой продукции;
- отменены экспортные пошлины на все товары;
- упразднен институт
спецэкспортеров, то есть
- образован ряд свободных экономических зон;
- разработана схема
преференций для слаборазвитых
и развивающихся стран,
- для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фотосанитарного и иного контроля;
- введена система
независимой предотгрузочной
Целесообразность вступления Республики Казахстан в Таможенный союз с Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.
Во-первых, основные экономические показатели стран "четверки" весьма сходны. Во-вторых, экономики стран "четверки" взаимосвязаны между собой.
В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не позволяет обособиться друг от друга.
Создание Таможенного
союза предусматривает отмену ограничений
во взаимной торговле и принятие единой
системы тарифного и
Кроме законодательной защиты, дополнительные гарантии иностранным инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это: США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.
Таким образом, в республике
на сегодня в определенной мере созданы
основы государственного регулирования
привлечения и использования
иностранного капитала и инвестиций.
Однако действенность такого механизма
остается невысокой, что пагубно
отражается на инвестиционном климате
страны.[ ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная программа
стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций в экономику
республики - это звено в цепи
законодательных, нормативных и
программных документов, направленных
на обеспечение повышения
Программа должна исходить
из главной предпосылки: для противодействия
сползанию экономики в
Общая направленность Программы должна сводиться к следующему:
1. Улучшение инвестиционного
климата в Казахстане. Необходимым
условием для этого, выступает
дальнейшее снижение инфляции, а
вслед за ней и ставки
2. Выработка и реализация
мер, направленных на резкое
увеличение объема инвестиций, в
том числе: предпочетание и
активное привлечение прямых
иностранных инвестиций; создание
предпосылок для включения в
инвестиционный процесс
3. Создание принципиально
нового механизма капитальных
вложений в социальную сферу,
в том числе механизма подъема
индивидуального строительства.
4. Повышение эффективности отечественных и иностранных вложений капитала. Главными предпосылками для этого могут быть, соблюдение принципов конкурсности, открытости в использовании привлеченнных на кредитной основе средств.
Очевидно, что на сегодня в условиях практически полной приватизации экономики исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит регионам и местным органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия запасов природных ископаемых, географического положения регионов, степени развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.
С другой стороны, регионы
не должны идти по модному сегодня
пути создания всевозможных местных
фондов, как грибы растущих под
самыми различными наименованиями ("поддержки
предпринимательства", "поддержки
инвестиций" и т.д.). Как показывают
наблюдения и анализ, чаще всего
они решают узкогрупповые задачи,
сами фонды невелики и, следовательно,
их распределение сопровождается коррупцией
и, таким образом, они превращаются
в элементарную кормушку для чиновников.
Кроме того, власть никогда не должна
выполнять распределительной
Почему же местные органы власти определяют сегодня инвестиционную политику?
Это связано с тем, что регионам, на наш взгляд, сегодня необходимо работать в двух направлениях:
1) активизации среднего и малого бизнеса и 2) активизации использования денежных средств населения в инвестиционных процессах. Но, как известно, именно эти направления определяют в нормальной экономике инвестиционную ситуацию: во всем мире практически вся экономика и занятость (на 80-90%) строятся на малом и среднем бизнесе, а денежные накопления населения являются первейшим источником инвестиций. Таким образом, не Правительство, а именно области должны играть все большую роль в придании экономике инвестиционного импульса.
Что же следует предпринимать сегодня в этих направлениях регионам?
Конечно, малый и средний секторы экономики в традиционной рыночной экономике должны меньше всего быть связанными с государственным контролем или регулированием, - они должны функционировать в режиме высокой конкуренции и мобильности.
Однако сегодняшнее их состояние столь плачевное, что без поддержки государства и региональных органов власти не обойтись. Но поддержки такой до сего дня нет и в помине, -посмотрите на так называемые центры малого бизнеса в областях, - кроме одного старого "Жигуленка" и допотопного компьютера большинство из них ничего не имеют.
Основная проблема в развитии среднего и малого бизнеса - нехватка в достаточной мере средств. Но рассчитывать им при этом на новые денежные источники будет неверным. Есть масса различных способов содействия инвестиционным процессам в этой области, которые должны дать лишь толчок их развитию. Не останавливаясь на них подробно, мы бы хотели отметить такую роль регионов, как выступление их совместно с государством гарантами в инвестиционных внешних займах для малого и среднего бизнеса.
Что касается включения денежных накоплений в инвестиционные процессы, необходимо отметить, что сейчас уже много проектов в этой области, но все они "грешат" одним недостатком - в них не учитывается то, что этот процесс должен происходить на региональном, местном уровне. И если по разным оценкам размеры накоплений населения сегодня оцениваются в 2-3 млрд. долл. можно представить ответственность, которая лежит на местных органах власти за неиспользование этого инвестиционного потенциала. Сегодня та программа строительства жилья, о которой говорил Президент Н. А. Назарбаев, как о локомотиве экономики, должна решаться через использование именно этого источника.
Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане