Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке произ-водства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразо-ваний, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1. Роль инвестиций в экономике
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 160.69 Кб (Скачать)

2) разработки механизмов поощрения инвестирования в отечественное производство свободных средств отечественного бизнеса;

3) пересмотра системы  налогообложения с тем, чтобы оно работало на создание условий для привлечения отечественного капитала в сферу производства, установив определенные льготы в налогообложении;

4) выработки механизмов  сглаживания существующих резких диспропорций в ценах промышленной и сельскохозяйственной продукции, создания с помощью цен и других льгот возможности для оживления сельскохозяйственного производства;

5) обеспечения развития  внутреннего рынка за счет  роста производства отечественных  товаров.[        ]

Открытая и либеральная  инвестиционная политика с ясными, эффективно и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией , -это наиболее мощный стимул к привлечению  иностранных инвестиций. Выработка  такой политики должна стать одной  из наших основных задач, поскольку  трудно представить себе, как Казахстан  сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [    ]

2.2.Инвестиционный  климат

Создание инвестиционного  климата в стране является важнейшим  фактором привлечения иностранных  инвестиций.

Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Инвестиционное решение  о выборе определенной географической зоны определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей: 

1.  Прибыль на инвестируемый капитал.

2.  Гарантии инвестиционной деятельности.

3.  Доля в обороте рынка (степень захвата экономической ниши).

4.  Бюрократия.

Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае зависит от следующих шести основных факторов:

1)  налогооблажения ;

2)  экономических стимулов инвестиций;

3)  затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;

4)  затрат на социальное обеспечение;

5)  затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;

6)  уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.  

 Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

1)  наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;

2)  прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;

3)  системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;

4)  гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;

5)  политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.[        ]

3*4 июня 1999 г. в Алматы  состоялся третий Международный  форум «Алматинский инвестиционный саммит», организованный Агентством Республики Казахстан по инвестициям (АРКИ) и газетой «Интернэшнл Геральд Трибюн». В форуме приняло участие более 300 руководителей и представителей 160 компаний и организаций из 22 стран мира.

В выступлении Н. Назарбаева были выделены следующие главные моменты для международного сообщества инвесторов:   

· Казахстан сегодня является наиболее привлекательной и перспективной страной для вложения инвестиций как в Центральной Азии, так и в целом по СНГ.

· Несмотря на глобальные финансовые потрясения и внутренние трудности, экономика страны следует путем дальнейшего реформирования и интеграции в мировую экономическую систему.

· Политика Казахстана в отношении инвестиций после президентских выборов в январе 1999 г. сохраняет свою логическую преемственность на предстоящие семь лет: «Мы поддерживали и впредь будем поддерживать новые инвестиции».

· Совет иностранных инвесторов, несмотря на короткий срок работы, сумел всколыхнуть сообщество инвесторов в Казахстане, породил ожидания на радикальное улучшение инвестиционного климата.

· Определены ключевые проблемы иностранных инвесторов, требующие первоочередного решения. В частности, необходимо совершенствование: законодательного процесса и работы судов; практики соблюдения условий контрактов, урегулирования инвестиционных споров; практики применения налоговых соглашений, взимания налога на добавленную стоимость, а также разрешение вопросов,связанных с ввозом иностранной рабочей силы.

· В борьбе за инвестиции предстоит повысить привлекательность казахстанского рынка,в том числе путем создания современной рыночной инфраструктуры, снижения транспортной составляющей в структуре затрат всех отраслей экономики, повышения конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках, увеличения транзитных потоков через территорию Казахстана и его соседей.

· В соответствии с договором о создании общей торговой зоны между участниками Таможенного союза с 1 января 2000 г. будут действовать единые тарифы на транспортные перевозки. 

· Необходимо снимать все препоны на пути создания малых и средних предприятий: «Раньше разрешений на открытие такого предприятия было 60, сейчас стало 10, надо, чтобы

было З».

· Другим приоритетом является борьба с коррупцией.

В работе Алматинскбго саммита принял участие президент ЕБРР X. Келер, который заявил, что «Казахстан является одним из тех мест, где можно делать инвестиции». В своей речи он отметил, что ЕБРР поддерживает отечественные и иностранные предприятия в таких разных секторах, как природные ресурсы, нефтепроводы, энергетика, железные дороги, производство стали, телекоммуникации, электроника, недвижимость и муниципальные услуги. Успешные проекты ЕБРР основаны на значительных инвестиционных возможностях, предлагаемых Казахстаном.

Хорст Келер выделил  три основные сферы, с которыми сталкиваются инвесторы в Казахстане: налоговый режим; бюрократические препятствия; судебная система, а также коррупция.

Президент ЕБРР отметил, что Казахстан располагает хорошо образованной и обученной рабочей силой, что является предпосылкой для развития новых предприятий. Важным путем для этого является поддержка малых и средних предприятий (МСП). Хороший пример успешной работы - программа ЕБРР по развитию малого бизнеса в Казахстане, которая финансируется с участием частного сектора (компании «Шеврон»). ЕБРР предлагает для МСП не просто доступ к финансам, но также дополнительные инвестиции в местную инфраструктуру и промышленность для усиления тех звеньев, которые позволят расти малому бизнесу.

Вопросам инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступление Вице-премьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева, который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство страны по-прежнему считает одним из основных приоритетов своей деятельности формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно состоявшемся заседании правительства одобрена программа привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по поручению главы государства. Для дальнейшей активизации привлечения зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка капиталов, в том числе предстоит наблюдать за развитием ситуации как в странах - основных конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными способностями.

Правительство занято разработкой нового закона «Об инвестициях» на основе двух действующих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государственной поддержке прямых инвестиций».

Председатель  Народного сберегательного  банка К. Масимов в своем выступлении сообщил участникам форума о результатах состоявшегося недавно первого съезда финансистов Казахстана, о программе внутренних сбережений и Ассоциации финансистов Казахстана.

Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент этой компании Р. Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что инвестирование в Казахстан является  правильным выбором. В 199е «Шеврон» начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.

Казахстан является крупным  клиентом Всемирного банка, который  утвердил 19 проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается  в осуществлении структурных  реформ государственного сектора системы  социальной защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки  связана с развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового сектора, поддержку  реформы предприятий и приватизации. В будущем  предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.

Всемирный банк намерен  использовать новые инновационные  инструменты, развивая услуги гарантиям  для финансирования частного сектора, и готов помочь правительству  в преодолении главных препятствий  для развития частного сектора путем улучшения управления в частном и государственном секторах, включая борьбу с коррупцией.

Главным требованием  является продолжение правительственных реформ и сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Казахстану в выполнении этих задач.

Что касается планируемых  инвестиций в Казахстане, то, как показывают данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраняют сдержанный оптимизм, связанный со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят основания для продолжения инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно оценили условия для капиталовложений в Казахстане. В качестве главного препятствия на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается бюрократизм, а также налоговый режим.[     ]

Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а  Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных  инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых  для привлечения как можно  большего количества известных миру инвесторов.[    ] 

ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ  

3.1. Проблемы и задачи    

Анализируя причины  ограниченного притока следует  обратиться в первую очередь к объяснениям самих инвесторов.

По оценкам отечественных  и зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:

-недостаточное число  свободных экономических зон  в стране;

-проблема платежей - ограниченный доступ к иностранной  валюте;

-постоянно изменяющиеся  и непоследовательные законы, нестабильность  юридической базы в целом;

-неадекватность Закона "О залоге", особенно в той  части, которая касается использования  недвижимой собственности в качестве  гарантии для иностранных кредитов;

-отсутствие частной  собственности на землю как  основы всего института частной  собственности;

-неразвитость финансового  сектора, отсутствие финансирования  для инвестиционных проектов, трудности  в получении страховки;

-отсутствие политики  в вопросе ответственности предприятий  в соблюдении экологических норм;

-несовершенство банковских  законов и неразвитость банковской  системы;

-неразвитость транспортной  ифраструктуры, недостаточность  авиалиний между Казахстаном  и внешним миром;

-неадекватность системы  наземной транспортировки (включая  систему нефтепровода и газопровода)  для перевозки товаров по суше  из Казахстана к внешним рынкам.

Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.

Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:

Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане