Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке произ-водства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразо-ваний, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1. Роль инвестиций в экономике
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 160.69 Кб (Скачать)

В экономической теории классификация источников инвестиций разнится в зависимости от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненно инвестиционные расходы  можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного  оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие  физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.

Федоров В., Ширшов В., Бойко С. в книге "Инвестиции и  инфляция" разделяют источ-ники по экономическим и организационно-финансовым признакам.

Экономическими  источниками  инвестиций являются амортизационный фонд, чистые накопления народного хозяйства (прибыль предприятий, прямые доходы бюджета), сбережения населения, элементы национального богатства (резервные, страховые и другие аналогичные фонды, выручка от реализации основных средств и товарно-материальных ценностей из запасов), эмиссия кредитных денег и иностранный капитал.

В организационно-финансовом отношении источники капиталовложений подразде-ляются на собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль и другие денежные накопления), заемные средства (кредиты банков, ссуды финансово-инвестиционных структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг предприятий, задолженность кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные бюд-

жетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные  кредиты), иностранные инвестиции (вклады в уставные фонды и покупка  акций предприятий, кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства отдельных  граждан.

По мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно целенаправленно  влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой  и амортизационной политикой, деятельностью  денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой  Национального Банка).

Естественно, что источники  финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они формируются  на основе создания валового внутреннего  продукта, во втором - вступают в хозяйственный  оборот страны, не будучи результатом  этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного

происхождения относятся  все экономические источники  капиталовложений, кроме эмиссии  кредитных денег и иностранного капитала. Образование этой совокупности финансовых средств связано с  перераспределением между фондом потребления  и фондом накопления денежной массы  уже имеющейся в экономике  в соответствии с произведенным  ВВП.

1.2. Преимущества и  недостатки импорта  инвестиций  

В качестве преимуществ привлечена зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:

1. Использование зарубежного  капитала увеличивает налоговые  поступления в бюджет и способствует  увеличению эффективности промышленного  производства. Следует отметить, что  в экономической системе европейского  типа государство получает до 50% своих доходов от предприятий  обрабатывающей, перерабатывающей  промышленности и инвестирование  в отрасли ,производящие готовую  экспортоориентированную продукцию,  увеличит приток иностранной валюты в страну.

2. Зарубежный капитал  и инвестиции увеличивают поступления  в местные бюджеты. Иностранный  инвестор, как правило, принимает  на работу местных граждан  и выплачивает им  заработную плату, налоги от которой поступают в бюджеты. Кроме этого, возникновение новой покупательной способности в обществе порождает спрос на новые товары и услуги. Следовательно, иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным образом создает богатство и благосостояние в стране размещения инвестиций.

3. Зарубежные инвестиции  повышают научно-технический потенциал страны путем внедрения передовых технологий, управленческого опыта.

4. В условиях ограниченности  внутренних источников международный  капитал способен дать импульс  реструктуризации экономики, преодолению  научно-технического отставания, расширению  инновационной деятельности, созданию  рыночной инфраструктуры.

5. Импорт зарубежного  капитала способствует созданию  новых рабочих мест в национальной  экономике. Если те люди, которых  инвестор принял на работу, до  этого работы не имели, то  он, тем самым, создает непосредственную  экономию для государства в  плане выплат по социальному  обеспечению.  Кроме того, условия новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и навыков. Развитие управлен-ческих ( в сфере маркетинга, финансового управления, информационной технологии) и технических навыков способствует повышению качества местной рабочей силы.

6. Иностранные инвестиции  позволяют ускорить процесс адаптации  отечественных предприятий к  мировым требованиям рыночных  финансово-экономических отношений.

7. Привносимые иностранными  инвесторами передовые управленческие  и технические знания и умения  из различных источников и  культур развиваются на качественно  новом уровне. В этом заключается  мультипликативный эффект от  использования передового управленческого  опыта, технологий и знаний.

8. Зарубежный капитал  позволяет повысить экспорт и  конкурентоспособность, ускорить  процесс выхода отечественных  предприятий на мировой рынок.

9. Иностранные инвестиции  создают основы для привлечения  новых отраслей промыш-ленности  и их дальнейшего развития. Новое  промышленное направление, созданное  зарубежными инвестициями в регионе,  может стать решающим фактором  и толчком в развитии новых  отраслей. Кроме того инвестор, удовлетворенный  результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об  этом . Мнение такого инвестора,  уже дей-ствующего на данном  рынке, часто оказывается наиболее  авторитетным и убедительным  для нового иностранного инвестора.

Нередко бывает и так, что инвестиционный проект зарубежного  инвестора становится основой для  развития смежных производств и  отраслей. Например, если страна или  регион могут привлечь транснациональную  компанию-производителя микросхем, то можно считать с большей  долей вероятности, что такая  фундаментальная отрасль станет базой для новых отраслей, связанных  с производством вычислительной техники и разработкой программного обеспечения.

10. Иностранный капитал  и инвестиции содействуют интеграции  страны или региона в мировую  экономику. Инвестиционный проект  в стране или регионе обусловит  необходи-мость создания системы  рабочих взаимоотношений между  инвестором и его местными  партнерами. Обе стороны инвестиционного  проекта заинтересованы в том,  чтобы более глубоко понять социальные и экономические условия тех или иных регионов. В конечном счете формируется более широкая перспектива и понимание глобальных экономических процессов и тенденций.

11. Зарубежный капитал  и инвестиции сокращают затраты  на социальные нужды. Созда-ние  дополнительных рабочих мест  снижает уровень безработицы  и, следовательно, приводит к  экономии выплат пособий по  безработице. Иностранные компании  часто берут на себя и другие  затраты на социальные нужды,  включая здравоохранение. В свою  очередь, создание рабочих мест, сокращение безработицы косвенно  влияют и на уменьшение других  социаль-ных болезней общества, таких  как психические заболевания,  преступность.

12. Привлечение иностранного  капитала и инвестиций может  содействовать развитию отсталых  и депрессивных районов.  

13. Увеличение государственных  доходов в результате инвестиций  способствует общему социально-экономическому  росту страны, повышению качества  жизни граждан, созданию новых  возможностей обеспечения занятости  и т. д.

Таким образом, зарубежный (международный) капитал привносит  в экономику принимающей (инвестируемой) страны как  экономический, так и социальный эффекты в виде создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых технических и управленческих знаний, умений и технологий в обществе. Иностранный капитал в этом смысле содействует интеграции страны или региона в мировую экономику, сокращает затраты на социальные нужды.

Исходной методологической проблемой в процессе изучения теории иностранного капи-тала и инвестиций является определение форм привлечения международного капитала.

Казахстанский Комитет  по использованию иностранного капитала разработал классифи-кацию, согласно которой  приток иностранного капитала осуществляется по трем каналам: официальная помощь развитию, экспортные кредиты и предпринимательский  капитал (Рис.2).

В приведенной схеме  отчетливо видна часто встречающаяся  в литературе методоло-гическая и  терминологическая путаница понятий "капитал" и "инвестиция". Последний, как мы уже отмечали выше, является процессом деятельности (инвестирования), в то время как капитал- источник  этого инвестирования.  

Рис.2. Схема привлечения  внешних ресурсов по КИИКу  

Иностранный капитал  может привлекаться в следующих  формах:

1) ссудная форма  в виде различных форм международных  кредитов и финансирования;

2)предпринимательская  форма (международное предпринимательство).

Форма иностранного капитала, таким образом, связана с его  природой и влияет одновременно на форму его дальнейшего использования. В связи с этим каждая из указанных  форм привлечения иностранного капитала и инвестиций имеет свои преиму-щества и недостатки, связанные с его  природой и спецификой функционирования.

Во-первых, разные формы  притока иностранного капитала по-разному  отражаются на состоянии внешнего долга. Например, в отличие от зарубежных кредитов и займов прямые иностранные  инвестиции могут создавать дополнительный производственный спрос на внутреннем рынке, способствуя стабилизации хозяйственного и финансового положения страны. Прямые зарубежные (иностранные) инвестиции (ПИИ) не связаны с увеличением  внешнего долга государства, но могут  отражаться на состоянии общего платежного баланса через формы "бегства  капитала" и т.д.

Во-вторых, различные  формы зарубежного капитала имеют  различные инфляционные последствия. Причем, на практике теоретические  предпосылки могут не совпадать  с практи-ческими результатами ввиду  искажения этих форм.

Масштабы и отраслевое направление инвестиционных средств  обусловливаются также состоянием конъюнктуры мировых товарных и  финансовых рынков. Зарубежные инвесторы  могут слабо учитывать национальные интересы производства. Они часто  стремятся передать иностранным  фирмам производственные функции инвестирования (строительно-монтажные работы, установку  и наладку оборудования). Это ведет  к сокращению внутреннего выпуска  технологического оборудования, строительных машин и материалов, удельной занятости  населения. В конечном счете усиливается  инфляционное давление.

В-третьих, практически  все внешние источники инвестиций импортируют инфляцию из других государств через оплаченный зарубежными партнерами ввоз дорогостоящих видов оборудования и других материальных ресурсов.

Эмиссия кредитных  денег и импорт капитала увеличивают  денежную массу в обращении. Если в результате инвестиций прирост  количества денег превысит совокупную потребность хозяйства в платежных  средствах, то инфляция ускорится. Чем  больше доля и сумма источников непроизводственного  происхождения в общем объеме капиталовложений, тем сильнее влияние  последних на инфляцию.[        ] 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  

2.1. Принципы и проблемы  инвестиционной политики  

В основе политики привлечения  и использования иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями  и задачами страны. Рассмотрим эти  принципы.

1.Принцип  экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов (внешнего заимствования) данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.

2.Принцип  реализации инвестиционных  целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др. При этом критерием целесообразности тех или иных иностранных инвестиций выступает критерий повышения конкурентоспособности экономики.

Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане