Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Фонд обязательного медицинского страхования_курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

     Более перспективным представляются привлечения  личных средств населения через механизм соплатежей в момент получения медицинских услуг и через участие работающих граждан в финансировании системы обязательного медицинского страхования. Но даже при реализации этих стратегии сохраняется необходимость более четкого определения границы между платной и бесплатной медицинской помощью.

 

Заключение

 

     На  основании проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

     Введение  системы обязательного медицинского страхования с ее адресным экономическим  механизмом, основанном на финансировании конкретных медицинских услуг, оказанных конкретному больному, было единственно правильным политическим решением в кризисных условиях перехода к рынку и одним из реальных стимулов и ускорителей рыночных отношений в социальной сфере. Тем самым созданы предпосылки для формирования принципиально новых отношений в здравоохранении, изменения принципов финансирования медицинской помощи. Была обозначена и такая проблема, как достижение сбалансированности обязательств государства по обеспечению конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи соответствующего объема и качества, а так же выделяемых финансовых ресурсов.

     Финансовые  средства государственной системы  обязательного медицинского страхования  формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Средства ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

     Доходы  бюджета территориального фонда  формируются за счет прогнозируемых поступлений. Остатки средств на начало и конец отчетного периода  не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда.

     Таким образом, основным стратегическим направлением работы Фонда обязательного медицинского страхования остается обеспечение  выполнения Закона РФ «О медицинском  страховании граждан в РФ». Главной стратегической целью развития здравоохранения является обеспечение реальной доступности медицинской помощи для населения страны.

     Одна  из наиболее острых проблем, требующих  решения сегодня является то, что  при поступлении средств обязательного медицинского страхования в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об обязательном медицинском страховании. Сегодня тариф страхового взноса - 2,8 % от фонда оплаты труда, который не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет 47,5 %, а большая часть 52,5 % - это неработающее население (старики, дети, инвалиды), поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение». При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

     Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о расходовании средств системы обязательного медицинского страхования. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о расходовании средств обязательного медицинского страхования.

     Проблема  обеспечения полноты поступления  страховых взносов  платежей связана  в настоящий период с рядом  факторов, основными их которых являются:

     - взаимные неплатежи, что вызывает  рост задолженности по взносам;

     - задержка перечисления средств по вине банков;

     - занижение плана поступления  средств на лечение неработающего  населения.

     Дальнейшее  развитие событий будет зависеть от способности медицинских страховщиков доказать свою полезность застрахованным по обеспечению им медицинской помощи на уровне государственных гарантий и защите их прав. 

 

      Библиографический список 

     
  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч 1 и 2. Федеральный закон от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть первая». Федеральный закон от 26 января 1996г. №14-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть втора», с изменениями и дополнениями.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч 1 и 2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Ч. 1. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ. Ч. 2.
  4. Закон о медицинском страховании граждан – Федеральный закон от 28 июня 1991г. N1499-1 «О медицинском страховании» в редакции изменений и дополнений.
  5. Положение по обязательному медицинскому страхованию «О порядке направления территориальным фондом обязательного медицинского страхования субсидий на обязательное медицинское страхование населения (детей) и дотаций на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров, перечисляемых из федерального бюджета» утвержденное приказам Федерального фонда обязательного медицинского страхования от26 декабря 2005г. №8-А/06.
  6. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского Страхования от 25.07.2005 г. № 76 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования».
  7. Авксеньев В.И. Заграница нам поможет //Страховое дело.-2005.-№9.-С.52
  8. Воробье6ва  Л.П. Средства обязательного медицинского страхования – целевые поступления // Советник бухгалтера в здравоохранении.-2005.-№2.-С.13-20.
  9. Таранов A.M., Пташук А.Ф. Итоги поступления финансовых средств в доходы бюджетов фондов ОМС в 1 -м полугодии 2009 года // Вестник ОМС. -2009. -№ 6. –С.8-10.
  10. Андреева О., Тэгай Н. Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов//Медцинский вестник 2007 № 34
  11. Кузьменко М.М., Баранов В.В., Шименко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики/Под ред. Э.А.Нечаева, Е.Н. Жильцова – М.: Медицина, 2004г. 128с.
  12. Лаврова Ю. Обязательное медицинское страхование – опыт ФРГ//Финансы 2003 № 8, 64с.
  13. Литовка П.И., Литовка А.Б., Чебоненко Н.В. Добровольное меди-цинское страхование: правовой режим и перспективы разви-тия//Экология человека 2000 № 4, 216с.
  14. Основы страховой деятельности: Учебник/отв.ред. проф. Т.А.Федорова. – М.: БЕК, 2001г. 776с.
  15. Семенков А.В., Чернов А.Ю. Медицинское страхование. – М.: Финстатинформ, 1993 139с.
  16. Таранов А.М. Центральная проблема ОМС – неисполнение обя-зательств регионов//Медицинское обозрение 2002 № 13
  17. Финансы: Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М.Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006, с.682с.
  18. Четыркин Е. «Медицинское страхование на западе и в Рос-сии»//Мировая экономика и международные отношения 2002г 272с.
  19. Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. 431с.
  20. http://www.edeyvada.ru
  21. http://www.medvestnik.ru
  22. http://www.rosmedstrah.ru
  23. http://www.minzdrav-rf.ru
  24. http://www.yandex.ru
 

     Приложение  1

     Словарь финансовых терминов

     Аккумуляция денежных средств- процесс постепенного накопления денежных ресурсов лицом, фирмой, страной. В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.              Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления.

     Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного мед страхования за счёт прибыли предприятий и личных средств граждан путём заключения договора.

     Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий при возникновении страхового случая.

     Обязательное  медицинское страхование является своеобразной разновидностью государственного социального страхования: оно гарантирует равные возможности предоставления минимального объёма медицинской помощи неограниченному кругу лиц — все работающие граждане получают полисы ОМС через работодателя, а неработающие — через орган исполнительной власти (Комитет по здравоохранению РФ, например).

   Страхование- система мероприятий, направленных на полное или частичное возмещение расходов от обстоятельств, которые наступили непредвиденно(стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи и т. п.), путем распределения этих расходов между как можно большим числом юридических и физических лиц.

     Страховая ответственность- обязанность страховщика выплачивать страхователю страховое возмещение или страховую сумму в случае наступления предусмотренного условиями договора страхового события.

     Страховая оценка- 1)стоимость застрахованного объекта, определенная при его страховании; 2)процесс определения стоимости объекта, который страхуется.

     Страховая сумма- сумма, на которую страхуется объект по закону об обязательном страховании или по заключенному соглашению добровольного страхования.

     Страховое покрытие- мера удовлетворения страховщиком страхового интереса страхователя; предельно допустимая страховая сумма относительно риска, определенного при страховании, в международной практике называется лимитом страхового покрытия.

     Страховой взнос(страховая премия)- 1)денежная сумма, которая платится страхователем страховщику за страхование, т.е. за обязательство возмещения ущерба;2)денежная сумма, внесенная в фонды социального страхования.

     Страховой случай- случай, с наступлением которого по закону или договору страхователь обязан оплатить страховую сумму.

     Страховщик- физическое или юридическое лицо, которое страхует имущество, заключает со страхователем договор личного страхования, платит взносы и имеет право по закону получить страховую сумму, если произошел страховой случай.

       Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.

Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ