Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.
Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
- осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
- осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
- организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
- участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
- ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.
Перечень нормативных правовых документов организации системы ОМС.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 №5487-1.
Закон
Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1
«О медицинском страховании
Федеральный
закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах
обязательного социального
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.1994 №41 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
Типовые
правила обязательного
Приказ ФОМС от 31.08.2007 №181 «О Правилах организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями».
Приказ
ФОМС от 23.08.2000 №70 «О порядке финансовых
расчетов между территориальными фондами
обязательного медицинского страхования
за медицинскую помощь в объеме базовой
программы обязательного
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 №286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год».
«Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», утвержденные Минздравом России 28.08.2001 №2510/9257-01, ФОМС 28.08.2001 №3159/40-1, согласованные с Минфином России 28.08.2001 №12-03-03.
В
первом полугодии 2009 года в реализации
территориальной программы обязательного
медицинского страхования (далее – ОМС)
участвовали 111 страховых медицинских
организаций (далее – СМО), имеющих статус
юридического лица, и 248 филиалов СМО (1
полугодие 2008 года – 132 страховых медицинских
организаций и 239 филиалов СМО).
Рис.2. Деятельность страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года
Таблица 1
Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам
|
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию на 01.07.2009 года, составила 142 379,0 тыс. человек, что превышает численность населения России на 0,3% (466,1 тыс. чел.).
Превышение численности застрахованных граждан над численностью постоянного населения наблюдается в следующих субъектах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Курская, Смоленская, Воронежская, Рязанская, Новгородская, Псковская, Новосибирская, Тюменская, Самарская, Саратовская Сахалинская области, Республика Карелия, Ханты – Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Алтайский, Красноярский и Камчатский края.
В то же время в некоторых субъектах Российской Федерации отмечается высокий процент граждан, постоянно проживающих в данном субъекте Российской Федерации, но застрахованных и обеспеченных страховыми медицинскими полисами на территории других субъектов Российской Федерации: Ленинградская область – 20,6%, Камчатский край – 12,0%, Владимирская область 10,4%, Кемеровская область –10,3%, Краснодарский край – 9,4%, Нижегородская область – 6,7%, Республика Башкортостан – 6,5%, Алтайский край – 6,2%, что обусловлено, в основном, трудовой миграцией населения.
В
1 полугодии 2009 года количество граждан
застрахованных по ОМС страховыми медицинскими
организациями составило 96,5%
(1 полугодие 2008 г. – 97,3%), территориальными
фондами – 2,5%
(1 полугодие 2008 г. – 1,6%) от общей численности
граждан, застрахованных по ОМС.
Рис.3. Динамика численности застрахованных СМО в 1 полугодии 2008 – 1 полугодии 2009 гг. (млн. чел.)
Представленная
диаграмма отражает сложившуюся
тенденцию страхования граждан
в крупных СМО. На 1 июля 2009 года 70%
общего количества застрахованных по
ОМС граждан (2008 – 64%) были включены
в реестры 14 СМО, имеющих численность застрахованных
более
2 млн. человек; 10% (2008 – 4%) – застраховано
22 СМО, реестры которых включают от 1 до
2 млн. человек. При этом количество крупных
СМО с численностью застрахованных более
1 млн. человек по сравнению с 2008 годом
не изменилось. В то же время, количество
СМО с численностью застрахованных менее
1 млн. человек уменьшилось на 21, а число
застрахованных в них снизилось на 12%.
В
структуре застрахованного
В ряде субъектов Российской Федерации отмечается значительное преобладание застрахованных неработающих граждан: в Чеченской Республике – 91,4%, в Республике Ингушетия – 87,8%, в Республике Дагестан – 85,5%, в Карачаево-Черкесской Республике – 78,0%, Республике Калмыкия – 75,1%, Кабардино-Балкарской Республике – 79,0%, Республике Тыва – 76%, в Ставропольском крае – 71,8%.
Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ