Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Фонд обязательного медицинского страхования_курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

      - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

      - аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

      В целях выполнения основных задач  Федеральный фонд ОМС:

      - осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 

      - разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

      - осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;

      - выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

      - осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

      - осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

      - осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

      - вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

      - участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

      - осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

      - организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

      - изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

      - обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

      - участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

      - ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

      Стратегическим  направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

      Во  исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование  финансовых средств для обеспечения  финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

      Расходование  средств ФОМС осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. 

      1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ

      Перечень  нормативных правовых документов организации  системы ОМС.

      «Основы законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 №5487-1.

      Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации».

      Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования».

      Постановление Правительства Российской Федерации  от 23.01.1994 №41 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

      Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные ФОМС от 03.10.2003 №3856/30-3/и.

      Приказ ФОМС от 31.08.2007 №181 «О Правилах организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями».

      Приказ  ФОМС от 23.08.2000 №70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами  обязательного медицинского страхования  за медицинскую помощь в объеме базовой  программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанной гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования».

      Постановление Правительства Российской Федерации  от 15.05.2007 №286 «О Программе государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи на 2008 год».

      «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных  программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи», утвержденные Минздравом России 28.08.2001 №2510/9257-01, ФОМС 28.08.2001 №3159/40-1, согласованные с Минфином России 28.08.2001 №12-03-03.  

 

Глава 2. Структура доходов  и расходов фонда  обязательного медицинского страхования РФ

      2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам

      В первом полугодии 2009 года в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) участвовали 111 страховых медицинских организаций (далее – СМО), имеющих статус юридического лица, и 248 филиалов СМО (1 полугодие 2008 года – 132 страховых медицинских организаций и 239 филиалов СМО). 

      

      Рис.2. Деятельность страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года

 

       Таблица 1

      Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам

Федеральные округа

Российской  Федерации

Количество  СМО, работающих в системе ОМС  Федерального округа
всего из них
филиалов  СМО самостоятельных СМО
Центральный федеральный округ 71 44 27
Северо-Западный федеральный округ 47 31 16
Южный федеральный округ 41 34 7
Приволжский федеральный округ 79 62 17
Уральский федеральный округ 37 21 16
Сибирский федеральный округ 57 38 19
Дальневосточный федеральный округ 26 17 9
Байконур 1 1 0
ИТОГО по России 359 248 111
 

      Численность граждан, застрахованных по обязательному  медицинскому страхованию на 01.07.2009 года, составила 142 379,0 тыс. человек, что превышает численность населения России на 0,3% (466,1 тыс. чел.).

      Превышение  численности застрахованных граждан над численностью постоянного населения наблюдается в следующих субъектах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Курская, Смоленская, Воронежская, Рязанская, Новгородская, Псковская, Новосибирская, Тюменская, Самарская, Саратовская Сахалинская области, Республика Карелия, Ханты – Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Алтайский, Красноярский и Камчатский края.

      В то же время в некоторых субъектах  Российской Федерации отмечается высокий процент граждан, постоянно проживающих в данном субъекте Российской Федерации, но застрахованных и обеспеченных страховыми медицинскими полисами на территории других субъектов Российской Федерации: Ленинградская область – 20,6%, Камчатский край – 12,0%, Владимирская область 10,4%, Кемеровская область –10,3%, Краснодарский край – 9,4%, Нижегородская область – 6,7%, Республика Башкортостан – 6,5%, Алтайский край – 6,2%, что обусловлено, в основном, трудовой миграцией населения.

      В 1 полугодии 2009 года количество граждан  застрахованных по ОМС страховыми медицинскими организациями составило 96,5% 
(1 полугодие 2008 г. – 97,3%), территориальными фондами – 2,5% 
(1 полугодие 2008 г. – 1,6%) от общей численности граждан, застрахованных по ОМС.
 

      

      Рис.3. Динамика численности застрахованных СМО в 1 полугодии 2008 – 1 полугодии 2009 гг. (млн. чел.)

      Представленная  диаграмма отражает сложившуюся  тенденцию страхования граждан  в крупных СМО. На 1 июля 2009 года 70% общего количества застрахованных по ОМС граждан (2008 – 64%) были включены в реестры 14 СМО, имеющих численность застрахованных более 
2 млн. человек; 10% (2008 – 4%) – застраховано 22 СМО, реестры которых включают от 1 до 2 млн. человек. При этом количество крупных СМО с численностью застрахованных более 1 млн. человек по сравнению с 2008 годом не изменилось. В то же время, количество СМО с численностью застрахованных менее 1 млн. человек уменьшилось на 21, а число застрахованных в них снизилось на 12%.

      В структуре застрахованного населения  работающие граждане составляют 41,8% неработающие –58,2%.

      В ряде субъектов Российской Федерации  отмечается значительное преобладание застрахованных неработающих граждан: в Чеченской Республике – 91,4%, в Республике Ингушетия – 87,8%, в Республике Дагестан – 85,5%, в Карачаево-Черкесской Республике – 78,0%, Республике Калмыкия – 75,1%, Кабардино-Балкарской Республике – 79,0%, Республике Тыва – 76%, в Ставропольском крае – 71,8%.

Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ