Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.
Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….
Рис. 4. Структура дневных стационаров
Наибольшее число стационаров дневного пребывания в больнице организовано в Приволжском федеральном округе – 785 учреждений (20,7%), из них 153 (19,5%) – в Нижегородской области.
Количество стационаров на дому сократилось с 4778 в 1 полугодии 2008 года до 4672 в 1 полугодии 2009 года. В учреждениях данного типа пролечено 203,4 тыс. человек (в 1 полугодии 2008 года – 196,5 тыс. человек). Как и в предыдущие годы, наибольшее число стационаров на дому организовано в Приволжском федеральном округе – 2875 (61,5%), из них в Нижегородской области – 2360. Менее развита сеть стационаров на дому в Северо-Западном и Уральском федеральных округах – 96 (2,1%), в том числе в Псковской области – 2, Тюменской области –1.
Продолжается
увеличение числа стационаров дневного
пребывания в амбулаторно-поликлинических
учреждениях с 5807 в 1 полугодии 2008 года
до 6212 в 1 полугодии 2009 года. Так, например,
в Центральном федеральном округе их число
увеличилось с 1270 до 1362, в Северо-Западном
федеральном округе с 583 до 654, в Дальневосточном
федеральном округе с 410 до 481 соответственно.
В стационарах дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических
учреждениях пролечено 1712,7 тыс. человек,
что на 4,7% превысило аналогичный показатель
1 полугодия 2008 года (1632,8 тыс. человек).
Анализируя
развитие стационарозамещающих технологий
в системе обязательного
17, 14 и 117 соответственно), в Тульской и
Нижегородской областях – стационаров
на дому (на 30 и 236 соответственно). В Пермском
и Хабаровском краях, Свердловской области
возросло число дневных стационаров при
амбулаторно-поликлиническом учреждении
(на 27, 69 и 88 соответственно).
В ряде субъектов Российской Федерации не организовано оказание стационарозамещающей медицинской помощи застрахованным по ОМС гражданам:
– в условиях стационара дневного пребывания в больнице в Белгородской, Ивановской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Ульяновской, Свердловской областях, Республиках Ингушетия, Мордовия, Пермском крае;
– в условиях дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении в Ненецком и Чукотском автономных округах, Республике Ингушетия;
– в условиях стационара на дому в Брянской, Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Ростовской, Пензенской областях, г. Санкт-Петербурге, Республиках Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Удмуртская, Тыва, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, Алтайском, Красноярском краях, Байконуре.
По сравнению с 1 полугодием 2008 года (436 878,6 тыс.) число посещений врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях возросло и составило 449 900,6 тыс. посещений. В ведомственные амбулаторно-поликлинические учреждения выполнено 14 215,4 тыс. посещений, что составило 2,8% от посещений аналогичных учреждений общей сети.
Увеличились
также и объемы оказываемой медицинской
помощи в самостоятельных
Число центров общей врачебной (семейной) практики в 1 полугодии 2009 года возросло на 24% (с 22 в 1 полугодии 2008 года до 29 в 1 полугодии 2009 года). Объем оказанной медицинской помощи в них составил 3,1% от общего числа посещений врачей. Такие центры созданы в Белгородской – 1, Новгородской – 21, Челябинской – 2, Кемеровской – 4, Томской – 1 областях.
Динамика
стоимости оказанной
(в млн. руб.)
Рис.
5. Динамика стоимости оказанной медицинской
помощи в медицинских учреждениях в 1 полугодии
2008 и 2009 гг.
(в млн. руб.)
Показатели
стоимости оказанной
– средняя стоимость одного койко-дня в стационаре – 939 руб.
– средняя стоимость одного пролеченного в стационаре – 10 085 руб.
– средняя стоимость одного посещения в амбулаторно-поликлиническом учреждении – 169 руб.
Общая численность застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан в целом по Российской Федерации согласно спискам к договорам страхования на 01.07.2009 – 142 379,0 тыс. человек. Стоимость оказанной медицинской помощи в расчете на одного застрахованного в 1 полугодии 2009 года составила:
– в больничном учреждении, оказывающем стационарную помощь – 977,5 руб. (норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год – далее Программа – 1167 руб.),
–
в амбулаторно-поликлиническом
– в дневных стационарах всех видов – 61,9 руб. (в соответствии с Программой – 470,5 руб.)
В медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, за 1 полугодие 2009 года поступило 237,3 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 188,8 млрд. рублей), в т.ч. из территориальных фондов ОМС 18,8 – 7,9% (16,0) млрд. рублей, из страховых медицинских организаций 218,2 – 92,1% (172,5) млрд. рублей.
В
ведомственные медицинские
Израсходовано медицинскими учреждениями 219,6 (175,2) млрд. рублей, из них ведомственными медицинскими учреждениями 7,3 млрд. рублей.
Таблица 12
Структура расходов средств ОМС медицинскими учреждениями
Направления расходов | 6 мес. 2008 года (в %) | 6 мес. 2009 года (в %) | ||||||
В среднем по РФ | Ведомственные | В среднем по РФ | Ведомственные | |||||
РЖД | ФМБА | ФП | РЖД | ФМБА | ФП | |||
Израсходовано – всего, | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В
том числе:
– на оплату труда |
59,9 | 60,9 | 56,5 | 51,4 | 58,5 | 60,0 | 50,4 | 49,6 |
– начисления на зарплату | 14,6 | 14,6 | 13,5 | 12,6 | 14,1 | 15,4 | 11,7 | 11,7 |
– приобретение медикаментов | 15,0 | 16,7 | 16,0 | 20,3 | 16,6 | 17,6 | 20,7 | 21,6 |
– продукты питания | 4,4 | 5,9 | 5,4 | 6,6 | 4,3 | 5,2 | 6,6 | 6,9 |
– приобретение мягкого инвентаря | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,5 |
– прочие расходы | 5,6 | 1,5 | 8,0 | 8,5 | 6,1 | 1,4 | 10,1 | 9,6 |
В структуре расходов средств ОМС впервые за последнее время наблюдается снижение удельного веса расходов на заработную плату с начислениями на 1,4%. Отмечается возрастание доли расходов на медикаменты на 1,6% и прочие расходы на 0,5%. Расходы на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря снизились на 0,1%.
Структура расходов средств ОМС ведомственными медицинскими учреждениями аналогична структуре расходов учреждениями общей сети. В то же время в учреждениях, подведомственных ФМБА и федерального подчинения, отмечается рост расходов на продукты питания, в учреждениях, подведомственных ФМБА – на мягкий инвентарь. Прочие расходы в учреждениях, подведомственных ОАО «РЖД», снизились на 0,1%.
Показатели деятельности медицинских учреждений в системе ОМС в 1 полугодии 2009 года отражают тенденции, связанные с реформированием сети лечебно-профилактических учреждений в субъектах Российской Федерации, направленные на оптимизацию затрат при оказании медицинской помощи в системе ОМС.
Отмечается
усиление интенсивности деятельности
стационаров круглосуточного
Продолжается увеличение сети медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и медицинскую помощь в условиях дневных стационаров.
В то же время уровень финансирования медицинской помощи, оказанной по территориальным программам ОМС в расчете на 1 застрахованного не достигает нормативов объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год.
Главный принцип системы обязательного медицинского страхования является создание равных возможностей для граждан РФ в получении медицинской и лекарственной помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях программ обязательного медицинского страхования.
Основным стратегическим направлением работы Фонда обязательного медицинского страхования остается обеспечение выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Главной стратегической целью развития здравоохранения является обеспечение реальной доступности медицинской помощи для населения страны.
Одна
из наиболее острых проблем, требующих
решения сегодня является то, что
при поступлении средств
В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принцип оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия и экономической не заинтересованности в результате своего труда, через принцип «проработал больше - получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал - столько и получил».
Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о расходовании средств системы обязательного медицинского страхования. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о расходовании средств обязательного медицинского страхования.
Проблема обеспечения полноты поступления страховых взносов платежей связана в настоящий период с рядом факторов, основными их которых являются:
-
взаимные неплатежи, что
- задержка перечисления средств по вине банков;
- занижение плана поступления средств на лечение неработающего населения.
Этот фактор является одним из самых серьезных из вышеперечисленных и влечет за собой дестабилизацию финансовой системы обязательного медицинского страхования. Платежи на неработающих должны составлять примерно 70 % поступлений в обязательное медицинское страхование. В итоге неработающее население в настоящее время практически застраховано за счет взносов работодателей, то есть работает принцип «социальной несправедливости», когда в ущерб одним гражданам страны медицинская помощь оказывается другим.
Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ