Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Фонд обязательного медицинского страхования_курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

      Рис. 4. Структура дневных стационаров

      Наибольшее  число стационаров дневного пребывания в больнице организовано в Приволжском федеральном округе – 785 учреждений (20,7%), из них 153 (19,5%) – в Нижегородской области.

      Количество  стационаров на дому сократилось  с 4778 в 1 полугодии 2008 года до 4672 в 1 полугодии 2009 года. В учреждениях данного типа пролечено 203,4 тыс. человек (в 1 полугодии 2008 года – 196,5 тыс. человек). Как и в предыдущие годы, наибольшее число стационаров на дому организовано в Приволжском федеральном округе – 2875 (61,5%), из них в Нижегородской области – 2360. Менее развита сеть стационаров на дому в Северо-Западном и Уральском федеральных округах – 96 (2,1%), в том числе в Псковской области – 2, Тюменской области –1.

      Продолжается  увеличение числа стационаров дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических учреждениях с 5807 в 1 полугодии 2008 года до 6212 в 1 полугодии 2009 года. Так, например, в Центральном федеральном округе их число увеличилось с 1270 до 1362, в Северо-Западном федеральном округе с 583 до 654, в Дальневосточном федеральном округе с 410 до 481 соответственно. В стационарах дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических учреждениях пролечено 1712,7 тыс. человек, что на 4,7% превысило аналогичный показатель 
1 полугодия 2008 года (1632,8 тыс. человек).

      Анализируя  развитие стационарозамещающих технологий в системе обязательного медицинского страхования, можно отметить следующее. В Челябинской области, Забайкальском и Хабаровском краях наблюдается уменьшение стационаров дневного пребывания в больнице (на 
17, 14 и 117 соответственно), в Тульской и Нижегородской областях – стационаров на дому (на 30 и 236 соответственно). В Пермском и Хабаровском краях, Свердловской области возросло число дневных стационаров при амбулаторно-поликлиническом учреждении (на 27, 69 и 88 соответственно).

      В ряде субъектов Российской Федерации  не организовано оказание стационарозамещающей медицинской помощи застрахованным по ОМС гражданам:

      – в условиях стационара дневного пребывания в больнице в Белгородской, Ивановской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Ульяновской, Свердловской областях, Республиках Ингушетия, Мордовия, Пермском крае;

      – в условиях дневного стационара при  амбулаторно-поликлиническом учреждении в Ненецком и Чукотском автономных округах, Республике Ингушетия;

      – в условиях стационара на дому в  Брянской, Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Ростовской, Пензенской областях, г. Санкт-Петербурге, Республиках Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Удмуртская, Тыва, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, Алтайском, Красноярском краях, Байконуре.

      По  сравнению с 1 полугодием 2008 года (436 878,6 тыс.) число посещений врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях возросло и составило 449 900,6 тыс. посещений. В ведомственные амбулаторно-поликлинические учреждения выполнено 14 215,4 тыс. посещений, что составило 2,8% от посещений аналогичных учреждений общей сети.

      Увеличились также и объемы оказываемой медицинской  помощи в самостоятельных стоматологических  учреждениях: число посещений врачей в 1 полугодии 2008 года 58 537,1 тыс., в 1 полугодии 2009 года – 59 940,7 тыс. посещений. В ведомственных стоматологических учреждениях число посещений врачей составило 1816,1 тыс. посещений, или 3,1% от числа посещений врачей стоматологических учреждений системы ОМС.

      Число центров общей врачебной (семейной) практики в 1 полугодии 2009 года возросло на 24% (с 22 в 1 полугодии 2008 года до 29 в 1 полугодии 2009 года). Объем оказанной медицинской помощи в них составил 3,1% от общего числа посещений врачей. Такие центры созданы в Белгородской – 1, Новгородской – 21, Челябинской – 2, Кемеровской – 4, Томской – 1 областях.

      Динамика  стоимости оказанной медицинской  помощи в медицинских учреждениях в 1 полугодии 2008 и 2009 гг. 
(в млн. руб.)

      

      Рис. 5. Динамика стоимости оказанной медицинской помощи в медицинских учреждениях в 1 полугодии 2008 и 2009 гг. 
(в млн. руб.)

      Показатели  стоимости оказанной медицинской  помощи в системе ОМС в среднем  по Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года на единицу учета медицинской  помощи составили:

      – средняя стоимость одного койко-дня  в стационаре – 939 руб.

      – средняя стоимость одного пролеченного в стационаре – 10 085 руб.

      – средняя стоимость одного посещения  в амбулаторно-поликлиническом учреждении – 169 руб.

      Общая численность застрахованных по обязательному  медицинскому страхованию граждан в целом по Российской Федерации согласно спискам к договорам страхования на 01.07.2009 – 142 379,0 тыс. человек. Стоимость оказанной медицинской помощи в расчете на одного застрахованного в 1 полугодии 2009 года составила:

      – в больничном учреждении, оказывающем стационарную помощь – 977,5 руб. (норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год – далее Программа – 1167 руб.),

      – в амбулаторно-поликлиническом учреждении – 536,4 руб. (в соответствии с Программой – 168,4 руб.),

      – в дневных стационарах всех видов  – 61,9 руб. (в соответствии с Программой – 470,5 руб.)

      В медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, за 1 полугодие 2009 года поступило 237,3 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 188,8 млрд. рублей), в т.ч. из территориальных фондов ОМС 18,8 – 7,9% (16,0) млрд. рублей, из страховых медицинских организаций 218,2 – 92,1% (172,5) млрд. рублей.

      В ведомственные медицинские учреждения поступило 7,7 млрд. рублей, что составило 3,2% от всех средств ОМС, направленных в медицинские учреждения системы ОМС Российской Федерации за отчетный период.

      Израсходовано медицинскими учреждениями 219,6 (175,2) млрд. рублей, из них ведомственными медицинскими учреждениями 7,3 млрд. рублей.

      Таблица 12

      Структура расходов средств ОМС медицинскими учреждениями

Направления расходов 6 мес. 2008 года (в %) 6 мес. 2009 года (в %)
В среднем по РФ Ведомственные В среднем по РФ Ведомственные
РЖД ФМБА ФП РЖД ФМБА ФП
Израсходовано – всего, 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:

– на оплату труда

59,9 60,9 56,5 51,4 58,5 60,0 50,4 49,6
– начисления на зарплату 14,6 14,6 13,5 12,6 14,1 15,4 11,7 11,7
– приобретение медикаментов 15,0 16,7 16,0 20,3 16,6 17,6 20,7 21,6
– продукты питания 4,4 5,9 5,4 6,6 4,3 5,2 6,6 6,9
– приобретение мягкого инвентаря 0,5 0,4 0,5 0,7 0,4 0,4 0,6 0,5
– прочие расходы 5,6 1,5 8,0 8,5 6,1 1,4 10,1 9,6
 

      В структуре расходов средств ОМС  впервые за последнее время наблюдается снижение удельного веса расходов на заработную плату с начислениями на 1,4%. Отмечается возрастание доли расходов на медикаменты на 1,6% и прочие расходы на 0,5%. Расходы на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря снизились на 0,1%.

      Структура расходов средств ОМС ведомственными медицинскими учреждениями аналогична структуре расходов учреждениями общей сети. В то же время в учреждениях, подведомственных ФМБА и федерального подчинения, отмечается рост расходов на продукты питания, в учреждениях, подведомственных ФМБА – на мягкий инвентарь. Прочие расходы в учреждениях, подведомственных ОАО «РЖД», снизились на 0,1%.

      Показатели  деятельности медицинских учреждений в системе ОМС в 1 полугодии 2009 года отражают тенденции, связанные  с реформированием сети лечебно-профилактических учреждений в субъектах Российской Федерации, направленные на оптимизацию затрат при оказании медицинской помощи в системе ОМС.

      Отмечается  усиление интенсивности деятельности стационаров круглосуточного пребывания: при снижении числа среднегодовых  коек увеличился оборот койки.

      Продолжается  увеличение сети медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и медицинскую помощь в условиях дневных стационаров.

       В то же время уровень финансирования медицинской помощи, оказанной по территориальным программам ОМС в расчете на 1 застрахованного не достигает нормативов объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  осуществления обязательного  медицинского страхования  в РФ

      3.1. Основные проблемы  системы обязательного  медицинского страхования

     Главный принцип системы обязательного  медицинского страхования является создание равных возможностей для граждан РФ в получении медицинской и лекарственной помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях программ обязательного медицинского страхования.

     Основным стратегическим направлением работы Фонда обязательного медицинского страхования остается обеспечение выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Главной стратегической целью развития здравоохранения является обеспечение реальной доступности медицинской помощи для населения страны.

     Одна  из наиболее острых проблем, требующих  решения сегодня является то, что  при поступлении средств обязательного  медицинского страхования в систему  здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об обязательном медицинском страховании. Сегодня тариф страхового взноса - 2,8 % от фонда оплаты труда, который не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет 47,5 %, а большая часть 52,5 % - это неработающее население (старики, дети, инвалиды), которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли  «Здравоохранение». При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

     В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принцип оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия и экономической не заинтересованности в результате своего труда, через принцип «проработал больше - получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал - столько и получил».

     Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о расходовании средств системы обязательного медицинского страхования. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о расходовании средств обязательного медицинского страхования.

     Проблема  обеспечения полноты поступления страховых взносов  платежей связана в настоящий период с рядом факторов, основными их которых являются:

     - взаимные неплатежи, что вызывает  рост задолженности по взносам;

     - задержка перечисления средств  по вине банков;

     - занижение плана поступления средств на лечение неработающего населения.

     Этот  фактор является одним из самых серьезных  из вышеперечисленных и влечет за собой дестабилизацию финансовой системы  обязательного медицинского страхования. Платежи на неработающих должны составлять примерно 70 % поступлений в обязательное медицинское страхование. В итоге неработающее население в настоящее время практически застраховано за счет взносов работодателей, то есть работает принцип «социальной несправедливости», когда в ущерб одним гражданам страны медицинская помощь оказывается другим.

Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ