Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.
Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….
Высокий удельный вес застрахованных территориальными фондами ОМС отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ – 100% граждан (отсутствуют СМО), Алтайский край – 62,1% (1 полугодие 2008 г. – 62,1%), Оренбургская область – 78,8% (1 полугодие 2008 г. – 20,2%), Ростовская область – 8,5% (1 полугодие 2008 г. – 9,5%), Республика Ингушетия – 5,4% (1 полугодие 2008 г. – 6,0%).
Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам, в первом полугодии 2009 года в Российской Федерации составила 142 379, 0 тыс. человек; обеспечено полисами – 139 894, 6 тыс. человек. Расхождение составило 2 485 тыс. человек или 1,6%, в 2008 году – 1,9%.
Значительное отклонение численности застрахованных согласно спискам к договорам ОМС от численности граждан, обеспеченных страховыми полисами ОМС, отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Северная Осетия – Алания – 28,7%, Чеченская Республика – 23,1%, Москва – 11,0%, Карачаево-Черкесская Республика – 5,2%, Челябинская область – 4,1%.
Причинами
расхождения вышеуказанных
Страховые
медицинские организации
Доходы
от размещения временно свободных средств
составили
0,3 млрд. рублей (2008 г. – 0,2 млрд. рублей).
Поступления от штрафов и регрессных исков
также как и в 1 полугодии 2008 года составили
0,1 млрд. рублей. За 1 полугодие 2009 года
израсходовано СМО на оплату медицинской
помощи в объеме территориальной программы
ОМС 218,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года
– 173,5 млрд. рублей), на оплату предупредительных
мероприятий из РФПМ – 1,7 млрд. рублей
(1 полугодие 2008 года – 1,6 млрд. рублей).
Расходы на ведение дела СМО за отчетный
период составили 3,8 млрд. рублей (1 полугодие
2008 года –
3,2 млрд. рублей). Сумма возврата территориальному
фонду средств сформированных резервов
в связи с прекращением деятельности по
ОМС составила 0,1 млрд. рублей (1 полугодие
2008 года – 0,03 млрд. рублей).
Остаток
средств ОМС в СМО на 1 июля
2009 года снизился на
3,5 млрд. рублей по сравнению с началом
года и составил 16,0 млрд. рублей (на 1 июля
2008 года – 15,5 млрд. рублей).
Таблица 2
Структура
поступлений средств ОМС в СМО в 1 полугодии
2008 –2009 гг. (в процентах к суммарным поступлениям)
Показатели | 1 полугодие 2008г. | 1 полугодие 2009г. |
Поступило средств в СМО, всего | 100,0 | 100,0 |
В том
числе:
– из территориального фонда ОМС |
99,2 | 99,6 |
– доходы от использования временно свободных финансовых средств | 0,1 | 0,1 |
– штрафы, пени | 0,04 | 0,03 |
– прочие поступления | 0,6 | 0,3 |
В первом полугодии 2009 года СМО размещали 3,0 млрд. рублей временно свободных средств резервов в банковские депозиты, государственные ценные бумаги и другие ценные бумаги (1 полугодие 2008 года – 4,9 млрд. рублей).
Доходы от использования временно свободных финансовых средств в СМО составили в среднем по России 0,1% от всех средств, поступивших в СМО. В большинстве субъектов Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,2% до 0,4%, в Челябинской области – 0,8%, Ямало-Ненецком автономном округе – 1,1%.
Таблица 3
Структура поступлений средств ОМС в СМО из ТФОМС в 1 полугодии в 2008–2009 гг. (в %)
Поступило в СМО из ТФОМС | 1 полугодие 2008 г. | 1 полугодие 2009 г. |
На оплату медицинской помощи | 97,2 | 96,4 |
На ведение дела | 1,7 | 1,7 |
Субвенции ТФОМС | 1,1 | 1,9 |
Всего | 100 | 100 |
Основная часть средств ОМС в сумме 220,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 174,2 млрд. рублей), поступивших в СМО из территориальных фондов ОМС, была предназначена для оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС.
Объемы субвенций ТФОМС из средств нормированного страхового запаса возросли в первом полугодии 2009 года на 2,2 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Высокий удельный вес поступления субвенций в страховые медицинские организации отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Пензенская область (39,3%), Свердловская область (16,0%), Калининградская область (15,5%), Воронежская область (7,9%).
Таблица 4
Поступления средств в СМО на ведение дела в 1 полугодии 2008–2009 гг. по федеральным округам
Федеральный
округ Российской Федерации |
Поступило
средств на ведение дела СМО из ТФОМС в % | |
1 полугодие 2008 г. | 1 полугодие 2009 г | |
Российская Федерация | 1,7 | 1,7 |
Центральный федеральный округ | 1,4 | 1,4 |
Северо-Западный федеральный округ | 1,8 | 1,5 |
Южный федеральный округ | 1,8 | 1,6 |
Приволжский федеральный округ | 1,5 | 1,4 |
Уральский федеральный округ | 2,4 | 2,4 |
Сибирский федеральный округ | 2,1 | 2,0 |
Дальневосточный федеральный округ | 2,3 | 2,0 |
В 1 полугодии 2009 года в структуре поступивших от ФОМС средств размер на ведение дела в среднем по Российской Федерации не изменился по сравнению с 1 полугодием 2008 года и составил 1,7%. Всего за отчетный период в СМО на ведение дела поступило 3,7 млрд. рублей.
Выше среднего показателя по Российской Федерации процент на ведение дела СМО отмечается в 29 субъектах Российской Федерации. Максимальные отклонения от среднего показателя наблюдались в Ханты-мансийском автономном округе – Югра – 4,0%, Ненецком автономном округе – 3,9%, Республике Марий Эл – 3,9%, Алтайском крае – 3,7%, Ямало-Ненецком автономном округе – 3,6%, Ульяновской области – 3,4%, Магаданской области – 3,0%, Кемеровской области – 3,0%, Республике Саха (Якутия) – 2,9%, Тульской области – 2,7%, Московской области – 2,6%, Чеченской Республике – 2,6%, Ростовской области – 2,6%, Сахалинской области – 2,4%, Псковской области – 2,3%, Карачаево-Черкесской Республике – 2,2%.
Ниже среднего показателя по Российской Федерации отмечается процент на ведение дела СМО в следующих субъектах Российской Федерации: Оренбургская область (0,6%), Пензенская область (0,8%), Пермский край (0,8%), Удмуртская Республика (0,8%), Республика Мордовия (0,9%), Архангельская область (0,9%), Владимирская область (0,9%).
Таблица 5
Структура расходования средств ОМС в СМО в 1 полугодии 2008–2009 гг. (%)
1 полугодие 2008 г. | 1 полугодие 2009 г. | |
Израсходовано средств ОМС (всего) | 100 | 100 |
На оплату медицинской помощи | 96,6 | 97,1 |
На финансирование предупредительных мероприятий | 0,9 | 0,7 |
На ведение дела | 1,8 | 1,7 |
Прочие расходы | 0,7 | 0,4 |
В 1 полугодии 2009 года СМО всего израсходовано 225,3 млрд. рублей, (1 полугодие 2008 г. – 179,6 млрд. рублей), в том числе на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС –218,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 175,5 млрд. рублей). На оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации были направлены средства в объеме от 93% до 99%. В ряде территорий (Калининградская область, Пензенская область, Свердловская область, Забайкальский край, Иркутская область) этот показатель ниже 90%.
Удельный
вес расходов на финансирование предупредительных
мероприятий, ведение дела и прочие расходы
снизился по сравнению с
1 полугодием 2008 года.
Таблица 6
Формирование
резервов по ОМС страховыми медицинскими
организациями в субъектах Российской
Федерации
в 1 полугодии 2008 –2009 гг.
Резервы средств ОМС | Количество субъектов РФ | |
1 полугодие 2008г. | 1 полугодие 2009 г. | |
Оплаты медицинских услуг | 77 | 78 |
Запасной резерв | 69 | 64 |
Резерв финансирования предупредительных мероприятий | 73 | 71 |
В первом полугодии 2009 года в связи с прекращением формирования запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий в Томской, Смоленской областях, Ненецком автономном округе уменьшилось количество субъектов Российской Федерации, в которых СМО направляли средства ОМС в резервы. СМО, работающие в системе ОМС Хабаровского края, впервые начали формировать резерв оплаты медицинских услуг.
Таблица 7
Динамика
движения средств резерва оплаты медицинских
услуг
и запасного резерва
(в млрд. рублей)
Наименование
резервов |
Остаток на начало отчетного периода на дату | Начислено на дату |
Использовано на дату |
Остаток на конец отчетного периода на дату | ||||
01.01.08 | 01.01.09 | 01.07.08 | 01.07.09 | 01.07.08 | 01.07.09 | 01.07.08 | 01.07.09 | |
РОМУ | 10,9 | 17,9 | 106,6 | 150,3 | 105,6 | 152,5 | 12,0 | 15,7 |
ЗР | 4,4 | 6,4 | 3,5 | 4,7 | 3,0 | 5,0 | 4,9 | 6,0 |
Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ