Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Фонд обязательного медицинского страхования_курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

      Высокий удельный вес застрахованных территориальными фондами ОМС отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотский автономный округ – 100% граждан (отсутствуют СМО), Алтайский край – 62,1% (1 полугодие 2008 г. – 62,1%), Оренбургская область – 78,8% (1 полугодие 2008 г. – 20,2%), Ростовская область – 8,5% (1 полугодие 2008 г. – 9,5%), Республика Ингушетия – 5,4% (1 полугодие 2008 г. – 6,0%).

      Численность граждан, застрахованных согласно спискам  к договорам, в первом полугодии 2009 года в Российской Федерации составила 142 379, 0 тыс. человек; обеспечено полисами – 139 894, 6 тыс. человек. Расхождение составило 2 485 тыс. человек или 1,6%, в 2008 году – 1,9%.

      Значительное  отклонение численности застрахованных согласно спискам к договорам  ОМС от численности граждан, обеспеченных страховыми полисами ОМС, отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Северная Осетия – Алания – 28,7%, Чеченская Республика – 23,1%, Москва – 11,0%, Карачаево-Черкесская Республика – 5,2%, Челябинская область – 4,1%.

      Причинами расхождения вышеуказанных данных в субъектах Российской Федерации, в основном, являются: миграционные процессы, замена СМО ранее выданных полисов, смена страховщика, получение гражданами двух и более полисов ОМС, отсутствие информации об умерших, прекращение осуществления функции страховщика территориальными фондами ОМС, что приводит к несвоевременной актуализации регистров застрахованных граждан.

      2.2. Структура доходов  и расходов фонда  обязательного медицинского  страхования РФ

      Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование  в 83 из 84 субъектов Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа. В 1 полугодии 2009 года в СМО поступило 221,8 млрд. рублей, на 22,7% больше по сравнению с тем же периодом 2008 года (180,7 млрд. руб.), что объясняется увеличением финансирования системы ОМС, а также проведением в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по переводу финансирования здравоохранения через систему ОМС. Из территориальных фондов ОМС в СМО поступило – 220,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 179,3 млрд. руб.) или 99,5% от всех средств, поступивших в СМО. Из них в соответствии с договором в составе дифференцированных подушевых нормативов в СМО из ТФОМС поступило 216,7 млрд. рублей (за 6 месяцев 2008 года – 177,3 млрд. рублей), в виде субвенций – 4,2 млрд. рублей (за 6 месяцев 2008 года – 2,0 млрд. рублей).

      Доходы  от размещения временно свободных средств  составили 
0,3 млрд. рублей (2008 г. – 0,2 млрд. рублей). Поступления от штрафов и регрессных исков также как и в 1 полугодии 2008 года составили 
0,1 млрд. рублей. За 1 полугодие 2009 года израсходовано СМО на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС 218,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 173,5 млрд. рублей), на оплату предупредительных мероприятий из РФПМ – 1,7 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 1,6 млрд. рублей). Расходы на ведение дела СМО за отчетный период составили 3,8 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 
3,2 млрд. рублей). Сумма возврата территориальному фонду средств сформированных резервов в связи с прекращением деятельности по ОМС составила 0,1 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 0,03 млрд. рублей).

      Остаток средств ОМС в СМО на 1 июля 2009 года снизился на 
3,5 млрд. рублей по сравнению с началом года и составил 16,0 млрд. рублей (на 1 июля 2008 года – 15,5 млрд. рублей).

      Таблица 2

      Структура поступлений средств ОМС в СМО в 1 полугодии 
2008 –2009 гг. (в процентах к суммарным поступлениям)

Показатели 1 полугодие  2008г. 1 полугодие 2009г.
Поступило средств в СМО, всего 100,0 100,0
В том  числе:

– из территориального фонда ОМС

99,2 99,6
– доходы от использования временно свободных финансовых средств 0,1 0,1
– штрафы, пени 0,04 0,03
– прочие поступления 0,6 0,3

      В первом полугодии 2009 года СМО размещали 3,0 млрд. рублей временно свободных средств резервов в банковские депозиты, государственные ценные бумаги и другие ценные бумаги (1 полугодие 2008 года – 4,9 млрд. рублей).

      Доходы  от использования временно свободных  финансовых средств в СМО составили  в среднем по России 0,1% от всех средств, поступивших в СМО. В большинстве субъектов Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,2% до 0,4%, в Челябинской области – 0,8%, Ямало-Ненецком автономном округе – 1,1%.

      Таблица 3

      Структура поступлений средств ОМС в СМО из ТФОМС в 1 полугодии в 2008–2009 гг. (в %)

Поступило в СМО из ТФОМС 1 полугодие  2008 г. 1 полугодие 2009 г.
На  оплату медицинской помощи 97,2 96,4
На  ведение дела 1,7 1,7
Субвенции ТФОМС 1,1 1,9
Всего 100 100

      Основная  часть средств ОМС в сумме 220,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 174,2 млрд. рублей), поступивших в СМО из территориальных фондов ОМС, была предназначена для оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС.

      Объемы  субвенций ТФОМС из средств нормированного страхового запаса возросли в первом полугодии 2009 года на 2,2 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Высокий удельный вес поступления субвенций в страховые медицинские организации отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Пензенская область (39,3%), Свердловская область (16,0%), Калининградская область (15,5%), Воронежская область (7,9%).

      Таблица 4

      Поступления средств в СМО на ведение дела в 1 полугодии 2008–2009 гг. по федеральным  округам

Федеральный округ 
Российской Федерации
Поступило средств на ведение дела СМО 
из ТФОМС в %
1 полугодие  2008 г. 1 полугодие  2009 г
Российская  Федерация 1,7 1,7
Центральный федеральный округ 1,4 1,4
Северо-Западный федеральный округ 1,8 1,5
Южный федеральный округ 1,8 1,6
Приволжский федеральный округ 1,5 1,4
Уральский федеральный округ 2,4 2,4
Сибирский федеральный округ 2,1 2,0
Дальневосточный федеральный округ 2,3 2,0

      В 1 полугодии 2009 года в структуре поступивших  от ФОМС средств размер на ведение  дела в среднем по Российской Федерации  не изменился по сравнению с 1 полугодием 2008 года и составил 1,7%. Всего за отчетный период в СМО на ведение дела поступило 3,7 млрд. рублей.

      Выше  среднего показателя по Российской Федерации  процент на ведение дела СМО отмечается в 29 субъектах Российской Федерации. Максимальные отклонения от среднего показателя наблюдались в Ханты-мансийском автономном округе – Югра – 4,0%, Ненецком автономном округе – 3,9%, Республике Марий Эл – 3,9%, Алтайском крае – 3,7%, Ямало-Ненецком автономном округе – 3,6%, Ульяновской области – 3,4%, Магаданской области – 3,0%, Кемеровской области – 3,0%, Республике Саха (Якутия) – 2,9%, Тульской области – 2,7%, Московской области – 2,6%, Чеченской Республике – 2,6%, Ростовской области – 2,6%, Сахалинской области – 2,4%, Псковской области – 2,3%, Карачаево-Черкесской Республике – 2,2%.

      Ниже  среднего показателя по Российской Федерации отмечается процент на ведение дела СМО в следующих субъектах Российской Федерации: Оренбургская область (0,6%), Пензенская область (0,8%), Пермский край (0,8%), Удмуртская Республика (0,8%), Республика Мордовия (0,9%), Архангельская область (0,9%), Владимирская область (0,9%).

      Таблица 5

      Структура расходования средств ОМС в СМО в 1 полугодии 2008–2009 гг. (%)

  1 полугодие  2008 г. 1 полугодие  2009 г.
Израсходовано средств ОМС (всего) 100 100
На  оплату медицинской помощи 96,6 97,1
На  финансирование предупредительных мероприятий 0,9 0,7
На  ведение дела 1,8 1,7
Прочие  расходы 0,7 0,4

      В 1 полугодии 2009 года СМО всего израсходовано 225,3 млрд. рублей, (1 полугодие 2008 г. – 179,6 млрд. рублей), в том числе на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС –218,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 175,5 млрд. рублей). На оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации были направлены средства в объеме от 93% до 99%. В ряде территорий (Калининградская область, Пензенская область, Свердловская область, Забайкальский край, Иркутская область) этот показатель ниже 90%.

      Удельный  вес расходов на финансирование предупредительных  мероприятий, ведение дела и прочие расходы снизился по сравнению с 
1 полугодием 2008 года.

      Таблица 6

      Формирование резервов по ОМС страховыми медицинскими 
организациями в субъектах Российской Федерации  
в 1 полугодии 2008 –2009 гг.

Резервы средств ОМС Количество  субъектов РФ
1 полугодие 2008г. 1 полугодие  2009 г.
Оплаты  медицинских услуг 77 78
Запасной  резерв 69 64
Резерв  финансирования предупредительных  мероприятий 73 71

      В первом полугодии 2009 года в связи  с прекращением формирования запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий в Томской, Смоленской областях, Ненецком автономном округе уменьшилось количество субъектов Российской Федерации, в которых СМО направляли средства ОМС в резервы. СМО, работающие в системе ОМС Хабаровского края, впервые начали формировать резерв оплаты медицинских услуг.

      Таблица 7

      Динамика  движения средств резерва оплаты медицинских услуг 
и запасного резерва

      (в  млрд. рублей)

Наименование

резервов

Остаток на начало отчетного периода на дату Начислено  
на дату
Использовано  
на дату
Остаток на конец отчетного периода на дату
01.01.08 01.01.09 01.07.08 01.07.09 01.07.08 01.07.09 01.07.08 01.07.09
РОМУ 10,9 17,9 106,6 150,3 105,6 152,5 12,0 15,7
ЗР 4,4 6,4 3,5 4,7 3,0 5,0 4,9 6,0

Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ