Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;
3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 6
1.1. Система обязательного медицинского страхования РФ 6
1.2. Структура фонда обязательного медицинского страхования РФ, цели и задачи 9
1.3. Нормативно правовое регулирование деятельности фонда обязательного медицинского страхования РФ 14
Глава 2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 16
2.1. Распределение страховых медицинских организаций по федеральным округам 16
2.2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ 20
2.3. Деятельность медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования РФ 27
Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ 36
3.1. Основные проблемы системы обязательного медицинского страхования 36
3.2. Пути совершенствования системы обязательного медицинского страхования 39
Заключение 46
Библиографический список………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Фонд обязательного медицинского страхования_курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

Библиографический список………………………………………………….49

Приложение…………………………………………………………………51

 

Введение

 

     Создание  новой модели финансирования и управления здравоохранением в условиях коренного  реформирования всей общественной системы является одной из важнейших сторон социально-экономической политики в современных условиях. В целях создания данной системы в июне 1991 года Верховным Советом РСФСР принят Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР», который наряду с другими законодательными актами определяет ее правовые основы.

     Выступая  необходимым элементом производственных отношений, медицинское страхование  относится к сфере перераспределительных  отношений, которые связаны, с одной  стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее финансированных страховых платежей, с другой - возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования. При этом в качестве ущерба выступает ущерб здоровью человека, который является одной из важнейших экономических категорий.

     В настоящее время между обществом и медициной складываются новые по своему содержанию социально-экономические взаимосвязи. Наметилась тенденция замены бесплатной медицинской помощи платными услугами. При нарастании платности медицинской помощи возрастает нагрузка на бюджет, так как уровень платности и платежеспособности все больше определяет решение населения по поводу первичного обращения к врачу. В то же время, в условиях формирования современной рыночной экономики доля средств государства в финансировании здравоохранения будет сокращаться и не сможет обеспечить не только развитие, но и выживание здравоохранения. Именно поэтому так необходимы дополнительные гарантированные источники финансирования медицинской помощи, основным из которых становятся взносы на обязательное медицинское страхование.

     Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в  области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий  при возникновении страхового случая.

     Основной  задачей обязательного медицинского страхования является обеспечение  стабильной работы лечебных учреждений здравоохранения и доступности  гарантированного объема и качества медицинской помощи для всех слоев  населения в соответствии с базовой программой медицинского страхования республики. А целью введения обязательного медицинского страхования – является изыскание дополнительных к государственных источников финансирования, для повышения качества и эффективности оказания медицинской помощи, создания устойчивого механизма финансирования системы охраны здоровья.

     Актуальность  данной курсовой работы состоит в том, что медицинское страхование, является, по сути, совершенно новым явлением для нашего государства и общества, требует глубокого изучения условий и методов внедрения данной системы в совокупности с другими социально-политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране.

     Целью курсовой работы является изучение деятельности фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, формирование и использование средств фондом.

     Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Организация обязательного медицинского страхования  в Российской Федерации;

     2. Структура доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования РФ;

     3. Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ.

     Во  время написания курсовой работы были использованы следующие методы: монографический, экономико-статистический, графический, аналитический, сравнительный, абстрактно-логический.

     В процессе написания курсовой работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ), аналитические и статистические материал ФОМС, периодические издания.

 

Глава 1. Организация обязательного медицинского страхования  в Российской Федерации

      1.1. Система обязательного медицинского страхования  РФ

      Система обязательного медицинского страхования  создана с целью обеспечения  конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

      Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в  охране здоровья.

      Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году.

      Закон установил правовые, экономические  и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

      Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

      Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

      В качестве субъектов медицинского страхования  Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

      В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

      По  данным форм ведомственного статистического  наблюдения на 1 октября 2007 года в Российской Федерации в системе обязательного  медицинского страхования работало по договорам 8115 медицинских учреждений, в которые поступило средств ОМС: всего — 224 396, 0 млн. рублей, в том числе из территориального фонда — 26 367, 8 млн. рублей.

      Структура системы ОМС была представлена 87 территориальными фондами ОМС, 120 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 262 филиалами СМО.

      Численность граждан,  застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС — 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих — 82 128,5 тыс. человек.

      На 01.01.2008 года в ТФОМС зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них  87 страхователей  неработающего населения - органов исполнительной власти.

      Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые в структуре поступлений финансовых средств соответственно составили 45,4% и 51,4%. На счета ТФОМС поступило средств единого социального налога в сумме 125 093,5 млн. рублей (на 25% больше, чем в 2006 году), а страховых взносов на ОМС неработающего населения — 141 541,2 млн. рублей (на 25,7% больше, чем в 2006 году). Таким образом, в 2007 году в части формирования доходов по ОМС, достигнуты позитивные результаты, о чем свидетельствует возросший по сравнению с 2006 годом уровень финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС.

      В 2007 году в среднем на одного застрахованного  поступило налогов и взносов  на ОМС неработающего населения  в сумме 2 298,4 рублей, или 118,7% от подушевого норматива финансирования  за счет средств ОМС — 1936,3 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год".

      Исполнение  бюджетов ТФОМС по поступлению ЕСН  в части, зачисляемой в ТФОМС, в среднем по России составило 102,3%. При этом в 54 субъектах Российской Федерации превышен средний показатель по России.

      Поступило средств ОМС из ТФОМС в СМО  — 203 766, 7 млн. рублей.

      На 1 января 2008 года работу по организации  и проведению вневедомственного  контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1412 штатных специалистов ТФОМС, 3253 штатных специалистов СМО, 7443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр.

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной  части государственного социального  страхования.

      Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

      Федеральный фонд ОМС является самостоятельным  государственным некоммерческим финансово-кредитным  учреждением.

      Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

      Полное  официальное наименование — Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.

      1.2. Структура фонда  обязательного медицинского  страхования РФ, цели  и задачи

      Правление Федерального фонда обязательного  медицинского страхования является коллегиальным органом управления Федерального фонда ОМС.

      Состав  Правления Федерального фонда ОМС  утверждается Правительством Российской Федерации.

      В состав Правления Федерального фонда  ОМС входят представители федеральных  органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций. 

      

      Рис. 1. Организационная структура ФОМС РФ

Управление  организации ОМС создано в целях осуществления организации деятельности субъектов ОМС, защиты прав граждан, взаимодействия с регионами.  

      Задачами  Управления организации ОМС являются:

      - разработка в пределах компетенции нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1491-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона  от 02.04.1993 № 4741-1) и направленных на совершениствование системы обязательного медицинского страхования;

      - анализ осуществления обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, в том числе анализ территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования;

      - организационно-методическое взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, с медицинскими учреждениями, работающими в системе ОМС, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС;

      - взаимодействие с Российской медицинской ассоциацией, с Всероссийским союзом страховщиков по ОМС, медицинскими ассоциациями, профессиональными союзами по вопросам осуществления ОМС в Российской Федерации

      Основными задачами Федерального фонда ОМС  являются:

      - финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

Информация о работе Проблемы и перспективы осуществления обязательного медицинского страхования в РФ