Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60

Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71

Работа содержит 1 файл

финансы_и_кредит_курсовая.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ, на 2008 год составляет 35,87% , 2009 год 31,5%, 2010 год этот показатель сократился ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составляет на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., а 2010 году уменьшилось на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. В общем объеме ненефтегазовых доходов показатель растет, в 2010 году составило 5741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Налог на прибыль организации растет, в 2009 году произошло увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составило 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель в 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. Налоги и взносы на социальные нужды увеличился в 2008 году в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составило 562,8 млрд.руб. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ увеличились 21,13% в 2008 году, в 2009 году составило 25,64%. В 2010 году увеличился на 1,64%. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ увеличилось в 2009 году составило 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросло от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет в 2010 году составило 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год в сумме 36,57млрд. руб., 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. Государственная пошлина. В 2008 году поступление в сумме 32,24 млрд. руб., в 2010 году 36,56 млрд. руб. Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составило 291,61 млрд. руб., в 2009 году на 5,39 млрд. руб. больше, а в 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.

    Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составило 34,73%. 2009 году динамика этого показателя снизилась на 2,21 %. В денежном эквиваленте увеличился на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов в 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. Общегосударственные доходы составляют 12,61% от общей суммы. В 2010 году сумма расходов составило 963,10 млрд. руб. Национальная экономика в 2008 году сумма составило 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизился до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%., образование - в 2008 году составило 4,68 %. В динамике этот показатель падает, в 2009 году он снизился на 0,47 %.

     Согласно  выше сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Здравоохранение и спорт это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. В 2008 году объем расходов по данному разделу составило 211,69 млрд. руб., в 2009 году произошло увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .

    Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, в I квартале 2009 года в размере 25%доходов, а с 1 апреля 2009 года в размере 15% доходов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья- в размере 50%доходов; акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов на нефть (включая стабилизированный газовый конденсат), природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого), - в размере 100% доходов;

    За  последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 2009 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета РФ в федеральный бюджет поступило 55,9%, в региональные – 16,5% и в местные бюджеты – 27,6%, а по данным на начало 2010 года – соответственно – 49%, 26,4% и 24,6%, т.е. произошли повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 2009 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков – 11,9%, сельских районов – 11,8% и сельских поселений – 5,8%.

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения. Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.

    Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

    В проектах бюджета Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сохранены социальная направленность бюджета, сохранены подходы к формированию татарстанского бюджета - это повышение качества жизни населения, поддержание социально–экономической стабильности, развитие инвестиционной привлекательности.

    Выпадающие  доходы в связи с реализацией  этого закона, по предварительным  расчетам, составят около 3,8 млрд. рублей. Дефицит консолидированного бюджета на 2011 год запланирован в размере 10 млрд. 200 млн. рублей. В 2011 году прогнозируются доходы консолидированного бюджета РТ в сумме 103 млрд. 423 млн. 121,4 тыс. рублей. В т.ч. доходы республиканского бюджета – 79 млрд. 763 млн. 308,4 тыс. руб. Расходы консолидированного бюджета РТ прогнозируются в сумме в сумме 113 млрд. 604 млн. 921,4 тыс. рублей. В т.ч. расходы республиканского бюджета – 89 млрд. 952 млн. 402,3 тыс. руб.

    Социальная  направленность бюджета будет усилена  реализацией в 2011 году и в последующие годы Стратегии развития образования, на которую планируется направить в целом почти 5 млрд. рублей. 
Реализация основных республиканских социальных программ в 2011 году будет продолжена, их финансирование увеличится с учетом инфляции. 
Общий удельный вес социальных расходов в консолидированном бюджете РТ в следующем году увеличится и составит 64% (в 2010 г. - 61%, в 2009 – 53,7%). Бюджетная политика в области госдолга на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов будет направлена на недопущение значительного увеличения долговой нагрузки на бюджет. Верхний предел государственного внутреннего долга РТ на 1 января 2011 года определен в размере 52 млрд. 380 млн. рублей.

    В следующем году в Набережных Челнах объем инвестиций в основной капитал прогнозируется с ростом на 1,3 процента.

    На 2011 год объем промышленной продукции  по городу планируется 126 млрд. руб. (в 2012 году - 159 млрд. руб., в 2013 году - 190 млрд. руб.). В следующем году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется с ростом на 1,3 процента по оценке текущего года  - 11,4 млрд. руб.

    В этом году будет сдано 225 тыс. кв. м. жилья, в следующем году город планирует  построить и сдать на 10 тыс. кв. м. больше. Объем розничного товарооборота 2011 году возрастет на 4,2 процента. Средняя зарплата по городу в этом году составляет 16518 руб., в следующем году прогнозируется более 19 тыс. рублей. 

     Список  использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2009) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (в ред.от 29 декабря 2009 г.). - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2010. – 656 с.
  3. Федеральный закон от 22.02.09 №36-ФЗ О федеральном бюджете на 2009 год, ст.1.
  4. Федеральный закон от 03.12.2009№ 228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].
  6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К., 2009. – 486 с.
  7. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Прогресс-Академия, 2008. – 324 с.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2008. – 448 с.
  9. Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.: Проспект, 2009. – 208 с.
  10. Кукол Е. Тратьте на здоровье // Российская газета. – 2010. - № 4740.
  11. Саакян Т.В. Комментарий к новому порядку санкционирования расходов федерального бюджета // Бюджетный учет. – 2008. - №1.
  12. Финансы и кредит: Учебник /Под ред проф М.В. Романовского, проф. Г.Н, Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2009
  13. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – 2009: новые экономические тенденции // Финансы №1, 2009 с. 3-8
  14. Роик В. К оценке социальных параметров правительственных бюджетных проектировок на грядущий год // Российский экономический журнал. 2010 № 9 с.16-26
  15. Типенко Н.Г. Возможности оптимизации расходов в образовании // Финансы 2009 № 5. с. 59-62
  16. Толковый словарь современных бюджетных терминов. М.: национальный фонд подготовки кадров:. Беренц Груп, Лтд: Изд-во Димитрейд График Груп, 2009. вып. 1. с. 15.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. Под ред. Л.А.Дробозиной. Москва, «Финансы», ЮНИТИ, 2009,с. 203.
  18. http://www.rg.ru/sujet/4185.html [Электронный ресурс]. – Электронные данные – 2010.
  19. http://www.tatar-inform.ru/news/2010/12/09/249119/ [Электронный ресурс]. – Электронные данные – 2010.
  20. http://www.rt-online.ru/articles/3520/101722/ [Электронный ресурс]. – Электронные данные – 2010.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Общие параметры федерального бюджета — 2010

Общими  параметрами бюджета называют суммарные  цифры ожидаемых доходов и  расходов государства, а также такие  показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение) 

Структура расходов 
 

 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение) 

 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение) 
 
 

       
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение) 

 
 

Общегосударственные расходы

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение) 

Национальная  экономика

Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем  на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета