Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60

Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71

Работа содержит 1 файл

финансы_и_кредит_курсовая.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 

 

Введение 

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет или ещё его называют федеральный  бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий  финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

     Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

     Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

     Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.

     Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

 

     Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов

     1.1. Характеристика государственных доходов.

    Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

    -федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

    -таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

    -государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

    -доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

    -доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    -доходы от реализации государственных запасов;

    -доходы от продажи земли и нематериальных активов;

    -поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

    -административные платежи и сборы;

    -штрафные санкции, возмещение ущерба;

    -доходы от внешнеэкономической деятельности

    На  основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

    В зависимости от механизма поступления  доходов в бюджет, они подразделяются на: собственные и регулирующие.

    По  социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

    В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества  или дохода;

    По  признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и  налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

    По  конкретным видам прямых и косвенных  налогов (налог на прибыль предприятий  и организаций, подоходный налог  с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

    Исполнение  федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.  

    1.2. Характеристика государственных  расходов 

    Расходы  государственного бюджета – это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

    Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

    Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

    Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

    *ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    *средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    *трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

    *ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    *ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    *бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

    *субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

    *инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

    *бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

    *кредиты иностранным государствам;

    *средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и  перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

    *обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    *функционирование федеральной судебной системы;

    *осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

    *национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    *фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

    *государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    *государственная поддержка атомной энергетики;

    *ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    *исследование и использование космического пространства;

    *содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета