Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60

Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71

Работа содержит 1 файл

финансы_и_кредит_курсовая.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

           Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют собственные, закрепленные за ними налоги:

  • налог на имущество предприятий;
  • лесной доход;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • сбор на нужды образовательных учреждений;
  • сбор за регистрацию предприятий.

В бюджеты  субъектов Федерации зачисляются  доходы от региональных налогов и  сборов, перечень и ставки которых  определяются федеральным налоговым  законодательством, а пропорции  их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке  бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым  доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

При установлении регионального налога законодательный  орган субъекта Федерации может  предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

— налог  на имущество организаций;

— налог  на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог  с продаж;

— налог  на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

При распределении  налоговых доходов по уровням  бюджетной системы налоговые  доходы бюджетов субъектов Федерации  должны составлять не менее 50 % от суммы  доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации.

     Финансовая  самостоятельность региональных бюджетов во многом зависит от величины их доходной базы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав доходов бюджетов входят: налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В период реформирования бюджетной системы налоговым доходам уделяется все большее внимание, поскольку они определяют уровень налогового потенциала территории.

     К неналоговым доходам субъектов  бюджета относятся:

     — средства, получаемые от продажи регионального  имущества;

     — средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

     — средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     — средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

     — плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     — доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам  Федерации;

     — часть прибыли региональных унитарных  предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

     — другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от использования  имущества, находящегося в региональной собственности;

     — доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

     В доходы могут зачисляться безвозмездные  перечисления от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств.

     В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

     Иные  неналоговые доходы поступают в  бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

     Финансовая  помощь от федерального бюджета в  форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной  передачи средств подлежит учету  в доходах субъектов бюджета, который является получателем этих средств.  

2.3. Анализ местных бюджетов. 

    Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.3

    За  последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 2009 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета РФ в федеральный бюджет поступило 55,9%, в региональные – 16,5% и в местные бюджеты – 27,6%, а по данным на начало 2010 года – соответственно – 49%, 26,4% и 24,6%, т.е. произошли повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 2009 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков – 11,9%, сельских районов – 11,8% и сельских поселений – 5,8%.4 Эти цифры свидетельствуют о необходимости резкого укрепления собственной доходной базы местных бюджетов.

           Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как  часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

           Использование остальных  местных налогов является прерогативой местных властей, однако, по большинству  налогов установлены верхние  пределы ставок. Наиболее распространенными  в настоящее время являются:

  • сборы за право торговли;
  • сборы на содержание милиции и благоустройство;
  • налог на рекламу;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за право использования местной символики;
  • сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

           С 2008 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.

       Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций муниципального образования. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса структура местных бюджетов включает:

  1.    бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,
  2. бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3.              бюджеты городских и сельских поселений.
  4. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Доходы местных  бюджетов образуются за счет налоговых  доходов, неналоговых доходов и  безвозмездных поступлений.  

Рис. Структура  доходов местных бюджетов

       

          К налоговым доходам местного бюджета относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, установленным региональными органами государственной власти субъектов или представительными органами муниципальных районов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

         Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов формируются за счет зачисления от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  1. налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 процентов;
  2. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  3. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;
  4. государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
  5. по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  6. за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  7. за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

     Налоговые доходы бюджетов городских округов  включают:

     1) налоговые доходы от следующих  федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами:

  1. налог на доходы физических лиц - по нормативу 80%;
  2. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;
  3. единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30%;
  4. государственная пошлина (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%: прочие налоги;

     2) местные налоги, устанавливаемые представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  1. земельного налога - по нормативу 100%;
  2. налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.

     К неналоговым доходам местных  бюджетов в соответствии со статьями 41, 42,46 и 62 Бюджетного Кодекса относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета