Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа
Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60
Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71
Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».
Мене финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
(1) В 2008 году объем расходов по этому подразделу составило 83,81 млрд. руб., в 2010 году это показатель снизился на 22%, и в относительном выражении уменьшился от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.
(2) Доля этого показателя не значительна, сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., в 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а в 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
(3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составило 9,33 млрд. руб., а в 2010 году произошло увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появилась новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но увеличение этого показателя может произойти при одном условии ст.213 БК РФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов»
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008, 2009 и 2010 годов». Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.
Проанализировав данные таблицы 1 и 2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность
для всех членов общества. Необходимо
добиться, чтобы федеральный бюджет стал
средством стабилизации государственных
финансов. Он должен превратиться в надежную
опору и гаранта для всех определенных
законом получателей средств. Решить названные
задачи можно, лишь объединив усилия Президента
Российской Федерации, Правительства
РФ и палат Федерального Собрания. Это
крайне важно с учетом особенности подготовки
проекта федерального бюджета на 2008-2010
год - необходимости его принятия. Правительство
РФ должно стать организующим центром
этой работы.
Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов, где приоритетными сферами должны оставаться модернизация экономики и социальная ориентированность, сообщил президент на встрече с вице-премьером, министров финансов РФ Алексеем Кудриным. "Я только что подписал закон о федеральном бюджете на следующий год и плановый период 2012-2013 годов", - сказал Медведев. Он подчеркнул, что приоритеты развития России и экономики остаются прежними. "Это, прежде всего, модернизация экономики. Мы стараемся ее сделать более современной, более эффективной, открытой к новым инвестициям. На это нужно расходовать и соответствующие бюджетные средства", - заявил президент РФ.
В качестве одного из приоритетов глава государства назвал и социальную ориентированность бюджета. Медведев констатировал, что, несмотря на кризис в 2008-2009 годах и в 2010 году, практически все завоеванные в течение последнего десятилетия социальные позиции удалось сохранить. "Я считаю, что это очень важно для сохранения социальной стабильности в нашей стране, для того, чтобы наши люди чувствовали, что их жизнь хотя бы немножко с каждым годом все-таки становится лучше", - сказал он.
В
основу бюджетной политики на 2011-2013 годы
положены стратегические цели развития
страны, сформулированные в Посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, Основных направлениях деятельности
Правительства Российской Федерации на
период до 2012 года и других документах,
а также основные положения Бюджетного
послания Президента Российской Федерации
«О бюджетной политике в 2011-2013 годах».
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В
основу расчетов показателей федерального
бюджета закладываются
Таблица 1.1
Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей
на период до 2013 г.
Показатели | Ед. изм. | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Цена Urals (мировые) | долл./барр. | 61,1 | 75,0 | 75,0 | 78,0 | 79,0 |
Инфляция | дек. / дек. | 8,8 | 6-7 | 5,5-6,5 | 5-6 | 4,5-5,5 |
ВВП | млрд. руб. | 39 064 | 44 957 | 49 659 | 55 223 | 61 873 |
% к пред. г. | -7,9 | 4,0 | 3,4 | 3,5 | 4,2 | |
Промышленное производство | % к пред. г. | -10,8 | 2,7 | 3,2 | 3,1 | 4,2 |
Инвестиции в основной капитал | % к пред. г. | -16,2 | 2,9 | 8,8 | 6,3 | 8,1 |
Оборот розничной торговли | % к пред. г. | -4,9 | 4,4 | 4,5 | 4,8 | 6,3 |
Объем платных услуг населению | % к пред. г. | -4,2 | 3,3 | 3,8 | 4,0 | 4,8 |
Реальная заработная плата | % к пред. г. | -2,8 | 3,6 | 2,4 | 2,4 | 3,1 |
Реальные располагаемые доходы населения | % к пред. г. | 2,3 | 3,9 | 2,7 | 3,0 | 4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост | % к пред. г. | 24,2 | 44,9 | 9,4 | 7,2 | 7,1 |
Экспорт | млрд. долл. США | 303,4 | 373,4 | 383,8 | 402,9 | 416,8 |
Импорт | млрд.долл. США | 191,8 | 237,5 | 273,7 | 304,5 | 338,7 |
Уровень безработицы к экономически активному населению | % | 8,4 | 8,2 | 8,1 | 7,7 | 6,9 |
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6% ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.
При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.
Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.
Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета