Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60

Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71

Работа содержит 1 файл

финансы_и_кредит_курсовая.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

     Основные  направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским  работникам, оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».

     Мене  финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

     (1) В 2008 году объем расходов по  этому подразделу составило 83,81 млрд. руб., в 2010 году это показатель снизился на 22%, и в относительном выражении уменьшился от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

     (2) Доля этого показателя не значительна, сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., в 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а в 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     (3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составило 9,33 млрд. руб., а в 2010 году произошло увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

     Согласно  изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появилась новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но увеличение этого показателя может произойти при одном условии ст.213 БК РФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов»

     Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008, 2009 и 2010 годов». Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.

     Проанализировав данные таблицы 1 и 2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

       Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 Перспективы бюджетов  различных уровней за период

    2011-2013 гг.

    Президент России Дмитрий Медведев подписал закон  о федеральном бюджете на 2011 год  и плановый период 2012-2013 годов, где  приоритетными сферами должны оставаться модернизация экономики и социальная ориентированность, сообщил президент на встрече с вице-премьером, министров финансов РФ Алексеем Кудриным. "Я только что подписал закон о федеральном бюджете на следующий год и плановый период 2012-2013 годов", - сказал Медведев. Он подчеркнул, что приоритеты развития России и экономики остаются прежними. "Это, прежде всего, модернизация экономики. Мы стараемся ее сделать более современной, более эффективной, открытой к новым инвестициям. На это нужно расходовать и соответствующие бюджетные средства", - заявил президент РФ.

    В качестве одного из приоритетов глава государства назвал и социальную ориентированность бюджета. Медведев констатировал, что, несмотря на кризис в 2008-2009 годах и в 2010 году, практически все завоеванные в течение последнего десятилетия социальные позиции удалось сохранить. "Я считаю, что это очень важно для сохранения социальной стабильности в нашей стране, для того, чтобы наши люди чувствовали, что их жизнь хотя бы немножко с каждым годом все-таки становится лучше", - сказал он.

    В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах». 

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Доходы  федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

    Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

    В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

    В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1).  
 
 
 
 
 

      Таблица 1.1

Оценка  и прогноз основных социально-экономических  показателей 

на  период до 2013 г.

 Показатели Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013
Цена Urals (мировые) долл./барр. 61,1 75,0 75,0 78,0 79,0
Инфляция дек. / дек. 8,8 6-7 5,5-6,5 5-6 4,5-5,5
ВВП млрд. руб. 39 064 44 957 49 659 55 223 61 873
% к пред. г. -7,9 4,0 3,4 3,5 4,2
Промышленное  производство % к пред. г. -10,8 2,7 3,2 3,1 4,2
Инвестиции  в основной капитал % к пред. г. -16,2 2,9 8,8 6,3 8,1
Оборот  розничной торговли % к пред. г. -4,9 4,4 4,5 4,8 6,3
Объем платных услуг населению % к пред. г. -4,2 3,3 3,8 4,0 4,8
Реальная  заработная плата % к пред. г. -2,8 3,6 2,4 2,4 3,1
Реальные  располагаемые доходы населения % к пред. г. 2,3 3,9 2,7 3,0 4,2
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост % к пред. г. 24,2 44,9 9,4 7,2 7,1
Экспорт млрд. долл. США 303,4 373,4 383,8 402,9 416,8
Импорт млрд.долл. США 191,8 237,5 273,7 304,5 338,7
Уровень безработицы к экономически активному населению % 8,4 8,2 8,1 7,7 6,9
 

    Прогнозируемое  снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

    Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

    При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.

    Лидеры  государств "Группы 20" по итогам саммита  в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

    В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.

    Действие  соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время  приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.

    Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы  в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета