Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа
Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60
Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71
Расходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | Отклонение | 2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | По сумме, млрд. руб. | По удельному вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
Общегосударственные вопросы | 828,78 | 12,61% | 899,84 | 12,08% | 71,06 | -0,54% | 963,10 | 11,90% |
Национальная оборона | 509,10 | 7,75% | 566,74 | 7,61% | 57,64 | -0,14% | 596,19 | 7,37% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 521,84 | 7,94% | 642,61 | 8,62% | 120,77 | 0,68% | 693,51 | 8,57% |
Национальная экономика | 702,32 | 10,69% | 789,62 | 10,60% | 87,30 | -0,09% | 528,55 | 6,53% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 54,56 | 0,83% | 56,29 | 0,76% | 1,73 | -0,07% | 51,86 | 0,64% |
Охрана окружающей среды | 9,33 | 0,14% | 10,21 | 0,14% | 0,88 | 0,00% | 10,96 | 0,14% |
Образование | 307,20 | 4,68% | 313,64 | 4,21% | 6,44 | -0,47% | 339,85 | 4,20% |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 83,81 | 1,28% | 73,01 | 0,98% | -10,80 | -0,30% | 67,58 | 0,84% |
Здравоохранение и спорт | 211,69 | 3,22% | 245,22 | 3,29% | 33,53 | 0,07% | 295,36 | 3,65% |
Социальная политика | 270,86 | 4,12% | 342,67 | 4,60% | 71,81 | 0,48% | 396,54 | 4,90% |
Межбюджетные трансферты | 2281,56 | 34,73% | 2423,12 | 32,52% | 141,56 | -2,21% | 2720,97 | 33,63% |
Условно утвержденные расходы | 0,00 | 0,00% | 186,30 | 2,50% | 186,30 | 2,50% | 404,50 | 5,00% |
Секретные статьи | 789,25 | 12,01% | 901,88 | 12,10% | 112,63 | 0,09% | 1021,00 | 12,62% |
Всего | 6570,30 | 100,00% | 7451,15 | 100,00% | 880,85 | 8089,97 | 100,00% |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составило 34,73%. 2009 году динамика этого показателя снизилась на 2,21 %. В денежном эквиваленте увеличился на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов в 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году.
Это
свидетельствует о
Таблица 2.1 Состав и структура межбюджетных трансферт
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 2008 г | 2009 г | 2010 г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | |
Всего: | 2 281,56 | 100,00% | 2 423,12 | 100,00% | 2 720,97 | 100,00% |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 375,54 | 16,46% | 392,67 | 16,21% | 411,07 | 15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 317,19 | 13,90% | 300,74 | 12,41% | 234,25 | 8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 163,74 | 7,18% | 175,97 | 7,26% | 191,01 | 7,02% |
Иные межбюджетные трансферты | 69,75 | 3,06% | 37,83 | 1,56% | 43,86 | 1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 1 355,34 | 59,40% | 1 515,90 | 62,56% | 1 840,79 | 67,65% |
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2010 году сумма расходов составило 963,10 млрд. руб., К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году сумма составило 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизился до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.
К
этому разделу относятся
Основное
место в их структуре занимают
бюджетные ассигнования на транспорт,
воспроизводство минерально-
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 5 месте.
В 2010 году произошли изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составило 4,68 %. В динамике этот показатель падает, в 2009 году он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице 2 этот показатель наращивает свой потенциал. В 2008 году поступление из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. руб., в 2010 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.
Таблица №2.2 Состав и структура статьи «социальная политика»
|
Проект бюджета | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Пенсионное обеспечение | 80,3 | 81,7 | 80,6 |
Социальное обслуживание населения | 1,5 | 1,3 | 1,3 |
Социальное обеспечение населения | 17,8 | 16,7 | 17,8 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 0,1 |
0,0 |
0,0 |
Другие вопросы в области социальной политики | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Доля
пенсионного обеспечения
Согласно выше сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
В 2008 году объем расходов по данному разделу составило 211,69 млрд. руб., в 2009 году произошло увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .
В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.
За органами государственной власти субъектов РФ – оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.
К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета