Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60

Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71

Работа содержит 1 файл

финансы_и_кредит_курсовая.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

    *формирование федеральной собственности;

    *обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    *компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    *пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    *проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

    *федеральная инвестиционная программа;

    *обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    *обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    *финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

    *официальный статистический учет;

    *прочие расходы.

    Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

    -государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    -обеспечение правоохранительной деятельности;

    -обеспечение противопожарной безопасности;

    -научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

    -обеспечение социальной защиты населения;

    -обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

    -обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

    -обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    -обеспечение деятельности средств массовой информации;

    -финансовая помощь другим бюджетам;

    прочие  расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней

     2.1Анализ федерального бюджета

    Федеральный бюджет РФ входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 2009 год были названы:

  • преодоление последствий происшедшего в 2008 году финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста во втором полугодии 2009 года;
  • стабилизацию кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
  • осуществление реструктуризации государственного долга РФ с учетом достигнутых договоренностей с кредиторами;
  • минимизацию государственных заимствований РФ на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
  • снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
  • полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом;
  • обеспечение превышения доходов федерального бюджета на 2009 год над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга РФ) в сумме не менее 65,5 млрд. рублей, или 1,64% валового внутреннего продукта.1

    Рассмотрим  федеральные налоги. Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.

    К федеральным налогам относятся:

  • налог на прибыль с предприятий;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • отчисления в дорожный фонд;
  • гербовый сбор;
  • государственная пошлина;
  • налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;
  • сбор за использование названия «Россия»;
  • специальный налог с предприятий;
  • транспортный налог с предприятий;
  • сбор за регистрацию банков и их филиалов.

    Ставки  федеральных налогов и пропорции  зачисления собираемых средств в  бюджеты разных уровней устанавливаются  законодательными актами и Указами  Президента. В условиях трансформирования  экономических отношений в России изменения и уточнения  в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

    Необходимо  отметить, что ряд федеральных  налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты  субъектов Федерации и местные  бюджеты.

    В доходы федерального бюджета на 2009 год включаются средства целевых бюджетных фондов:

  • Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
  • Федерального экологического фонда Российской Федерации;
  • Государственного фонда борьбы с преступностью;
  • Фонда развития таможенной системы Российской Федерации;
  • Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;
  • Федерального фонда Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
  • Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

    Проект  федерального бюджета по расходам построен исходя из реальных возможностей бюджета, установленных границами максимальной мобилизации доходных источников и на основе политики снижения предельных размеров дефицита федерального бюджета. Такой подход к управлению расходами позволит преодолеть бюджетный кризис, обеспечить реальность планирования и избежать в процессе исполнения бюджета необходимости введения режима секвестра его расходной части.

    В составе расходов, не связанных с  обслуживанием государственного долга, необходимо выделить бюджетные ассигнования, финансирование которых должно быть обеспечено в обязательном порядке. Среди таких расходов определены следующие пять групп.

    1.Расходы  на обеспечение обороноспособности  и правопорядка в стране находятся  в ведении Федерации и не  могут быть значительно сокращены  или переданы на финансирование из бюджетов других уровней. Проведение военной реформы не приведет в среднесрочной перспективе к сокращению оборонного бюджета, поскольку будет происходить реструктуризация расходов в пользу опережающего роста затрат на НИОКР и закупку вооружений и военной техники. Удельный вес расходов на оборону и правоохранительную деятельность составит в общем объеме бюджета не менее 27-29%.

    При этом предусматривается рост бюджетных  ассигнований, направляемых на обеспечение  комплекса социальных проблем, связанных, в первую очередь, с принятием федеральной программы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.

    2.Расходы  на выполнение в полном объеме  обязательств государства в части  расчетов по выплате пенсий  с Пенсионным фондом и военнослужащими.  Государство будет обеспечивать финансирование этих расходов из федерального бюджета. Объем средств бюджета, необходимый на эти цели, составит порядка 9% расходной части федерального бюджета.

    3.Расходы  из фонда финансовой поддержки  регионов, образуемые как доля  от налоговых поступлений в федеральный бюджет. Несмотря на то, что доля средств федерального бюджета, направляемая на оказание финансовой поддержки регионов, будет постепенно сокращаться в связи с совершенствованием системы межбюджетных отношений, укреплением собственной доходной базы бюджетов регионов, проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства, величина финансовой помощи из федерального бюджета составит около 8%.

    4.Соцкультмероприятия:  оказание целевой господдержки  малообеспеченным гражданам, расходы  на образование, здравоохранение, науку, культуру и искусство.

    5.Обеспечение  финансовыми ресурсами судебной  реформы и органов госуправления.

    Все остальные расходы в среднесрочной  перспективе будут подвергаться существенному сокращению. При этом с бюджетного финансирования сняты отдельные разделы и подразделы бюджета, т.е. проведено так называемое блоковое сокращение расходов.

    Серьезному  сокращению подверглись расходы  на сельское хозяйство. На 15% ежегодно сокращаются дотации угольной отрасли.

    На  ближайшие 2,5 года нам предстоит ввести жесткий режим экономии государственных расходов, приняв соответствующую федеральную программу.

2.2. Анализ субъектов РФ. 

    Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.2 Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

    Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов Российской Федерации. Например, ст. 20 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2009 году  зачисляются поступления от  следующих федеральных налогов:

  • налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • подоходного налога с физических лиц - по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • налога на игорный бизнес - в размерах сверх минимальных ставок, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, - в I квартале 2009 года в размере 25%доходов, а с 1 апреля 2009 года в размере 15% доходов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50%доходов;
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов на нефть (включая стабилизированный газовый конденсат), природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого), - в размере 100% доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40% доходов;
  • единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • платежей за пользование лесным фондом - в размере 60% доходов;
  • платы за пользование водными объектами - в размере  60% доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета