Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственных расходов и доходов 5
1.1. Характеристика государственных доходов 5
1.2. Характеристика государственных расходов_________________________7
Глава 2. Анализ бюджетов различных уровней за период 2008-2012 г. 12
2.1 Анализ Федерального бюджета __________________________________12
2.2 Анализ субъектов РФ___________________________________________16
2.3 Анализ местных бюджетов ______________________________________21
2.4 Перспективы бюджетов различных уровней за период 2011-2013гг____43
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета _51
3.1 Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения __51
3.2 Направления совершенствования расходов бюджета 2011г._______________60

Заключение______________________________________________________63
Список использованной литературы_________________________________69
Приложение______________________________________________________71

Работа содержит 1 файл

финансы_и_кредит_курсовая.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

    С учетом изложенного и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:

    - возможное снижение поступления нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах по сравнению с принятым в прогнозе уровнем вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов  по сравнению с темпами роста ВВП, в том числе и в результате установления льгот в части взимания вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на месторождениях Восточной Сибири;

    - возможный больший рост индекса потребительских цен и, соответственно, возможное увеличение расходов в связи с необходимостью осуществить индексацию социальных выплат;

    - возможное укрепление рубля к  доллару США и евро и, как  следствие, ухудшение соотношения  экспорта и импорта;

    - возможные колебания движения спекулятивного капитала в результате высокой зависимости российского рынка от динамики финансовых рынков развитых и развивающихся стран.

    Бюджет  Республики – планы  и перспективы.

    Состоялась пресс-конференция на тему: «О проекте закона «О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» 
22 октября в Госсовете РТ состоялась пресс-конференция председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Мурада Гадыльшина и министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, которые рассказали журналистам об особенностях проекта бюджета Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

    - Социальная направленность бюджета  сохранена, а по ряду статей  и усилена, - отметил Мурад Гадыльшин,  говоря об итогах анализа законопроекта, проведенного профильным комитетом. - Сохранены подходы к формированию татарстанского бюджета - это повышение качества жизни населения, поддержание социально–экономической стабильности, развитие инвестиционной привлекательности".

    Вместе с тем, глава парламентского комитета остановился на некоторых изменениях в федеральном бюджетном и налоговом законодательстве, которые повлияют на исполнение республиканского бюджета. По его мнению, на собираемость налога на прибыль существенно повлияет увеличение ставок страховых взносов, согласно Федеральному закону №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

    На  исполнении доходной части бюджета  отразятся поправки в налоговое  законодательство, принятые Федеральным  законом №229-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Выпадающие доходы в связи с реализацией этого закона, по предварительным расчетам, составят около 3,8 млрд. рублей. Кроме того, он коснулся изменений, касающихся порядка уплаты транспортного налога. НДПИ и др. Дефицит консолидированного бюджета на 2011 год запланирован в размере 10 млрд. 200 млн. рублей. «Весь объем дефицита приходится на республиканский бюджет. Бюджеты муниципальных образований прогнозируются сблансированными», - заметил Мурад Гадыльшин. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, в свою очередь, подробней остановился на составляющих доходной и расходной частей проекта бюджета.

    В 2011 году прогнозируются доходы консолидированного бюджета РТ в сумме 103 млрд. 423 млн. 121,4 тыс. рублей. В т.ч. доходы республиканского бюджета – 79 млрд. 763 млн. 308,4 тыс. руб. Расходы консолидированного бюджета РТ прогнозируются в сумме в сумме 113 млрд. 604 млн. 921,4 тыс. рублей. В т.ч. расходы республиканского бюджета – 89 млрд. 952 млн. 402,3 тыс. руб.

    Социальная  направленность бюджета будет усилена реализацией в 2011 году и в последующие годы Стратегии развития образования, на которую планируется направить в целом почти 5 млрд. рублей. 
Реализация основных республиканских социальных программ в 2011 году будет продолжена, их финансирование увеличится с учетом инфляции. 
Общий удельный вес социальных расходов в консолидированном бюджете РТ в следующем году увеличится и составит 64% (в 2010 г. - 61%, в 2009 – 53,7%). 
        Бюджетная политика в области госдолга на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов будет направлена на недопущение значительного увеличения долговой нагрузки на бюджет. Верхний предел государственного внутреннего долга РТ на 1 января 2011 года определен в размере 52 млрд. 380 млн. рублей. Говоря о порядке возврата кредитов, Радик Гайзатуллин уточнил, что в следующем году республика должна вернуть в федеральный бюджет сумму 5,6 млрд. рублей, в 2012 году – 16,3 млрд. рублей, в 2013 году – 6,6 млрд. рублей.

В Набережных Челнах принят бюджет города на 2011-2013 годы.

    В следующем году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется с ростом на 1,3 процента. В мэрии города Набережные Челны состоялось VI заседание Городского Совета муниципального образования. Вел заседание глава МО Василь Шайхразиев.  

    Заместитель руководителя исполнительного комитета Наталия Кропотова ознакомила участников заседания с прогнозом социально-экономического развития города на 2011-2013 гг. Она пояснила, что данный документ разработан на основе сценарных условий развития общероссийской экономической ситуации в целом в 2011-2013гг. и тенденций развития Республики Татарстан и прогнозных показателей развития ведущих предприятий и организаций города. Тенденции текущего года говорят об улучшении показателей по всем параметрам: наблюдается рост индекса промышленного производства, объемов инвестиций, строительства, снижение безработицы.

    На 2011 год объем промышленной продукции  по городу планируется 126 млрд. руб. (в 2012 году - 159 млрд. руб., в 2013 году - 190 млрд. руб.). В следующем году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется с ростом на 1,3 процента по оценке текущего года  - 11,4 млрд. руб.

    В этом году будет сдано 225 тыс. кв. м. жилья, в следующем году город планирует  построить и сдать на 10 тыс. кв. м. больше. Объем розничного товарооборота 2011 году возрастет на 4,2 процента. Средняя зарплата по городу в этом году составляет 16518 руб., в следующем году прогнозируется более 19 тыс. рублей.

    Бюджет  города был принят. За него проголосовали 32 депутата, 1 депутат воздержался, 3 депутата проголосовали против. 
 
 
 

     Глава III. Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета.

     3.1 Проблемы финансирования  бюджетных расходов  и пути их решения.

     Таким образом, исходя их вышесказанного, можно  увидеть, что наибольший удельный вес  в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2009 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2010 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

     Второе  место в распределении бюджетных средств занимает статья «Национальная экономика». В течение трех лет отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2009 г. - 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2010 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составит только 14%.

     Основное  место в структуре статьи «Национальная  экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.

     Еще один лидер в распределении бюджетных  средств – это статья «Национальная  оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась  до 12% в 2009 г., в денежном же выражении  на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 831 млрд руб в 2007 г. до 1 188,1 млрд руб в 2009 г. В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 13%.

     Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ являяются расходы  на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

     В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.

     На  основе проведенного анализа определены основные задачами в области бюджетных расходов. Это:

     - сокращение числа федеральных  целевых программ, обеспечение концентрации  средств бюджета по наиболее  эффективным и социально значимым  проектам;

     - снижение расходов на содержание  государственного аппарата;

     - продолжение децентрализации инвестиционного  процесса через расширение государственно-коммерческого  финансирования проектов;

     - повышение эффективности использования  ассигнований на национальную  оборону и оборонный комплекс  путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

     - снижение уровня дотаций отдельным  отраслям;

     - усиление контроля за использованием  бюджетных средств;

     - обеспечение приоритетного финансирования  расходов на науку, культуру, медицинское  обслуживание, образование.

  Основными задачами в области бюджетных расходов являются:  
- сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым;  
- снижение расходов на содержание государственного аппарата;  
- продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;  
- повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;  
-снижение уровня дотаций отдельным отраслям;  
-усиление контроля за использованием бюджетных средств;  
- обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

    При реализации расходной бюджетной  политики до сих пор преобладает  экстенсивный подход. За счет бюджетных  средств содержится обширная сеть бюджетных  учреждений, однако цели ее функционирования, система оценки результативности и  эффективности до сих пор не разработаны. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм в рассматриваемой, «объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные». К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг (возрастная его часть населения психологически не готова к переходу на новый механизм получения социальных услуг. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы:  
1) отсутствие четкости в определении статуса государства в социальной сфере;  
2) отсутствие единой концепции развития социальной сферы;  
3)отсутствие взаимосвязи в выработке решений между различными сферами деятельности.  
К третьей группе проблем социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами. В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений в части предоставлении социальных услуг и взаимодействия между различными секторами в данной сфере деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы России, заключаются в следующем:  
1) оставшаяся с советского периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное обеспечение, является потребителем значительного количества бюджетных ресурсов, что необоснованно завышает затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи;  
2) социальная сфера по-прежнему остается в основном государственным сектором, который развивается экстенсивным путем.  
      Систематизировав проблемы построения эффективного механизма финансирования социальных бюджетных расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования расходов бюджета