Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:43, лекция

Описание работы

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Работа содержит 1 файл

финансовое право (2).docx

— 144.06 Кб (Скачать)

9.2.6. предложения  по формированию федерального  бюджета и финансированию Службы;

9.2.7. проекты положений  о территориальных органах Службы;

9.3. назначает на  должность и освобождает от  должности работников центрального  аппарата Службы, заместителей руководителей  ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственной  службе вопросы, связанные с  прохождением федеральной государственной  службы в Службе;

9.5. утверждает структуру  и штатное расписание аппарата  Службы в пределах установленных  Правительством Российской Федерации  фонда оплаты труда и численности  работников, смету расходов на  содержание аппарата Службы в  пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность  и фонд оплаты труда работников  территориальных органов Службы  в пределах показателей, установленных  Правительством Российской Федерации,  а также смету расходов на  их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании  и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации и Министерства финансов  Российской Федерации издает  приказы по вопросам, отнесенным  к компетенции Службы;

9.8. имеет право  обращаться по вопросам установленной  сферы деятельности к соответствующим  федеральным министрам и руководителям  иных федеральных органов исполнительной  власти. 

10. Финансирование  расходов на содержание центрального  аппарата, территориальных органов  Федеральной службы по финансовому  мониторингу осуществляется за  счет средств, предусмотренных  в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба  по финансовому мониторингу является  юридическим лицом, имеет печать  с изображением Государственного  герба Российской Федерации и  со своим наименованием, иные  печати, штампы и бланки установленного  образца, а также счета, открываемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

12. Место нахождения  Федеральной службы по финансовому  мониторингу – Москва 
 

ФИНАНСОВЫЙ  МОНИТОРИНГ КАК ВИД  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯСтатья посвящена вопросам определения места финансового мониторинга в системе финансового права. Ррассматриваютсяорганы государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы осуществления финансового мониторинга, основные ме-ры, направленные на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ицели данной деятельности. Ключевые слова: доходы; финансовый мониторинг и контроль; терроризм; финансовая разведка.Финансовый мониторинг как правовое и экономи-ческое явление в рамках борьбы с противодействиемлегализации (отмыванию) доходов, полученных пре-ступным путем, и финансированию терроризма воз-никло сравнительно недавно, в отличие от самого тер-мина «мониторинг», который широко используется всфере экологического, технологического мониторинга,а также в сфере финансов [1. С. 38]. В настоящее время отсутствуют научные исследо-вания, определяющие место финансового мониторингав российской правовой системе, за исключением от-дельных отсылок на нормы различных отраслей права.Так, В.И. Михайлов отмечает, что противодействиелегализации доходов от незаконной деятельности осу-ществляется в финансовой, банковской, администра-тивной, уголовно-процессуальной и других сферахдеятельности, однако не определяет предметы регули-рования соответствующих отраслей права [2. С. 50]. На наш взгляд, отношения, возникающие в сферефинансового мониторинга, следует рассматривать,прежде всего, в рамках финансово-правового поля понескольким причинам. Во-первых, под определение финансового монито-ринга попадают общественные отношения, одним изсубъектов которых является уполномоченный органгосударства либо иной субъект, выполняющий пуб-личную функцию, наделенный в силу закона полномо-чиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными ор-ганами государства в сфере финансового мониторингаявляются Росфинмониторинг и надзорные органы (БанкРоссии, Федеральная служба по финансовым рынкамРоссии, Государственная пробирная палата, Росстрах-надзор). К уполномоченным организациям, выполняю-щим делегированные публичные функции, следует от-нести субъектов финансового мониторинга. Иными сло-вами, имеют место вертикально-властные отношения,относящиеся к предмету финансового права.На возможность отнесения общественных отноше-ний в сфере финансового мониторинга к предмету ре-гулирования финансового права указывает и тот факт,что комплекс мер, осуществляемых субъектами финан-сового мониторинга (обязательный и факультативныйфинансовый мониторинг), являющихся сущностьюфинансового мониторинга, регулируется нормами фи-нансового права. Как справедливо подчеркиваетО.Н. Горбунова, «основными задачами Комитета Рос-сийской Федерации по финансовому мониторингу яв-ляются: сбор, обработка и анализ информации об опе-рациях с денежными средствами или иным имущест-вом, подлежащих контролю в соответствии с законода-тельством Российской Федерации. Представляется, чтодля проведения подобного мониторинга большую рольиграют нормы финансового права, которые регулируютфинансовую деятельность государства, т.е. деятель-ность по аккумуляции, перераспределению и использо-ванию фондов денежных средств» [3. С. 86].Во-вторых, методом правового регулирования об-щественных отношений в сфере финансового монито-ринга выступает императивный метод, устанавливаю-щий вертикальные правоотношения между: 1) Росфин-мониторингом и надзорными органами, что имеет ме-сто, например, при установлении обязанности БанкаРоссии согласовывать правовые акты в сфере финансо-вого мониторинга с Росфинмониторингом; 2) Росфин-мониторингом и надзорными органами, с одной сторо-ны, и субъектами финансового мониторинга, с другойстороны, например, при проведении проверок соблю-дения субъектами финансового мониторинга законода-тельства о противодействии легализации преступныхдоходов и финансированию терроризма; 3) субъектамифинансового мониторинга и их клиентами при выпол-нении функции в сфере финансового мониторинга, на-пример, при требовании о предоставлении информациио проведенной операции или реализации права на при-остановление исполнения операции.В-третьих, объектом финансового мониторинга, какбыло сказано ранее, выступают, прежде всего, опера-ции с денежными средствами. Несмотря на то, что кон-тролю подлежат также операции с иным имуществом,следует отметить, что именно деньги являются тем фи-нансовым инструментом, который более легко отмыть,чем «угнанный автомобиль», «украденное произведе-ние искусства», «ювелирные украшения», которые, вотличие от денег, обладают определенной индивиду-альностью. Иными словами, объектом финансовогомониторинга выступают финансовые отношения. Всвою очередь, именно финансовые отношения являют-ся объектом регулирования финансового права.В-четвертых, финансовый мониторинг, хотя и опо-средованно, но связан с деятельностью государствен-ных органов по аккумулированию, распределению ииспользованию централизованных фондов денежныхсредств, которая, в свою очередь, является предметомфинансового права.Так, в процессе финансового мониторинга могутбыть выявлены операции с денежными средствами илиимуществом, полученными в результате незаконногоиспользования централизованных фондов денежныхсредств государства или муниципального образования.На тесную взаимосвязь финансового мониторинга сфинансовой деятельностью государства указывает то,что, как следует из выступления на парламентскихслушаниях Председателя Банка России С.М. Игнатье-

--------------------------------------------------------------------------------

Page 2

106ва, из-за преступной  деятельности по отмыванию неза-конных доходов «потери консолидированного бюджета(включая государственные внебюджетные фонды) со-ставляют от 500 до 800 млрд рублей в год» [4]. Отмывание преступных доходов ограничивает объ-ем поступлений в централизованные денежные фонды,а значит, препятствует аккумулированию денежныхсредств в бюджетах различных уровней бюджетнойсистемы. Как следствие, отмывание преступных дохо-дов оказывает негативное влияние на финансовую дея-тельность государства и общества в целом.Кроме того, финансовый мониторинг, как и в случае сфинансовой деятельностью государства, направлен нареализацию функций и задач государства и муниципаль-ных образований, к которым следует отнести обеспечениеэкономической безопасности государства. Одной из со-ставляющих экономической безопасности государстваявляется недопущение преступных доходов в финансо-вую систему Российской Федерации и предотвращениеиспользование данной системы для отмывания преступ-ных доходов и финансирования терроризма.Подтверждает тесную взаимосвязь финансовогомониторинга с финансовой деятельностью государстваО.Н. Горбунова, утверждающая, что «финансовая дея-тельность государства регулируется, кроме того, спе-циальными законами, касающимися той или иной об-ласти этой деятельности. Именно к таким законам от-носится Федеральный закон «О противодействии лега-лизации (отмыванию) доходов, полученных путем…»[3. С. 101]. В качестве последнего довода необходимо отметить,что финансовые отношения являются динамической кате-горией. В этой связи должно развиваться и финансовоеправо путем расширения сферы отношений, являющихсяпредметом регулирования финансового права. Косвен-ным подтверждением тому являются также словаП.М. Годме, который утверждал, что наука финансовогоправа выходит за пределы законодательства о финансах июридического режима государственных финансов… Этанаука изучает также те последствия, которые возникаютдля государственных финансов в результате действияпубличной власти… [5. С. 43].И.В. Рукавишникова отмечает, что «понятие и со-став финансового права изменялись одновременно справовыми и политическими режимами в обществе игосударстве» [6. С. 9]. А значит, в том числе в соответ-ствии с целями и задачами, которые преследовало го-сударство на определенном этапе развития. Бесспор-ным, на наш взгляд, является утверждение, что однойиз современных задач развития современного демокра-тического правового российского государства являетсяборьба с отмыванием преступных доходов и финанси-рованием терроризма. Вместе с тем, несомненно, в отношении состава иструктуры государственных органов в сфере надзора засоблюдением законодательства о финансовом монито-ринге, их взаимодействии с Росфинмониторингом,прежде всего, при привлечении субъектов финансовогомониторинга к административной ответственности занарушение законодательства о финансовом монито-ринге, следует говорить о нормах административногоправа.В части уголовного права и процесса возникающиепосле передачи Росфинмониторингом материалов вправоохранительные органы общественные отношенияс участием правоохранительных органов регулируютсянормами уголовного и уголовно-процессуального пра-ва, и, по определению, не могут рассматриваться какфинансовый мониторинг. По той же причине нельзяотнести правоохранительные органы ни к одному изуровней уполномоченных органов власти и организа-ций в сфере финансового мониторинга.Таким образом, наличие норм различных отраслейправа позволяет говорить о формирующемся ком-плексном правовом регулировании вопросов противо-действия легализации преступных доходов и финанси-рования терроризма. Вместе с тем представляется возможным говорить оприоритетном значении норм финансового права в регули-ровании общественных отношений, которые являютсясущностью финансового мониторинга, а именно отноше-ний по контролю (выявлению) операций, связанных с от-мыванием преступных доходов и финансированием терро-ризма. Иными словами, контрольная сущность финансово-го мониторинга дает нам право говорить о финансовоммониторинге как о новом виде финансового контроля. Рассматривает финансовый мониторинг как само-стоятельный вид финансового контроля и Н.И. Хими-чева, связывая принятие мер по усилению государст-венного финансового контроля с принятием Закона опротиводействии отмыванию преступных доходов ифинансированию терроризма [7. С. 146].В целях обоснования данной точки зрения рассмот-рим принципы и функции государственного финансо-вого контроля в преломлении к финансовому монито-рингу. На наш взгляд, в основе функционирования фи-нансового контроля и финансового мониторинга лежатобщие организационно-правовые принципы. Как вид финансового контроля финансовый монито-ринг основывается на ряде принципов, присущих кон-трольной деятельности. В частности, к принципам фи-нансового мониторинга возможно отнести принципы,которые изложены в Лимской декларации руководящихпринципов контроля (Принята IX Конгрессом Между-народной организации высших контрольных органов(ИНТОСАИ) в 1977 г.). К ним следует отнести принципнезависимости, объективности, компетентности органовфинансового контроля [8. С. 576–586]. Осуществление финансовым мониторингом иден-тичных с финансовым контролем функций, на нашвзгляд, также следует рассматривать в качестве допол-нительного доказательства финансово-правовой и, вчастности, финансово-контрольной природы финансо-вого мониторинга. В качестве функций контрольной деятельностипринято выделять функцию корректировки, социаль-ной превенции и правоохраны [9. С. 114]. Так, в рамкахреализации функции социальной превенции системафинансового мониторинга противодействует использо-ванию финансовой системы в целях отмывания пре-ступных доходов, тем самым лишая преступные эле-менты финансово-экономической базы для совершенияновых преступлений. В данном аспекте система мер поПОД/ФТ носит превентивный характер.

--------------------------------------------------------------------------------

Page 3

107В свою очередь,  при осуществлении правоохрани-тельной функции финансовый мониторинг находит отра-жение в выявлении операций, в которых используютсяденежные средства или иное имущество, полученныепреступным путем. Здесь наибольшую роль играют такиемеры противодействия, как обязательный и факультатив-ный (дополнительный) финансовый мониторинг. Функция корректировки связана, прежде всего, снадзорной и методической деятельностью Росфинмони-торинга, Банка России и иных надзорных органов в сфе-ре противодействия отмыванию преступных доходов ифинансированию терроризма. Если первая – надзорнаядеятельность дает возможность выявить нарушения инедостатки в работе субъектов финансового мониторин-га по противодействию отмыванию доходов и финанси-рованию терроризма в целях их дальнейшего устране-ния, то вторая (методическая) деятельность дает воз-можность скорректировать действующую систему фи-нансового мониторинга в соответствии с изменяющейсядействительностью, в том числе появлением новым спо-собов и методов отмывания преступных доходов.Наконец, следует отметить, что государственныморганом, осуществляющим данные функции в сферепротиводействия отмыванию преступных доходов ифинансированию терроризма, выступает Росфинмони-торинг, который по определению является органомгосударственного финансового контроля.Находит данная точка зрения сторонников и в на-учных кругах. Так, С.В. Запольский относит Федераль-ную службу по финансовому мониторингу к органамфинансового контроля [10. С. 12]. Поддерживает дан-ную точку зрения и О.Н. Горбунова, которая такжерассматривает Росфинмониторинг в качестве органагосударственной власти, осуществляющего финансо-вый контроль [3. С. 85]. Справедливо утверждая, что «большое значение всфере валютного контроля играет Федеральный законот 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (от-мыванию) доходов, полученных преступным путем”, всоответствии с которым, а также согласно Указу Пре-зидента РФ от 1 ноября 2001 г. в структуре Министер-ства финансов РФ был образован Комитет РоссийскойФедерации по финансовому мониторингу (КФМ Рос-сии)», Е.Ю. Грачева относит Росфинмониторинг к го-сударственным органам, осуществляющим финансо-вый контроль [9. С. 48]. Причисляют Федеральнуюслужбу по финансовому мониторингу к органам госу-дарственного финансового контроля и ряд других фи-нансистов-правоведов [11. С. 118]. Иными словами, в настоящее время в науке финан-сового права Федеральная служба по финансовому мо-ниторингу рассматривается как неотъемлемая частьсистемы органов государственного финансового кон-троля, что также дает право рассматривать деятель-ность данной службы как деятельность по осуществле-нию государственного финансового контроля.Вместе с тем, на наш взгляд, в рамках финансовогоконтроля финансовый мониторинг может рассматри-ваться как государственный финансовый контроль, таки как негосударственный (внутрихозяйственный иливнутрикорпоративный) контроль, осуществляемый не-посредственно субъектом финансового мониторинга. Этой позиции придерживается и законодатель, ко-торый рассматривает обязательный контроль какфункцию Росфинмониторинга. Обязательный контрольнормативно определяется как совокупность принимае-мых уполномоченным органом мер по контролю заоперациями с денежными средствами или иным иму-ществом на основании информации, представляемойему организациями, осуществляющими такие опера-ции, а также по проверке этой информации в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации (го-сударственный финансовый контроль). Несколько спорным является утверждение В.В. Коря-ковцева и К.В. Питулько о том, что сущностью обяза-тельного контроля является информирование уполномо-ченного органа о подконтрольных операциях [12. С. 24]. На наш взгляд, сущность обязательного контролязаключается как раз в сборе, анализе, оценке информа-ции, полученной от субъектов финансового монито-ринга и предоставлении информации об операциях,которые могут быть связаны с отмыванием преступныхдоходов или финансированием терроризма в правоох-ранительные органы. В свою очередь субъекты финансового мониторин-га, к которым относятся организации, осуществляющиеоперации с денежными средствами или иным имуще-ством, осуществляют внутренний контроль, которыйвыражается в выявлении операций, подлежащих обяза-тельному контролю, и иных операций с денежнымисредствами или иным имуществом, связанных с лега-лизацией (отмыванием) доходов, полученных преступ-ным путем, и финансированием терроризма (внутрихо-зяйственный финансовый контроль).В рамках государственного финансового контроляРосфинмониторинг осуществляет постановку на учеторганизаций, в сфере деятельности которых отсутст-вуют надзорные органы, осуществляет сбор и анализинформации об операциях с денежными средствами ииным имуществом, направление данной информации вправоохранительные органы при наличии достаточныхоснований полагать, что данные операции связаны сотмыванием преступных доходов и финансированиемтерроризма, а надзорные органы проводят проверкусоблюдения субъектами финансового мониторингазаконодательства в сфере противодействия легализа-ции доходов, полученных преступным путем, и финан-сированию терроризма.В рамках внутрикорпоративного финансового кон-троля (внутрихозяйственного финансового монито-ринга) субъекты финансового мониторинга осуществ-ляют комплекс мер, направленных на противодействиелегализации (отмыванию) преступных доходов и фи-нансированию терроризма и исключения вовлеченно-сти данного субъекта финансового мониторинга в ле-гализацию преступных доходов или финансированиетерроризма.Своеобразие финансового мониторинга, на нашвзгляд, заключается в том, что, осуществляя внутрен-ний финансовый контроль, субъект финансового мони-торинга одновременно осуществляет и государствен-ный финансовый контроль, иными словами, выполняетагентские функции по осуществлению государственно-го финансового контроля.

--------------------------------------------------------------------------------

Page 4

108Как справедливо  отмечают Г.А. Тосунян и А.Ю. Ви-кулин, «обязательный контроль, осуществляемый упол-номоченным органом, служит необходимым дополнени-ем к системе обязательных процедур внутреннего кон-троля, которые призваны выполнять финансовые органи-зации по отношению к своим клиентам» [13. С. 33].Именно субъекты финансового мониторинга выявляютоперации, подлежащие обязательному контролю (обяза-тельный финансовый мониторинг) и необычные опера-ции (факультативный финансовый мониторинг).К мерам, осуществляемым субъектом финансовогомониторинга в рамках государственного финансовогоконтроля, следует относить: 1) идентификацию клиен-тов и их выгодоприобретателей; 2) оценку риска осу-ществления клиентом отмыванию доходов, получен-ных преступным путем, и финансирования терроризма;3) мониторинг за операциями, подлежащими обяза-тельному контролю; 4) мониторинг за необычнымиоперациями; 5) направление сообщений в Росфинмо-ниторинг; 6) осуществление мер по противодействиюфинансированию терроризма и экстремистской дея-тельности; 7) документальное фиксирование и хране-ние информации об операциях, подлежащих обяза-тельному и факультативному мониторингу; 8) подго-товку и обучение кадров; 9) предоставление информа-ции по запросам Росфинмониторинга; 10) обеспечениеконфиденциальности мер, принимаемых субъектомфинансового мониторинга. На основании изложенного выше финансовый мо-ниторинг следует рассматривать в рамках финансово-правового поля с отнесением его к институту финансо-вого контроля. Финансовый мониторинг можно опре-делить как вид государственного и внутрихозяйствен-ного финансового контроля, осуществляемого Росфин-мониторингом, надзорными органами и субъектамифинансового мониторинга в целях недопущения пре-ступных доходов в национальную экономику Россий-ской Федерации и предотвращение использованиесубъектов финансового мониторинга для отмыванияпреступных доходов и финансирования терроризма.ЛИТЕРАТУРА1. Набиев С.А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроляи финансового мониторинга: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 217 с.2. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность,оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 230 с. 3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. 160 с. 4. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на парламентских слушаниях на тему: «Соответствие нормативного регулирова-ния и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства», проведенныхКомитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации20 февраля 2007 г. Режим доступа: //www.cbr.ru5. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. 210 с. 6. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 288 с.7. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 350 с. 8. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М.:ИНФРА-М, 2004. 586 с.9. Финансовый контроль: Учеб. пособие / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова. М.: Камерон, 2004. 190 с. 10. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая // Финансовое право. 2007. № 8. С. 12–16.11. Финансовое право: Учеб. / К.С. Бельский и др.; Под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. 640 с.12. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма. СПб.: Питер, 2003. 130 с. 13. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем». М.: Дело, 2002. 145 с. Статья представлена научной редакцией «Право» 1 сентября 2009 г.

Информация о работе Положение о Министерстве финансов Российской Федерации