Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:43, лекция

Описание работы

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Работа содержит 1 файл

финансовое право (2).docx

— 144.06 Кб (Скачать)

Инициативный аудит  позволит обеспечить спокойную работу Вашей компании в любых ситуациях, возникающих при разногласии  руководителей и исполнителей. 

9.Направления  и условия  совершенствования   финансового контроля  в современных  условиях.

Роль финансового  контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в  РФ как важнейшей составляющей общенационального  контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения  и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы  финансового контроля и т.п. Следует  также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и  объекты финансового контроля, разделить  сферы внешнего и внутреннего  финансового контроля. Отсутствие общих  подходов к классификации финансового  контроля, единой терминологии в части  определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает  трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов  и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения. Необходимо также  завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной  палаты РФ.

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей  составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности  является принятие единой концепции  государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового  контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового  контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего  статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового  контроля по отношению к органам  аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о  необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный  закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных  органов. 

В целях повышения  эффективности расходования государственных  средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности  государственных расходов, который  представляет собой направление  деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  финансового контроля, является нецелевое  использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование  бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют  правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств.

Важной проблемой  осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств  по результатам проведенных ревизий  и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению  уровня результативности контрольных  мероприятий, направленных на уточнение  ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных  лиц за неисполнение предписаний  контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих Право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п..

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных  органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций  в отношении одних и тех  же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более  тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме  того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение  задач, связанных с разработкой  форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона  направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых  информационных технологий должно стать  фактором повышения совершенствования  эффективности государственного финансового  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового  контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения  эффективности использования государственных  ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы  и доходы каждого получателя бюджетных  средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности. Для формирования единого  информационного пространства необходима информационная совместимость результатов  деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных  мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между  контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования  аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения  качества оказываемых аудиторских  услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера  проводимого аудита, который будет  заключаться не только в выражении  мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой  информации ее пользователям о фактическом  финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового  контроля и аудиторских организаций  необходимо расширенно и более четко  формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части  проведения анализа рационального  и эффективного использования организациями  государственных финансовых средств  и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов  всех участников рынка аудиторских  услуг на базе эффективного механизма  его регулирования, который включал  бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а  также учитывал бы систему установленных  этических норм, имеющих сегодня  в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное  обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние  которого позволяет говорить лишь о  его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить  основы функционирования служб внутреннего  контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Важным направлением совершенствования  системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Источник: «Финансы»  А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной 

10.Финансовый  мониторинг как  вид  финансового  контроля. Объекты  финансового мониторинга.

Положение о Федеральной  службе по финансовому мониторингу

I. Общие положения

1. Федеральная служба  по финансовому мониторингу является  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по противодействию легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма и координирующим  деятельность в этой сфере  иных федеральных органов исполнительной  власти.

2. Федеральная служба  по финансовому мониторингу находится  в ведении Министерства финансов  Российской Федерации.

3. Федеральная служба  по финансовому мониторингу руководствуется  в своей деятельности Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами, актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской  Федерации, международными договорами  Российской Федерации, нормативными  правовыми актами Министерства  финансов Российской Федерации,  а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба  по финансовому мониторингу осуществляет  свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с  другими федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями. 

II. Полномочия

5. Федеральная служба  по финансовому мониторингу осуществляет  следующие полномочия:

5.1. осуществляет  контроль и надзор за выполнением  юридическими и физическими лицами  требований законодательства Российской  Федерации о противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма, привлечение  к ответственности лиц, допустивших  нарушение этого законодательства;

5.2. осуществляет  сбор, обработку и анализ информации  об операциях (сделках) с денежными  средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

Информация о работе Положение о Министерстве финансов Российской Федерации