Инициативный аудит
позволит обеспечить спокойную работу
Вашей компании в любых ситуациях,
возникающих при разногласии
руководителей и исполнителей.
9.Направления
и условия совершенствования
финансового контроля
в современных
условиях.
Роль финансового
контроля в создании адекватной современным
экономическим условиям системы
управления финансами трудно переоценить.
В связи с этим большое значение
приобретает необходимость совершенствования
финансового контроля с целью
повышения его действенности
и эффективности, т.е. увеличения адекватности
достигнутых в процессе осуществления
контроля положительных результатов
намеченным целям с одновременным
учетом произведенных затрат (времени,
материальных и денежных средств, трудовых
ресурсов и т.д.).
Совершенствование
финансового контроля в РФ должно
осуществляться по следующим основным
направлениям. Создание методологических
основ финансового контроля в
РФ как важнейшей составляющей общенационального
контроля позволит всем субъектам контроля
и субъектам хозяйствования получить
четкие ориентиры в процессе определения
и реализации своих задач, функций,
полномочий, а также определить цели,
задачи, принципы, этические нормы
финансового контроля и т.п. Следует
также законодательно определить: виды
финансового контроля, субъекты и
объекты финансового контроля, разделить
сферы внешнего и внутреннего
финансового контроля. Отсутствие общих
подходов к классификации финансового
контроля, единой терминологии в части
определения таких ключевых понятий,
как вид, форма, методы контроля, создает
трудности в разработке и применении
нормативно-правовых актов (методических
документов контролирующих органов
и т.п.), способствует возникновению
ряда спорных ситуаций, например, в
отношении мер ответственности
за финансовые нарушения. Необходимо также
завершить разработку единой кодифицированной
системы стандартов финансового
контроля, используя опыт Счетной
палаты РФ.
В вопросах совершенствования
финансового контроля большая роль
принадлежит различным профессиональным
ассоциациям, объединениям органов
финансового контроля, деятельность
которых позволит решать, как отдельные
вопросы осуществления того или
иного вида финансового контроля
в РФ, так и ключевые вопросы
методологии финансового контроля.
Ключевым направлением
совершенствования государственного
финансового контроля как важнейшей
составляющей финансового контроля
в РФ и повышения его эффективности
является принятие единой концепции
государственного финансового контроля
в РФ, которая должна установить
единые методологические и правовые
основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ, определить
систему органов, осуществляющих контроль,
а также механизм их взаимодействия.
В рамках этих вопросов необходима
разработка научно-методических основ
оценки эффективности деятельности органов
государственного финансового контроля
и их сотрудников.
В современных условиях
отсутствует механизм взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и законодательной (представительной)
и исполнительной власти, разработка
которого является ключевым вопросом
организации государственного финансового
контроля в РФ. Важным вопросом является
также определение органа, обладающего
статусом высшего контрольного органа.
Кроме того, необходимо четко определить
статус органов государственного финансового
контроля по отношению к органам
аудиторского контроля, законодательно
закрепив их приоритет в вопросах
методологии финансового контроля.
До сих пор не решен вопрос о
необходимости разработки основополагающих
правовых актов, таких как Федеральный
закон о государственном финансовом
контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных
органов.
В целях повышения
эффективности расходования государственных
средств перспективным направлением
совершенствования контроля является
переход к аудиту эффективности
государственных расходов, который
представляет собой направление
деятельности контрольных органов,
предполагающее анализ результативности
и экономности использования
государственных средств, оценку возможных
резервов их роста и обоснованности
расходования. В настоящее время
отсутствует единая методика проведения
аудита эффективности государственных
расходов, не определены критерии и
показатели эффективности использования
государственных средств. Требует
завершения работа по конкретизации
и законодательному закреплению
критериев неэффективного использования
бюджетных средств, распоряжения государственной
собственностью, а также ответственность
за их неэффективное использование.
Значительную долю
в общем объеме финансовых нарушений,
выявляемых в ходе осуществления
финансового контроля, является нецелевое
использование бюджетных средств.
При этом недостаточно четко определены
основания, по которым использование
бюджетных средств может трактоваться
как нецелевое, а также отсутствуют
правовые механизмы, которые должны
быть направлены на усиление мер ответственности
за нецелевое и неэффективное
расходование государственных средств.
Важной проблемой
осуществления контроля является низкий
процент возврата бюджетных средств
по результатам проведенных ревизий
и проверок. В связи с этим необходимо
принять комплекс мер: по повышению
уровня результативности контрольных
мероприятий, направленных на уточнение
ответственности государственных
должностных лиц за нарушение
требований закона об исполнении бюджетов
и внебюджетных фондов и о распоряжении
государственной собственностью; по
повышению ответственности должностных
лиц за неисполнение предписаний
контрольных органов; по установлению
правовых норм, закрепляющих механизм
возврата бюджетных средств и ответственности
должностных лиц за предоставление необеспеченных
бюджетных кредитов и ссуд и т.п.. Для повышения
эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной
деятельности как одного из основных методов
финансового контроля необходимо в законодательном
порядке закрепить основы проведения
ревизии, определив цель и задачи ревизии,
порядок ее проведения; состав органов,
имеющих Право на проведение ревизии,
их права и обязанности; определить права
и обязанности ревизуемых организаций
и т.п..
Важным вопросом
совершенствования контроля является
исключение дублирования действий контрольных
органов, заключающееся в совершении
различными органами своих функций
в отношении одних и тех
же объектов контроля, — Министерства
финансов РФ, органов федерального
казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных
органов, созданных главными распорядителями
и распорядителями бюджетных
средств при осуществлении последующего
финансового контроля.
Органы налогового
и таможенного контроля должны более
тесно взаимодействовать с контрольными
органами исполнительной власти, прежде
всего с органами федерального казначейства
и Счетной палатой РФ. Кроме
того, повышению эффективности налогового
контроля будут способствовать: решение
задач, связанных с разработкой
форм и методов контрольной работы
в отношении налогоплательщиков,
представляющих «нулевые балансы» или
не представляющих налоговую отчетность;
дальнейшее развитие налогового администрирования,
и в первую очередь для субъектов
хозяйствования, осуществляющих деятельность
в приоритетных для данного региона
направлениях деятельности; введение
системы косвенного контроля, в основу
которой положена оценка риска неуплаты
налогов и других обязательных платежей;
расширение направлений взаимодействия
с общественными организациями налогоплательщиков;
совершенствование программного обеспечения
процедуры камеральных проверок, а также
стандартизация процедуры выездных и
встречных проверок и др.
Использование новых
информационных технологий должно стать
фактором повышения совершенствования
эффективности государственного финансового
контроля. Информатизация деятельности
органов государственной власти
и государственного финансового
контроля на основе передовых технологий
открывает перспективы повышения
эффективности использования государственных
ресурсов. С появлением новых информационных
технологий станет возможным в полной
мере обеспечить открытость бюджетов
всех уровней, возможность в реальном
масштабе времени контролировать расходы
и доходы каждого получателя бюджетных
средств. Наличие оперативной информации
о финансово-хозяйственной деятельности
всех участников бюджетного процесса
будет способствовать предупреждению
нарушений финансово-хозяйственной
деятельности. Для формирования единого
информационного пространства необходима
информационная совместимость результатов
деятельности контрольных органов,
автоматизация учета контрольных
мероприятий и обеспечение обмена
соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.
В целях совершенствования
аудиторского контроля особого внимания
заслуживает проблема повышения
качества оказываемых аудиторских
услуг. Важное значение в этой связи приобретает
разработка дополнительных критериев,
характеризующих деятельность аудиторских
организаций помимо соблюдения действующих
правил (стандартов). Кроме того, повышению
качества оказываемых аудиторских услуг
будут способствовать и такие факторы,
как создание методик оценки ущерба от
осуществления некачественного аудита,
упрощение существующей системы судебного
делопроизводства и др. Качество аудиторских
услуг тесно связано с уровнем квалификации
аудиторов, повышению которого должна
способствовать более эффективная система
их профессиональной подготовки. Помощь
в реализации этого направления должны
также оказывать профессиональные аудиторские
объединения (например, Аудиторская палата
России).
Важным направлением
совершенствования аудиторского контроля
в РФ должно стать изменение характера
проводимого аудита, который будет
заключаться не только в выражении
мнения о достоверности отчетности,
но и в предоставлении необходимой
информации ее пользователям о фактическом
финансовом положении субъекта хозяйствования.
Для дальнейшего расширения взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и аудиторских организаций
необходимо расширенно и более четко
формализовать направления возможного
сотрудничества, например, в части
проведения анализа рационального
и эффективного использования организациями
государственных финансовых средств
и имущества. Наиболее важным моментом
является также согласование интересов
всех участников рынка аудиторских
услуг на базе эффективного механизма
его регулирования, который включал
бы меры не только административного,
но и финансового воздействия, а
также учитывал бы систему установленных
этических норм, имеющих сегодня
в основном декларативный характер.
В современных условиях
своего решения требует законодательное
обеспечение внутрихозяйственного
финансового контроля, нынешнее состояние
которого позволяет говорить лишь о
его создании, а не о развитии.
Следует законодательно закрепить
основы функционирования служб внутреннего
контроля и установить основы их взаимодействия
с другими органами финансового
контроля. Важным направлением совершенствования
системы внутрихозяйственного контроля
являются разработка и реализация наиболее
рациональных форм, методов его осуществления,
способствующих снижению злоупотреблений
должностных лиц, сохранности и рациональному
использованию финансовых ресурсов, снижению
трудоемкости контрольной работы (например,
внедрение бюджетирования, ориентированного
на результат).Дальнейшему развитию и
совершенствованию общественного контроля
должно способствовать осуществление
следующих мер: расширение деятельности
попечительских советов, создание которых
предусмотрено действующим законодательством;
более четкая регламентация отдельных
аспектов деятельности некоммерческих
организаций (общественных организаций,
партий, союзов и др.), таких как информирование
о результатах своей деятельности (определение
конкретного перечня средств массовой
информации, в которых должны публиковаться
отчеты таких организаций, установление
мер ответственности за уклонение от публикации
отчетов); законодательное обеспечение
процедур доступа к государственным информационным
ресурсам, исключая информацию с ограниченным
доступом, как важнейшую основу осуществления
общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций; обеспечение
возможности участия общественности в
проведении конкретных контрольных действий
(например, инвентаризации товарно-материальных
ценностей и денежных средств).
Источник: «Финансы»
А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной
10.Финансовый
мониторинг как
вид финансового
контроля. Объекты
финансового мониторинга.
Положение о Федеральной
службе по финансовому мониторингу
I. Общие положения
1. Федеральная служба
по финансовому мониторингу является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции
по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма и координирующим
деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной
власти.
2. Федеральная служба
по финансовому мониторингу находится
в ведении Министерства финансов
Российской Федерации.
3. Федеральная служба
по финансовому мониторингу руководствуется
в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Министерства
финансов Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба
по финансовому мониторингу осуществляет
свою деятельность непосредственно
и через свои территориальные
органы во взаимодействии с
другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба
по финансовому мониторингу осуществляет
следующие полномочия:
5.1. осуществляет
контроль и надзор за выполнением
юридическими и физическими лицами
требований законодательства Российской
Федерации о противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, привлечение
к ответственности лиц, допустивших
нарушение этого законодательства;
5.2. осуществляет
сбор, обработку и анализ информации
об операциях (сделках) с денежными
средствами или иным имуществом,
подлежащих контролю в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;