Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель работы – изучить основы и особенности планирования цены и проанализировать данную систему на примере исследуемого промышленного предприятия.
Задачи данной работы:
• сформировать основные цели и задачи планирования;
• рассмотреть основные методы и технологии планирования цен;
• рассмотреть процесс ценообразования при планировании продаж;
• выделить современные тенденции в планировании цены;
Под
системой защиты подразумевается
Устройство
защиты от капель регулирует подачу пара
в зависимости от температуры
утюга. Образование капель, таким
образом, предотвращается [8, с.117].
Постановка задачи ценообразования
При планировании цен предприятию необходимо четко сформулировать цели, которые должны быть реализованы с их помощью. В этом отношении цели должны быть частью общих целей развития предприятия, сформированных исходя из положения предприятия в отрасли, внешних возможностей и угроз, слабых и сильных сторон.
Цели ценообразования вытекают непосредственно из анализа положения предприятия на рынке и общих целей предприятия.
Табл. 2.1 Общие цели предприятия
Цели | Подцели | Характер цели | Уровень цены |
Сбыт | Максимизация сбыта. Достижение определенной доли рынка | Долгосрочный | Низкий |
Текущая прибыль | Максимизация текущей прибыли. Быстрое получение наличных денег | Краткосрочный | Высокий (или тенденция к росту цены) |
Выживаемость | Обеспечение окупаемости затрат. Сохранение существующего положения | Краткосрочный | Крайне низкий до тех пор, пока цены покрывают затраты |
Качество | Обеспечение лидерства по показателям качества. Сохранение лидерства по показателям качества | Долгосрочный | Высокий, чтобы покрыть затраты на научно-исследовательские работы |
Итак, прежде всего фирме предстоит решить, какие именно целей она стремиться достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.
В
то же время фирма может преследовать
и другие цели. Чем яснее представления
о них, тем легче устанавливать
цену. Примерами таких часто встречающихся
в практике целей может быть: обеспечение
выживаемости, максимизация текущей прибыли,
завоевание лидерства по показателям
доли рынка или по показателям качества
товара [14, с.29].
Определение спроса
Исследование закономерностей формирования спроса на производимый продукт является важным этапом в разработке ценовой политики предприятия.
Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности по цене.
Чем
менее эластично реагирует
Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.
Для оценки чувствительности потребителей к ценам ООО «Курсор» использует и другие методы, позволяющие определить психологические, эстетические и иные предпочтения покупателей, влияющие на формирование спроса на тот или иной товар [7, с.67].
Ценовая
эластичность спроса (ЦЭС) выражает чувствительность
покупателей к ценовым
Коэффициент
ЦЭС показывает, на сколько процентов
изменится спрос с изменением
цены на 1%, сообщает о степени зрелости
рынка, уровне его монополизации, дает
основания для игр на повышение
или понижение цен. Более точная формула
выглядит так:
С
помощью коэффициента ЦЭС «Курсор»
произвело расчеты и выявило, как потребители
реагируют на ценовые изменения. Данная
тенденция представлена в таблице 2.2:
Табл. 2.2 Чувствительность покупателей к ценовым изменениям
Цена за утюг, в руб | 2500 | 2200 | 1900 | 1600 | 1300 | 1000 |
Объем реализации, шт. | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 |
Наиболее наглядно продемонстрировано соотношение цены и объема продаж на рисунке 2.1:
Р, руб.
100 200 300 400 500 600
Рис. 2.1 Кривая рыночного спроса
Определим, каков же характер спроса на утюги “Фурор”.
Табл. 2.3
Цена за утюг, руб. (Р) | Объем спроса, шт.(Q) | Выручка (TR),
руб. |
Коэффициенты
ЦЭС, Ер |
2100 | 100 | 210000 | 4,32 |
1800 | 200 | 360000 | 2,19 |
1500 | 300 | 450000 | 1,29 |
1200 | 400 | 480000 | 0,78 |
900 | 500 | 450000 | 0,455 |
600 | 600 | 360000 | - |
При цене 1200 рублей выручка предприятия окажется максимальной. При цене выше 1200 руб., спрос будет эластичным, при цене ниже 1200 руб., – неэластичным. При цене 1200 руб. коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1.
Определение издержек производства
Для
осуществления продуманной
Издержки фирмы бывают двух видов – постоянные и переменные. Постоянные издержки – это расходы, которые остаются неизменными в связи с изменением объема производства, тогда как в себестоимости единицы продукции они изменяются примерно обратно пропорционально изменению объема производства. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства. К постоянным издержкам, как правило, относятся рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы [4, с.51].
Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. В расчете на единицу продукции эти издержки обычно остаются неизменными. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже медленным, чем увеличение продукции. К переменным издержкам относятся, затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы.
Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрыла бы все валовые издержки производства.
Табл. 2.4
Р,
руб |
Q,
шт. |
TR | MR | TC | MC | Прибыль, руб. |
- | 0 | 0 | - | 8300 | - | -8300 |
2100 | 100 | 210000 | 1500 | 190625 | 1823,3 | 19375 |
1800 | 200 | 360000 | 900 | 135760 | 548,65 | 224240 |
1500 | 300 | 450000 | 300 | 230065 | 943,05 | 219935 |
1200 | 400 | 480000 | 300 | 223600 | 64,65 | 256400 |
900 | 500 | 450000 | 900 | 205890 | 177,10 | 244100 |
600 | 600 | 360000 | 600 | 200121 | 57,69 | 159879 |
С
помощью метода сопоставления валовых
и предельных показателей наибольшую
прибыль фирма получает при 1200 руб/шт.
Тот же результат получаем при использовании
метода сопоставления предельных величин,
т. е. MR превышает МС.
Анализ цен и товаров конкурентов
Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.
Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов, то цены должны быть ниже. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов [14, с.176].
Сравнительный анализ утюга «Фурор» с изделиями других фирм представлен в таблице 2.5:
Табл. 2.5 Сравнительный анализ утюгов
Параметр | «Фурор»
Модель 1 |
Мулинекс
Модель V57 |
Крупс
Модель 644 |
Цена | 1800 | 2550 | 1410 |
Мощность (Вт) | 1400 | 1800 | 1200 |
Подошва | Хромированная двойного действия | Хромированная двойного действия | Антипригарная |
Подача пара (г/мин) | Регулируемая (0-25) | Автоматическая (0-30) | Регулируемая (0-25) |
Распылитель | + | + | - |
Самоочистка | + | + | - |
Индикаторная лампочка | + | + | - |
Шнур | В оплетке | В оплетке | В оплетке |
Устройство для сматывания шнура | + | + | - |
Система защиты | + | + | - |
Защита от капель | + | + | - |