Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
Открытый конкурентный рынок банковских услуг
Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
Методы оценки конкурентоспособности банков
Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период
Заключение
Продолжение таблицы 3
Вторая | Инновационная | Создает новые конкурентные преимущества; Обладает повышенной эффективностью. | Обладает повышенной степенью рисковости; Требует привлечения менеджеров с креативными способностями; Требует высокой квалификации менеджеров, умеющих оценивать надежность партнеров и перспективность проектов, принимать эффективные управленческие решения |
Третья | Интеграционная | Возможность получения синергического эффекта от синхронизации разнообразных функций; Привлечение клиентов, заинтересованных в получении комплексных услуг; Возможность широкого маневра финансовыми ресурсами | Повышенные требования к квалификации топ-менеджеров, осуществляющих интеграционную деятельность; Сложность поддержания уровня управляемости крупномасштабной, широкодиверсифицированной деятельности |
-
на первой преимущественно
- на второй стадии приоритетное значение в повышении конкурентоспособности приобретают формы и методы инновационной деятельности, связанной с разработкой и внедрением новой продукции и услуг;
- на третьей стадии решающее значение приобретают процессы интеграции, в результате использования которых появляются возможности комплексного обслуживания с учетом запросов различных групп клиентов.
Повышение конкурентоспособности, которое является главной целью любого субъекта экономики, функционирующего в рыночных условиях хозяйствования, зависит от условий конкуренции Сложность выбора стратегической модели повышения конкурентоспособности банков предопределяется большим количеством факторов, воздействующих на его финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе развития. Методы, формы и средства повышения конкурентоспособности существенно различаются в зависимости от природы, среды функционирования и стадии развития. Поэтому для выяснения вопросов, связанных с определением методов повышения конкурентоспособности, целесообразно использовать понятие конкуренции, так как «это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики». [25, c.152]
Основываясь на понятии конкуренции, как многоаспектной и многовекторной категории, которая предполагает рынок и раскрывает сущность и характер взаимодействия его участников, можно осуществить выбор основных форм и методов долгосрочного развития банковской деятельности, ориентированных на повышение конкурентоспособности. Для этого, необходимо разработать типологию повышения форм конкурентоспособности (рисунок 4).
Рисунок 4 – Типология повышения форм конкурентоспособности [24, c.61]
В соответствии с концепцией конкурентоспособности можно выделить формы по следующим основным признакам типологии: по уровням развития банковской деятельности, по положению на рынке, по размеру собственного капитала, по срокам сохранения и повышения конкурентоспособности, по уровню финансового риска и по видам организационных структур управления.
По уровню развития банковской деятельности с позиций финансового менеджмента можно выделить конкурентоспособность на локальных рынках, на национальном, крупнорегиональном и глобальном. Особенностью банков конкурентоспособных на различных рынках является высокая степень их приспособляемости к финансово-экономическим условиям рыночной экономики, оперативная реакция на изменения внешней конъюнктуры финансового рынка, которые обеспечиваются высокой интенсивностью денежных потоков в таких банках и разнообразием форм диверсификации финансовой деятельности.
По положению на рынке различают монополистическую, олигополистическую и чистую формы конкурентоспособности. По монополистическому положению на рынке выделяют банки, занимающие монопольное положение на финансовом рынке по критерию доли привлеченных финансовых ресурсов и реализации банковских продуктов и услуг.
Банки, осуществляющие свою деятельность в конкурентной рыночной среде, и банки, входящие в олигополию, - поведение каждого из них оказывает определенное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующую реакцию с их стороны.
В свою очередь, складывающаяся конъюнктура влияет на определение политики продаж финансовых средств банка на олигополистическом рынке, выбор выгодных позиций путем определения доли своего участия на других рынках. То есть при олигополии существующая достаточно сильная взаимозависимость продавцов финансовых инструментов и их совместные действия затрудняют доступ другим продавцам и определяют форму конкурентоспособности банков. Основная особенность финансово-банковской деятельности перечисленных видов банков заключается в различных потенциальных возможностях формирования финансовых ресурсов за счет прибыли на основе монопольного ценообразования.
По размеру собственного капитала банки принято подразделять на малые, средние и крупные. Количественные критерии типологии банков по этому признаку не являются официальными и подвержены изменению. Разделение банков на малые, средние и крупные проводится в соответствии со среднерыночной величиной. Те банки, размер собственного капитала которых меньше среднерыночной величины, относятся к малым; те, у которых больше, являются крупными. Размер собственного капитала банка определяет потенциал формирования активов и других финансовых ресурсов, объем и диверсификацию форм его банковской деятельности, уровень специализации управления и, следовательно, форму конкурентоспособности.
По срокам можно выделить краткосрочную, средне- и долгосрочную формы повышения конкурентоспособности. На поддержание краткосрочной конкурентоспособности влияет текущая ситуация на рынке. Поэтому для поддержания краткосрочной конкурентоспособности основное внимание уделяется количественным параметрам конкурентов и прогнозу на те изменения, которые могут произойти в течение года. В среднесрочной перспективе от 1 года до 5 лет, а также в зависимости от динамики развития банка до 2-3-х лет целесообразно проводить анализ состояния конкурентов, функционирующих на финансовом рынке и оценивать вероятность появления новых. Большое внимание уделяется структурным изменениям отдельных секторов и сегментов финансового рынка, появлению новых финансовых продуктов, услуг, инструментов, изменений в инфраструктуре банков в области технического и организационного обслуживания. Анализируются изменения в финансовом законодательстве, регулирующем банковскую деятельность.
Чаще «конкурентоспособными являются те…, которые выбирают институты и политику, соответствующие долгосрочному росту». [26, c.14] Долгосрочная стратегическая конкурентоспособность (от 5 лет и выше) связана с крупной качественной реструктуризацией не только отдельных участников, но и всего рынка, изменением роли финансового сектора в развитии экономики страны, проведением коренной трансформации существующих и появлением новых видов деятельности, с определенной открытостью рынков, так как «..чем более открыты рынки страны, тем выше ее рейтинг конкурентоспособности». [26, c.16]
По уровню финансового риска можно выделить консервативную стратегию принятия рисков (низкорискованная), адаптационную, инновационную и венчурную. Консервативная или безрисковая конкурентоспособность характеризует вложение средств банка в такие объекты инвестирования, по которым отсутствует реальный риск потери капитала или ожидаемого дохода и гарантировано получение реальной суммы инвестиционной прибыли. Низкорисковая или адаптационная стратегия повышения конкурентоспособности банка характеризует вложение финансовых средств в объекты инвестирования, риск по которым значительно ниже среднерыночных. Среднерисковые или инновационные стратегии повышения конкурентоспособности характеризуются уровнем риска, который превышает среднерыночный. Высокорисковые инвестиции в венчурные проекты характеризуют вложение капитала в наиболее рисковые программы и инструменты, по которым ожидается наивысший уровень дохода.
По
видам организационной
Предложенная нами типология отражает наиболее существенные признаки и позволяет более целенаправленно определять формы и методы организации движения финансовых ресурсов с целью повышения конкурентоспособности банков. При этом форма в определенных случаях конкретизируется в один или несколько методов и способов повышения конкурентоспособности.
Задача
повышения
Для
повышения
Разработка стратегии, обозначающая пути использования и развития конкурентных преимуществ проводится в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка. При этом нужно отметить, что в современных условиях при использовании метода стратегического планирования конкурентоспособности необходимо ориентироваться не только на коммерческий эффект, но также учитывать воздействие социальной составляющей. Совокупность производственно-финансовых, коммерческих, инновационных и социальных факторов приводит к синергическому эффекту, который обеспечивает стабилизацию и развитие банковской деятельности. В процессе трансформации банковские структуры подключаются к широкому спектру финансовых услуг, в том числе и к обслуживанию широких слоев населения посредством предоставления входящими в состав банковской структуры подразделения ми услуг по страхованию жизни, заключению договоров срочного и пожизненного страхования, пенсионного обслуживания, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию. А устойчивое развитие обеспечивает формирование среднего класса, склонного к сбережениям. Таким образом, участвуя в повышении социально-экономического уровня, банковские структуры расширяют будущую базу вкладчиков и клиентов других финансовых структур.
Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК