Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
Открытый конкурентный рынок банковских услуг
Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
Методы оценки конкурентоспособности банков
Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период
Заключение
Казахстана
в мировое экономическое
Казахстан начал процесс присоединения к ВТО в январе 1996 г. – с момента подачи официального заявления о вступлении. В феврале этого же года ему был присвоен статус наблюдателя. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО. На сегодняшний день переговорный процесс находится на стадии завершения, с большинством стран подписаны протоколы, где обговорены условия взаимовыгодной торговли.
Отличительной особенностью ВТО является создание международных правил торговли и дисциплинарных мер для обеспечения свободной торговли, основанной на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправии всех стран-членов.
Политика открытой торговли объективно необходима для Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок и нуждающегося в доступе к расширяющимся мировым рынкам. [7]
Более предсказуемые и основанные на международном праве условия ВТО дадут возможность Казахстану, используя выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнерами.
Целью вступления любой страны в ВТО является получение определенных преимуществ. Для РК они заключаются в следующем:
Каковы ожидания в финансовом секторе? В конце ноября 2005 года на XIV заседании Совета иностранных инвесторов, посвященном предстоящему вступлению Казахстана во Всемирную Торговую Организацию глава государства Н. Назарбаев отметил, возможность сокращения коммерческих банков в стране после вхождения в ВТО.
По мнению Президента, членство Казахстана в ВТО приведет к усилению конкуренции между казахстанскими банками и иностранными банками, что, в свою очередь, приведет к консолидации банковского сектора – крупнейшие банки страны должны выстоять и стать более прогрессивными и инновационными, а средние и мелкие будут вынуждены заняться процессами слияния и поглощения. [10, c.18] Б. Жамишев, экс-глава Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) высказал мнение о том, что «ситуация, когда мы вступим в ВТО, не будет существенно отличаться от сегодняшней», при условии если Казахстан вступает в ВТО на условиях, на которых вступали и другие страны. По истечении переходного периода будет разрешаться открытие филиалов банков-нерезидентов.
В Казахстане до последнего времени действовал ряд ограничений присутствия иностранного капитала в банковской системе страны. Однако в рамках подготовки вступления страны в ВТО и соответствия нормативно-правовой базы Казахстана нормам организации в конце декабря 2005 года Президент РК Н.Назарбаев подписал Закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам лицензирования и консолидированного надзора в банковской сфере. В частности, речь идет о снятии ограничений по доле уставного капитала банков с иностранным участием, по кадровому составу работников банка с иностранным участием.
По мнению экс-председателя АФН активного прихода иностранных банков в Казахстан не ожидается, казахстанский банковский рынок имеет небольшой объем и поэтому неинтересен иностранцам, в крайнем случае, наши банки сильны для конкуренции с иностранными банками.
Вместе
с тем надзорный орган выступил
за ряд ограничений для
Так доля иностранных инвесторов в банковском капитале в 2004 году в Чехии составила 83,1%. 96,1% совокупных активов банковского сектора Чехии контролируются иностранцами. Доля иностранных банков в зарегистрированном капитале коммерческих банков Польши составила 62,95% в 2004 году. 67% активов банковской системы Польши контролируются иностранными инвесторами. По оценкам экспертов приход западных банков не принес существенного увеличения инвестиций в развитие национальной экономики.
Число безработных со времени вступления в ВТО непрерывно растет. Этот рост вызван потерей конкурентоспособности и закрытием сотен национальных предприятий в традиционных отраслях – угледобыче, производстве стали, машиностроении, текстильной промышленности и сельском хозяйстве. В несколько раз снизились темпы экономического роста. Развитие сельскохозяйственных отраслей, когда-то славившихся своей продукцией, практически приостановлено. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию.
Хотя в 90-е годы XX века правительства этих государств пытались спасти национальный банковский капитал, используя различные модели банковских реформ. Степень открытия рынка была разной: от полной открытости (Венгрия) до постепенного доступа (Польша, Чехия). [11, c.18]
Как будет развиваться ситуация в Казахстане?
В этом вопросе многое зависит от норм ВТО применяемых к сфере услуг. Глобальная сфера услуг регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), которое вступило в силу с 1 января 1995 г. На долю услуг приходится более 70% валового внутреннего продукта США и более 22% мировой торговли.
Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС: 1) деловые услуги; 2) услуги в области связи и аудиовизуальные услуги; 3) строительные и связанные с ними инженерные услуги; 4) дистрибьюторские услуги; 5) услуги в области образования; 6) услуги, связанные с защитой окружающей среды; 7) финансовые услуги; 8) транспортные услуги и т.д. В свою очередь, каждый сектор подразделяется на подсектора. Весь классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.
Под финансовыми услугами, согласно классификации секретариата ВТО, подразумеваются три группы операций: а) страховые операции; б) банковские и другие финансовые операции за исключением страхования; в) прочие услуги.
По оценкам экспертов, до начала процесса либерализации торговли финансовыми услугами в рамках ГАТС в середине 90-х годов прошлого века общее количество ограничений по доступу на рынок и по предоставлению национального режима превышало 11 тысяч. Из них более 8 тысяч, или свыше 70%, приходилось на долю банковских и других финансовых услуг. Данный факт говорит о приоритетности сохранения национального банковского капитала и его особом значении для национальной безопасности государства.
К примеру, Резервный банк Индии национализировал банковскую систему в период с 1969 года по 1991 год, хотя с начала 90-х годов идет медленная либерализация и было создано 9 частных банков, конкурирующих с государственными. Центральный банк Индии уверен, что именно такая модель спасла финансовую систему страны в момент кризиса 1997-1998 гг.
Иностранное владение банками в Индии запрещается. [11, c.19]
Что касается развитых стран, то даже в рамках Европейского союза Италия долгое время выступала против фундаментальных принципов свободного экономического пространства, в частности, против свободного передвижения капитала. Несмотря на то, что группа иностранных банков имела крупные пакеты акций итальянских банков, глава Центрального Банка Италии Антонио Фацио годами настаивал на том, что банковская система Италии должна оставаться итальянской, используя при этом незаконные методы. Италия не единственная страна ЕС, препятствующая продаже национальных банков – большинство банков Германии все еще принадлежит государству, муниципальным органам или находится в совместной собственности и поэтому не может быть продано.
Аналогичная ситуация и с французской банковской системой, листингующиеся французские банки – не для продажи иностранцам. И даже в Англии покупка иностранным инвестором доминирующего английского банка будет самопоражением, так как компании с иностранными владельцами не могут быть частью индекса FTSE 100. Кроме того, Банк Англии подсчитал, что полномасштабный банковский кризис в среднем стоит стране 16% ВВП. Одним из самых дорогих банковский кризис был в Аргентине в 1980-1982 гг. – 55% ВВП. Кризис в Болгарии в 1995-1997 гг. обошелся в 14% ВВП, в Эстонии в 1992-1994 гг. – 1%, в Венгрии в 1991-1995 гг. – 10% ВВП, в Швеции в 1991-1993 гг. – 6%. Ипотечный кризис в США в 1989 году обошелся государству в 124 млрд. долларов США. Основными причинами финансового кризиса являются ненадлежащее регулирование и надзор, макроэкономические причины, «плохие долги» и торговые шоки.
Наиболее широко используемыми ограничениями по доступу на рынки финансовых услуг, согласно таблице 1, являются ограничения по типам юридических лиц, на участие иностранного капитала, количество поставщиков и на общую стоимость операций или активов.
Таблица 1-Виды ограничений по доступу на рынок финансовых услуг. [11, c.20]
Вид ограничения | Страна |
Лицензировние иностранных банков | Индонезия, Малайзия, Бразилия, Чили, Уругвай |
Прямые иностранные инвестиции | Индия, Малайзия |
Ограничения совместного участия нерезидентов и резидентов в банковском капитале | Малайзия, Бразилия |
Политика в отношении выдачи долгосрочных видов на жительство физических лиц нерезидентов | Сингапур |
Ограничения доступа иностранных банков к привлечению средств физических и юридических лиц-резидентов | |
Ограничения прочих возможных направлений бизнеса – страхование и андеррайтинг | Республика Корея |
Ограничения открытия филиалов на территории страны | Индонезия, Малайзия, Бразилия |
Продолжение Таблицы 1
Состав коллегиального исполнительного органа | Сингапур |
Политика в отношении временного пребывания в стране физических лиц-нерезидентов | Сингапур |
Протокол вступил в силу 1 марта 1999 г. для 53 стран-членов ВТО, которые приняли его к этой дате. К концу 2002 года к протоколу присоединились еще 17 стран. Протокол остается открытым для подписания всеми странами-членами ВТО. О значении протокола можно судить по следующим статистическим данным:
Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК