Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]

Содержание

Введение
Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
Открытый конкурентный рынок банковских услуг
Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
Методы оценки конкурентоспособности банков
Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период
Заключение

Работа содержит 1 файл

Диплом Финансы.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

Содержание:

       Введение

  1. Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
      1. Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
      1. Открытый конкурентный рынок банковских услуг
      2. Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
  1. Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
      1. Методы оценки конкурентоспособности банков
      1. Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
      2. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
  1. Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
      1. Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
      1. Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период

    Заключение  
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Теоретические основы конкурентоспособности  банков в условиях глобализации финансовых рынков

    1.1 Конкуренция и  особенности конкурентных  отношений в банковской  сфере

     Новое время диктует новые правила. Сегодня, в эпоху глобализации и  повсеместной интеграции национальных экономик, само время поставило перед Казахстаном задачу – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

     Вопросы конкуренции и конкурентоспособности  занимали и занимают важное место  в системе наиболее актуальных проблем экономической науки. В самом общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции следующие:

       - существование рынков с альтернативными  возможностями выбора для покупателей  (продавцов);

       - наличие большего или меньшего  количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и  использующих различные инструменты  рыночной политики;

       - чередование применения этих  инструментов одними конкурентами  и ответных мер других конкурентов. [3, с.39]

       Конкуренция является важнейшим элементом рынка, играющим решающую роль в повышении  качества продуктов, снижении их себестоимости, освоении в производстве последних достижений науки и техники. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка.

       Первые  теоретические исследования, посвященные  конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]

       Классическая, а в значительной степени и  неоклассическая экономическая  наука использует понятие совершенной  конкуренции. Антиподом совершенной  конкуренции является монополия, впервые  рассмотренная, как известно, еще Курно, но систематически исследованная в начале 30-х годов XX века англичанкой Джоан Робинсон (1903-1983). В своей книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) она изучает в основном две ситуации: чистой монополии один продавец и много покупателей) и монопсонии (один покупатель и много продавцов). Ее интересует формирование цены, прибыли и заработной платы в этих условиях в сравнении с условиями совершенной конкуренции.

       Когда же на рынке господствует относительно небольшое число фирм, то возникает состояние олигополии. Малость числа фирм обычно обусловлена эффектом масштаба. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вступающих в капиталоемкую отрасль, современной фирме может потребоваться вложить несколько миллиардов долларов только в машины и оборудование. Далее, объединение нескольких конкурентов может позволить добиться большего эффекта масштаба и увеличить контроль над ценой. Мир олигополии лучше соответствует экономической действительности, чем идеальные миры совершенной конкуренции и абсолютной монополии. [5,c.128]

       Представление рынка только в виде моделей совершенной  конкуренции и монополии не отвечало требованиям реальности, и в 1933 году Эдвард Чемберлин (1899-1967) опубликовал  работу «Теория монополистической  конкуренции», направленную на разрушение сложившейся к тому времени в экономической науке дихотомии «либо совершенная конкуренция, либо монополия». Если Робинсон рассматривает монополию как антиконкурентный фактор, препятствующий действию рыночного механизма и «нормальному» вознаграждению факторов в соответствии с их предельной производительностью, то Чемберлин показывает существование и практическую значимость специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.

       Монополистическая конкуренция Чемберлина – это рыночная структура в которой: 1) число продавцов достаточно велико, и каждая фирма может действовать независимо, не принимая во внимание эффект, который окажут ее действия на поведение соперников (таким образом, олигополия не удовлетворяет условиям монополистической конкуренции); 2) продукт качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов; 3) вход в производство близких групп продуктов не ограничен. В таких обстоятельствах каждый продавец имеет определенную кривую спроса на свой продукт при заданных ценах других фирм, причем спрос для каждого производителя не является абсолютно эластичным.

       Решающее  значение в модели Чемберлина имеет  качественная разнородность продукта. Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец товара или услуг формирует свой собственный круг покупателей (микрорынок), на котором он выступает как монополист, обладающий некоторым контролем над ценой. [5, c.133]

       Значительное  усиление мировой конкуренции в последней четверти XX столетия, вызванное коренными изменениями в характере конкурентной борьбы (причиной которых стали, прежде всего, научно-техническое развитие и стремительно набирающая обороты глобализация), потребовало от европейских и американских теоретиков новых эффективных концепций удержания рыночного первенства.

       Сегодня почти в любой книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или  конкурентоспособности имеются  ссылки на фундаментальную книгу  «Международная конкуренция» Майкла Портера, изданную в 1990 г. в США, в 1993 г. - в России. В учебной и научной литературе отмечается ряд теоретических новинок – разработок коллектива под руководством М. Портера.

       Рассматривая  стадии конкурентоспособности страны, Портер отмечает, что на первых трех стадиях происходит экономический рост страны, а на последней стадии – стадии богатства – происходит спад конкурентоспособности (эту стадию прошли в 80-е годы XX века Швеция и Великобритания, которые потом вернулись в стадию нововведений).

       М. Портер отмечает, что в любой отрасли экономики – не важно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами, представленными на рисунке 1.

Рисунок 1 - Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли [4, c.113]

       Пять  сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать  фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в нее новые производственные мощности  и  стремятся заполучить долю  рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль. [4, c.114]

       Таким образом, изучение вопросов и проблем  конкуренции получило широкое распространение, причем исследования проводятся не только на уровне регионального рынка, но и  в рамках национального, отраслевого  и мирового.

       Каждой  отрасли присуща своя, определенная специфика конкуренции. В финансовой сфере, относящейся к сфере услуг, банковская конкуренция представляет собой «…совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг». [3, c.39]

       Согласно  исследованиям Коробова Ю.И., посвященным  банковской конкуренции, можно выделить ряд специфических черт, которыми обладает банковская конкуренция, отличающих ее от конкуренции в промышленности или в других отраслях экономики. К выявленным особенностям относятся:

  1. конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже, чем конкуренция в промышленности, что было связано со специфической предпринимательской этикой банкиров, согласно которой банковское дело воспринималось как нечто принципиально отличное от обычной коммерции, от торговли товарами. Однако при этом она отличается разновидностью форм (внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, ценовая и неценовая, предметная и видовая, посредством перелива капитала и функциональная и др.) и высокой интенсивностью;
  2. в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, кредитные товарищества, брокерские фирмы и т.п.), а также некоторые нефинансовые организации (лизинговые   компании,  промышленные  предприятия,   почтовые учреждения,
  3. компании по выпуску кредитных карточек, торговые организации и т.п.);
  4. конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других – как покупатели. При этом в нашей стране на сегодняшний день наибольшую остроту имеет конкуренция банков как покупателей на рынке кредитных ресурсов;
  5. внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта. Классическим примером является кредитование предприятий, где в каждом конкретном случае условия определяются кредитным договором;
  6. банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем, межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала, происходящего при проникновении новичков на исконно банковские рынки, а также при попытке банков завоевать себе место в новых для них отраслях;
  7. в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для других отраслей (в частности патентная защита), что ведет к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;
  8. ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы;

       Банковские  рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов.

       Примечательно, что, по мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.

       В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе выделим следующие:

  1. универсализация банковской деятельности;
  2. либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
  3. расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
  4. проникновение на банковский рынок небанковских организаций;
  5. возрастание значения неценовой конкуренции;
  6. глобализация банковской конкуренции;
  7. усиление интенсивности банковской конкуренции – как результирующая всех названных закономерностей. [3, c.44]

       Разумеется, это лишь наиболее общие закономерности. Однако основной вывод из сказанного очевиден: банковская конкуренция за рубежом обостряется, что непременно приведет к усилению конкуренции  на отечественном банковском рынке  при вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию.

       Отечественные специалисты выделяют ряд особенностей конкуренции на казахстанском рынке  банковских услуг:

  1. конкуренцию на рынке банковских услуг можно охарактеризовать как достаточно высокую, а сам рынок – как умеренно концентрированный. Доминирующие позиции между конкурирующими субъектами имеют коммерческие банки, влияние небанковских организаций в стране незначительно;
  2. в предоставлении большого пакета качественных и диверсифицированных услуг способны конкурировать только крупные банки. Средние и мелкие банки могут конкурировать на рынке традиционных переводных, расчетно-кассовых, дилинговых операций и кредитования небольших проектов;
  3. на отдельных сегментах банковских  услуг  наблюдаются признаки чистой конкуренции. Конкурирующие банки предоставляют одинаковые по качеству услуги почти по одинаковым ставкам и тарифам, что приводит к поиску банками путей снижения себестоимости услуг, что повышает важность вопросов  оптимизации  финансовых потоков,  моделирования  и  планирования бизнеса, научной организации труда, повышения качества персонала;
  4. казахстанские банки имеют стратегию, которая акцентируется на развитии в рамках модели универсального финансового института. Они стремятся опередить конкурентов в соревновании за «органическое» расширение бизнеса во всех основных сегментах рынка и направляют усилия на увеличение (или хотя бы консолидацию) своей рыночной доли;
  5. сегодня финансовый рынок в целом является одной из передовых сфер реформ в Казахстане. Банкам, как и всем субъектам рыночной экономики страны, становится ясно, что они живут по тем же законам, что и остальной мир. Новые возможности в плане инноваций и расширение территориального пространства бизнеса клиентов ставят казахстанские банки перед необходимостью быть готовыми к глобальной конкуренции. [6, c.103]

Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК