Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
Открытый конкурентный рынок банковских услуг
Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
Методы оценки конкурентоспособности банков
Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период
Заключение
Содержание:
Введение
Заключение
Новое время диктует новые правила. Сегодня, в эпоху глобализации и повсеместной интеграции национальных экономик, само время поставило перед Казахстаном задачу – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Вопросы
конкуренции и
-
существование рынков с
-
наличие большего или меньшего
количества покупателей (
-
чередование применения этих
инструментов одними
Конкуренция является важнейшим элементом рынка, играющим решающую роль в повышении качества продуктов, снижении их себестоимости, освоении в производстве последних достижений науки и техники. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка.
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]
Классическая, а в значительной степени и неоклассическая экономическая наука использует понятие совершенной конкуренции. Антиподом совершенной конкуренции является монополия, впервые рассмотренная, как известно, еще Курно, но систематически исследованная в начале 30-х годов XX века англичанкой Джоан Робинсон (1903-1983). В своей книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) она изучает в основном две ситуации: чистой монополии один продавец и много покупателей) и монопсонии (один покупатель и много продавцов). Ее интересует формирование цены, прибыли и заработной платы в этих условиях в сравнении с условиями совершенной конкуренции.
Когда же на рынке господствует относительно небольшое число фирм, то возникает состояние олигополии. Малость числа фирм обычно обусловлена эффектом масштаба. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вступающих в капиталоемкую отрасль, современной фирме может потребоваться вложить несколько миллиардов долларов только в машины и оборудование. Далее, объединение нескольких конкурентов может позволить добиться большего эффекта масштаба и увеличить контроль над ценой. Мир олигополии лучше соответствует экономической действительности, чем идеальные миры совершенной конкуренции и абсолютной монополии. [5,c.128]
Представление рынка только в виде моделей совершенной конкуренции и монополии не отвечало требованиям реальности, и в 1933 году Эдвард Чемберлин (1899-1967) опубликовал работу «Теория монополистической конкуренции», направленную на разрушение сложившейся к тому времени в экономической науке дихотомии «либо совершенная конкуренция, либо монополия». Если Робинсон рассматривает монополию как антиконкурентный фактор, препятствующий действию рыночного механизма и «нормальному» вознаграждению факторов в соответствии с их предельной производительностью, то Чемберлин показывает существование и практическую значимость специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.
Монополистическая конкуренция Чемберлина – это рыночная структура в которой: 1) число продавцов достаточно велико, и каждая фирма может действовать независимо, не принимая во внимание эффект, который окажут ее действия на поведение соперников (таким образом, олигополия не удовлетворяет условиям монополистической конкуренции); 2) продукт качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов; 3) вход в производство близких групп продуктов не ограничен. В таких обстоятельствах каждый продавец имеет определенную кривую спроса на свой продукт при заданных ценах других фирм, причем спрос для каждого производителя не является абсолютно эластичным.
Решающее значение в модели Чемберлина имеет качественная разнородность продукта. Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец товара или услуг формирует свой собственный круг покупателей (микрорынок), на котором он выступает как монополист, обладающий некоторым контролем над ценой. [5, c.133]
Значительное усиление мировой конкуренции в последней четверти XX столетия, вызванное коренными изменениями в характере конкурентной борьбы (причиной которых стали, прежде всего, научно-техническое развитие и стремительно набирающая обороты глобализация), потребовало от европейских и американских теоретиков новых эффективных концепций удержания рыночного первенства.
Сегодня почти в любой книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или конкурентоспособности имеются ссылки на фундаментальную книгу «Международная конкуренция» Майкла Портера, изданную в 1990 г. в США, в 1993 г. - в России. В учебной и научной литературе отмечается ряд теоретических новинок – разработок коллектива под руководством М. Портера.
Рассматривая стадии конкурентоспособности страны, Портер отмечает, что на первых трех стадиях происходит экономический рост страны, а на последней стадии – стадии богатства – происходит спад конкурентоспособности (эту стадию прошли в 80-е годы XX века Швеция и Великобритания, которые потом вернулись в стадию нововведений).
М. Портер отмечает, что в любой отрасли экономики – не важно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами, представленными на рисунке 1.
Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в нее новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль. [4, c.114]
Таким образом, изучение вопросов и проблем конкуренции получило широкое распространение, причем исследования проводятся не только на уровне регионального рынка, но и в рамках национального, отраслевого и мирового.
Каждой отрасли присуща своя, определенная специфика конкуренции. В финансовой сфере, относящейся к сфере услуг, банковская конкуренция представляет собой «…совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг». [3, c.39]
Согласно исследованиям Коробова Ю.И., посвященным банковской конкуренции, можно выделить ряд специфических черт, которыми обладает банковская конкуренция, отличающих ее от конкуренции в промышленности или в других отраслях экономики. К выявленным особенностям относятся:
Банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов.
Примечательно, что, по мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе выделим следующие:
Разумеется, это лишь наиболее общие закономерности. Однако основной вывод из сказанного очевиден: банковская конкуренция за рубежом обостряется, что непременно приведет к усилению конкуренции на отечественном банковском рынке при вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Отечественные специалисты выделяют ряд особенностей конкуренции на казахстанском рынке банковских услуг:
Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК