Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
Открытый конкурентный рынок банковских услуг
Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
Методы оценки конкурентоспособности банков
Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период
Заключение
Рисунок 2 - Совокупные показатели стран-участниц Пятого протокола к ГАТС, 2002 г. (трлн. долл. США). [11, c.20]
В
целом возможны четыре основных способа
проникновения иностранных
Первый вариант – это открытие на территории Казахстана филиала иностранного банка. В принципе, это будет возможно в среднесрочной перспективе после истечения переходного периода, который может длиться 5-10 лет.
Второй способ – открытие иностранными инвесторами дочернего или совместного банка в стране. Так, в Казахстане работают крупнейшие банки в мире «HSBC Банк Казахстан», ДБ «ABN AMRO Банк Казахстан», ДБ «Альфа-банк», АО СБ «ЛАРИБА-БАНК» и т.д.
Третий путь – полная покупка казахстанского банка иностранным финансовым институтом. К примеру, приобретение российским государственным гигантом Сбербанком казахстанского середнячка банка «Тексака».
Следующий
способ – приход стратегического
инвестора в казахстанский
Каждый
из этих путей проникновения
Возможны следующие сценарии развития событий.
Первый – позитивный – основные банки страны находятся под контролем казахстанских акционеров; растет их капитализация (за счет IPO (первичного размещения акций) или прихода стратегического инвестора) конкурентоспособность, прозрачность бизнеса; процессы M&A (слияния и поглощения) между казахстанскими банками; внедрение международных стандартов, корпоративного управления; западные банки своим ограниченным присутствием в капитале и Совете директоров стимулируют эти процессы.
Второй – негативный – казахстанские банки оказываются неконкурентоспособными; иностранный банк полностью покупает крупный розничный банк страны, что ведет к усилению конкуренции на рынке; снижение рентабельности у казахстанских банков, вытеснение их с рынка и покупка другими иностранными банками; происходит гибель национального банковского капитала.
Третий
вариант – сохранение статус-кво
– иностранные банки будут
работать с крупными казахстанскими
компаниями из ГМК, осуществлять внешнее
финансирование банков страны; казахстанские
банки работают с клиентами МСБ и розницы.
Наиболее выгодным с точки зрения сохранения
национальной банковской системы страны
является первый вариант. Будут ли события
развиваться по этому пути, покажет время.
[11, c.20]
Усиление
мировой конкуренции требует
постоянного повышения
Наряду с Международным валютным фондом, призванным играть ключевую роль в реформировании и обеспечении стабильности мировой валютно-финансовой системы, особое место в создании благоприятных условий для поддержания устойчивости банковских систем и предупреждения финансовых кризисов принадлежит Банку международных расчетов и Базельскому комитету по банковскому надзору.
Базельский комитет, объединяющий представителей центральных банков и регулирующих банковских организаций из 13 стран, работает в тесном взаимодействии со всеми основными международными финансовыми организациями. Принимаемые Комитетом постановления являются определяющими в работе международных и национальных финансовых учреждений и направлены, в первую очередь, на укрепление стабильности и безопасности банковской системы в целом.
В
1988 г. Банк международных расчетов,
который находится в
Национальным Банком Республики Казахстан установлены нормативы достаточности собственных средств (собственного капитала в виде коэффициентов): отношение собственного капитала первого уровня к сумме активов банка (к1) и отношение собственного капитала к сумме активов, взвешенных по степени риска (к2).
Отношение собственного капитала банка первого уровня к сумме всех его активов должно быть не менее 0,05.
Отношение собственного капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска, должно быть не менее 0,12. [14, c.513]
Новация Базельского соглашения была в том, что традиционная мера достаточности капитала: отношение капитала к активам — была заменена на более совершенную: отношение капитала к активам с учетом риска. Различные категории активов умножались на весовые коэффициенты (0%, 10%, 20%, 50% или 100%), в зависимости от принадлежности заемщика банка к той или иной группе контрагентов.
Заемщики банка подразделялись на группы: правительства государств и центральные банки, государственные организации, банки, нефинансовые предприятия и граждане. Внутри каждой из этих групп применялся одинаковый коэффициент риска, исключение делалось для полностью обеспеченных ипотечных кредитов гражданам и кредитов банкам сроком до 1 года. Новые правила расчета капитала сохранили изначальную направленность с целью ограничить кредитную экспансию мало капитализированных японских и, в меньшей степени, французских банков.
Успех нововведения превзошел ожидания: новую норму не только приняли страны-участницы Базельского соглашения, но многие другие государства.
Глобальные изменения, происходящие сегодня в финансовом секторе, требуют от банков пересмотра существующих стратегий, связанных с управлением кредитными рисками. В 2003 году закончилась работа над новым вариантом Базельского соглашения, которое называют «Базель-2». Он содержит рекомендации по совершенствованию техники оценки кредитных рисков и их управлению, а также рекомендации по развитию надзора над рисками, состоянием риск-менеджмента и рыночной дисциплины. Второе Базельское соглашение (около 35 тыс. страниц текста!) поддержали уже более 130 стран.
В
нем говорится о рисках уже
не двух, а трех типов: добавились вопросы,
связанные с операционными
Расчет
коэффициента достаточности капитала
имеет следующий вид (1):
К = _______________________≥ 8%,
КР + ОР + РР
6% 1,6%
0,4%
где К – коэффициент достаточности капитала;
СК – собственный капитал;
КР – кредитный риск (6%);
ОР – операционный риск (1,6%);
РР - рыночный риск (0,4%) (оценка).
Хотя в целом способ расчета и минимальное значение коэффициента достаточности капитала осталось на прежнем уровне, оценка самих рисков претерпела значительные изменения. В частности, в расчет включены операционные риски, также новое Соглашение предлагает два подхода к оценке кредитного риска: стандартизированный подход и подход, основанный на использовании внутренних рейтингов (ОВР-подход). Причем ОВР-подход, в свою очередь, подразделяется на базовый и прогрессивный методы оценки рисков. [12]
Стандартизированный подход основан на классификации кредитных рисков с помощью внешних рейтингов, присваиваемых известными рейтинговыми агентствами, центральными банками, агентствами по страхованию экспортных кредитов и т.д., т.е. теми структурами, которые признаны национальными надзорными органами при условии их удовлетворения предъявляемым к ним особым требованиям.
Одним
из существенных недостатков этого
подхода эксперты считают проблему
несовместимости внешних
Однако основной недостаток стандартизированного подхода состоит в том, что в большинстве стран лишь немногим компаниям присваиваются рейтинги, в результате чего их займы автоматически включаются в категорию банковских активов «без рейтинга», на которые распространяется норматив достаточности капитала на уровне 8%. Эти уязвимые места стандартизированного подхода побудили разработчиков нового Базельского соглашения предложить для оценки рисков и расчета достаточности капитала другой подход, в соответствии с которыми банки самостоятельно устанавливают рейтинги заемщикам на основе разработанных стандартов и процедур.
Вариант базового ОВР-подхода основан на классификации рисков исходя из вероятности дефолта, определяемой самими банками для каждой части их инвестиционного портфеля. При этом последствия дефолта с точки зрения размера потерь и его значение для определения степени подверженности рискам и результатов диверсификации рисков фиксируются и оцениваются в конечном счете Базельским комитетом. В рамках второго варианта ОВР-подхода, а именно так называемого прогрессивного подхода, банки могут самостоятельно определять факторы потерь от наступления события дефолта при условии, что банки убедили надзорные органы считать их системы оценки адекватными.
По мнению представителей Банка Франции, базовый ОВР-подход при расчете минимальных требований по капиталу может стать наиболее предпочтительным для большинства крупных банков.
Оригинальность и нового механизма, явившегося результатом десятилетней работы Базельского комитета, заключается в том, что в него органично встроены три так называемые «опоры», которые усиливают синергетический эффект осуществления внутреннего и внешнего контроля за рисками, а также использования количественных и качественных нормативов управления ими. Содержательный смысл этих опор составляют: обновленные минимальные требования к собственному капиталу банков; развитие принципов и укрепление процедур пруденциального надзора за банками; соблюдение эффективной рыночной дисциплины, основанной на повышении прозрачности банковской деятельности. [13, c.98]
Главное отличие свода нормативов «Базель-2» от предыдущего соглашения состоит в новых подходах к оценке кредитных рисков. Предполагается наличие у банков собственных рейтинговых систем, позволяющих классифицировать клиентов по степени надежности. Кроме того, оно предусматривает новые подходы к прозрачности, уточняет объем информации, которую кредитные организации должны предоставлять рынку.
На основе «Базеля-2» создана директива ЕС, которая носит законодательный характер. Ее действие распространяется на все европейские кредитные учреждения и инвестиционные компании. Под ее действие также подпадут и все крупные финансовые компании стран, не входящих в Еврозону, но осуществляющие на ее территории банковскую деятельность, операции с ценными бумагами и инвестиционное управление.
По
мнению экспертов ЕЦБ, новое Базельское
соглашение создает необходимые
благоприятные условия для
Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК