Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. В целом можно отметить, что уже к середине XX века были сформированы общие представления о сущности и движущих силах конкуренции, выделены ее четыре классические модели (монополия, олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция). [4, c.98]
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности банков в условиях глобализации финансовых рынков
Конкуренция и особенности конкурентных отношений в банковской сфере
Открытый конкурентный рынок банковских услуг
Международный опыт в организации конкурентных отношений в банковской сфере
Анализ конкурентоспособности банков второго уровня в РК
Методы оценки конкурентоспособности банков
Современное состояние конкурентоспособности банковского сектора
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние конкурентоспособности банковской системы РК
Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК
Прогнозная оценка конкурентоспособности банков второго уровня
Конкурентоспособность банков второго уровня в посткризисный период
Заключение
Одним из главных конкурентных преимуществ считается персонал банка и кадровая политика (причем в области массовых и штучных специальностей).
Таким образом, конкурентоспособность зависит от сильного бренда, а также способности собственника и менеджмента банка постоянно искать новые пути. [22, c.12]
При
определении вопроса
Конкурентоспособность банковской услуги – это многоаспектное понятие, означающее соответствие банковской услуги условиям рынка и требованиям клиента. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик банковской услуги, определяющих ее успех на рынке, то есть преимущество именно этой банковской услуги над другими в условиях широкого предложения конкурирующих банковских услуг-аналогов.
Большое значение для конкурентоспособности и качества банковской услуги имеет стабильность и известность банка, который ее предоставляет. Банковская услуга не будет конкурентоспособной если банк малоизвестен, не имеет хорошей репутации. Если банк не является стабильным, то качество его услуг снижается, поскольку банковская услуга не может удовлетворить потребность клиента в надежности.
Таким образом, можно сказать, что конкуренция и конкурентоспособность – это не только фактор повышения качества работы банка и обеспечения прочного положения на рынке, но и непрерывный процесс совершенствования деятельности банка. [23, c.55]
Из
методик определения
Для определения параметров конкурентоспособности услуг принимаются следующие исходные положения:
-
выбор услуги того или иного
банка определяется имиджем
Pr = f (Im, Tr, D), (2)
где Pr – мера привлекательности услуги;
Im – мера имиджа;
Tr – мера благоприятной тарифной политики;
D – мера доступности.
В свою очередь каждый из этих параметров определяется комбинацией факторов, характеризующих деятельность того или иного банка.
- имидж – общественное представление о качестве банка, включающее долговременность бесконфликтного присутствия на рынке, позитивную известность (отзывы СМИ, властей, акции Public Relations, реклама и т.п.), престижность и местоположение отделений и т.д. Имидж может быть определен только экспертной оценкой, даваемой по результатам сопоставления всех указанных параметров по данным прессы, опросов, СМИ и т.д. Главной составляющей имиджа банка является доверие клиента.
- доступность. При определении меры доступности используется допущение рациональности размещения филиальной сети банков по обслуживаемой территории и избыточная пропускная способность каждого отделения. При этом доступность хотя и определяется количеством филиалов банка, но не связана линейно с развитием филиальной сети. Мера доступности может быть описана следующими зависимостями, разработанными на основе экспертных оценок (рисунок 3):
1,0
(в диапазоне от 0 до 20 филиалов);
(в диапазоне от 21 до 40 филиалов);
(в диапазоне от 41 до 200 филиалов);
(в диапазоне от 200 и более филиалов),
D1= 0,025N
D2= 0,015N + 0,2
D3= 0,00125N + 0,75
D4= 1
Рисунок 3 - Доступность услуг [18]
N
на рисунке 3 означает количество
отделений и филиалов на
-
благоприятность тарифной
где tr – действующий тариф;
tmax, tmin
– наиболее и наименее выгодные тарифы
для потребителя.
При рассмотрении тарифов есть смысл анализировать только тарифы, подтверждающие заинтересованность банка в оказании данной услуги.
Так
как мы оперируем обезличенными
величинами, предназначенными для качественных
оценок и сравнения конкурентоспособности
(привлекательности) банковских услуг,
то в качестве интегрального показателя
конкурентоспособности Рг
может быть предложена линейная зависимость:
Рг = к1 Im + к2 Tr + к3 D, (4)
где к1
— к3 — коэффициенты, определяющие значимость
указанных параметров в покупательских
мотивациях.
В результате окончательная
Рг = 0,5 Im + 0,2 Tr + 0,3 D
(5)
Теперь можно рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности услуги для интересующих нас банков города.
Для оценки правильности формулы (5) рассмотрим 3 и 4-месячные депозиты — самую массовую услугу банков для населения (Таблица 2).
Таблица 2 - Определение показателя конкурентоспособности услуги «Срочный рублевый вклад для физических лиц (срок 3-4 месяца)» на лето 1996 г. [18]
Позиция | Название банка | Im | Tr | D | Рг |
1. | СПБ Сбербанк | 1,00 | 0,53 (50%) | 1,000 | 0,9060 |
2. | ПСБ СПб | 1,00 | 0,53 (50%) | 0,802 | 0,8466 |
3. | «Петровский» | 0,80 | 0,00 (30%) | 1,0* | 0,7000 |
4. | Банк «Санкт-Петербург» | 0,90 | 0,53 (50%) | 0,515 | 0,6605 |
5. | Балтийский Банк | 0,60 | 1,00 (68%) | 0,515 | 0,6545 |
6. | Инкомбанк | 0,90 | 0,79 (60%1 | 0,150 | 0,5030 |
7. | Мосбизнесбанк | 0,40 | 0,53 (50%) | 0,075 | 0,3285 |
8. | Империал | 0,40 | 0,53 (50%) | 0,025 | 0,3135 |
9. | Энергомашбанк | 0,20 | 0,87 (53%) | 0,125 | 0,3115 |
10. | Мост-банк | 0,40 | 0,26 (40%) | 0,050 | 0,2670 |
Обращает на себя внимание обособление группы крупнейших банков (Рг = 0,9-0,5) и группы банков-середняков, являющихся ближайшими конкурентами (0,3-0,2) и следующих со значительным отрывом (0,2) от нижней границы Market-Makers (0,5). Банки-середняки выделены в таблице серым цветом. Для усиления конкурентоспособности услуг каждому банку следует уделить особое внимание деятельности ближайших банков-конкурентов. [18]
Конкурентоспособность – многоаспектное понятие, означающее соответствие оказываемых услуг условиям рынка, конкретным требованиям клиентов не только по своим качественным, техническим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям их реализации (например уровень тарифов, сроки доставки, сервис, реклама).
Конкурентоспособность на уровне предприятия, отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели (и их комбинации): производительность труда; удельная оплата труда; капиталоемкость; наукоемкость и технический уровень продукции; совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; объем технологических заделов для реализации научных и проектно-конструкторских разработок; степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; то же – в отношении динамики цен на продукцию; экспансия отрасли (степень использования ее продукции в различных отраслях хозяйства); наличие «продуктовых шлейфов» отрасли. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслевых объединений, финансово-промышленных групп или отдельных сфер хозяйствования. [19, c.3]
Одним
из широко применяемых методов оценки
конкурентоспособности при
Для
оценки конкурентоспособности товаров
(услуг) с учетом весомости факторов
создается экспертная группа из высококвалифицированных
специалистов, численностью не менее пяти
человек. Определяется система оценочных
баллов (например, качество товара, цена
товара, качество сервиса, эксплуатационные
затраты). Конкурентоспособность товара
(услуги), определенная экспертным путем
по системе баллов определяется по формуле
(6):
(6)
где Кт – конкурентоспособность товара, (значение колеблется от 2 до 10);
n – количество экспертов;
Б – экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара;
α – весомость j-го фактора (от 4 до 1);
5 – максимальная оценка фактора. [19, c.4]
Главная цель анализа и оценки конкурентоспособности — выявление сильных и слабых аспектов исследуемых продуктов или услуг (маркетинговой деятельности, организации в целом), а не поиск «победителей» и «проигравших». Поэтому содержательный анализ заполненных таблиц более полезен, нежели получение по совокупности используемых показателей (атрибутов) интегральных
оценок конкурентоспособности.
Иными словами, важно не столько оценить конкурентоспособность банка и сравнить его с конкурентами, сколько на основе этой оценки сделать соответствующие выводы, разработать меры и предложения по улучшению ситуации в этом плане (повышению конкурентоспособности банка).
По
вопросу повышения
По мнению автора, процесс повышения конкурентоспособности крупного банка можно разделить на три последовательные стадии по следующим основным критериям: рисковости, степени эффективности используемых форм и методов, по особенностям генерирования конкурентных преимуществ и требованиям к персоналу (Таблица 3):
Таблица 3 - Основные стадии повышения конкурентоспособности банков в процессе трансформации [24, c.60]
Стадии
повышения |
Формы
повышения |
Сильные стороны формы повышения конкурентоспособности | Слабые стороны формы повышения конкурентоспособности |
Первая | Традиционная | Высокая надежность; Имеет долгосрочную адаптацию; Доступна широкому кругу специалистов; Является безрисковой | Хорошо известна конкурентам, которые также используют традиционную форму и методы повышения конкурентоспособности. |
Стадии
повышения |
Формы повышения конкурентоспособности | Сильные стороны формы повышения конкурентоспособности | Слабые стороны формы повышения конкуренте-способности |
Стадии
повышения |
Формы
повышения |
Сильные стороны формы повышения конкурентоспособности | Слабые стороны
формы повышения |
Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности банковской системы в РК