Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

между рынком и необходимостью государственного управления экономики, что особенно важно в рыночных условиях; создать условия механизма  реализации товаров, прозрачного ценообразования; прогнозировать ключевые макроэкономические индикаторы на основе их мониторинга; усилить прозрачность торговой деятельности ключевых игроков, контролировать монополистов, совершенствовать налоговое администрирование.

Следует также отметить, что АРД РФЦА планирует провести особую работу с потенциальными эмитентами, которые сотрудничают с Казахстаном, а именно Российской Федерацией и  Китаем. Эти страны имеют торговые и финансовые связи с казахстанскими компаниями, хорошо понимают казахстанскую  финансовую систему и могут найти  привлекательным источником финансирования организацию выпусков ценных бумаг  в РФЦА. Кстати, что касается Китая, то по мере становления фондового  рынка и роста его объемов, дальнейшего развития экономических  и политических взаимоотношений, эта  страна может выступить стратегическим партнером, заинтересованным в работе РФЦА, учитывая большой арсенал совместных инвестиционных проектов и высокий  уровень налаженных взаимовыгодных экономических отношений со всей ключевой группой рынка. Будет также  проводиться работа по разъяснению  принципов функционирования и устранению барьеров для участия других стран  СНГ (Кыргызстан, Узбекистан и др.). Деятельность АРД РФЦА еще больше расширит возможности  на казахстанской бирже как для  инвесторов, так и для эмитентов, которые в условиях временного закрытия доступа к финансированию на Западе, получат на фондовом рынке альтернативные источники для развития своего бизнеса.

АРД РФЦА также займется дальнейшей разработкой других финансовых инструментов для финансирования инфраструктурных проектов, в развитии которых сейчас так заинтересовано государство, посредством  привлечения средств на площадке РФЦА. Дальнейшее развитие казахстанского рынка ценных бумаг и повышение  его капитализации и ликвидности, совершенствование государственного регулирования рынка ценных бумаг и финансового центра является одной из главных задач регионального финансового центра города Алматы. Что касается непосредственных участников фондового рынка, в том числе эмитентов, то Агентство также продолжит работу по их привлечению, как среди крупных компаний, так и средних. Тем более что согласно новым листинговым правилам, появилась возможность выхода на биржу для эмитентов. Льготы, предлагаемые новым Налоговым кодексом, в частности, такие как возмещение государством затрат на проведение аудита и другие меры будут стимулировать казахстанские компании к выходу на рынок ценных бумаг. Компаниям будет необходимо продолжить работу по повышению прозрачности своего бизнеса, введению принципов корпоративного управления и переходу на международные стандарты деятельности. Это касается и компаний, входящих в состав Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».

Большая работа АРД РФЦА среди казахстанских компаний еще  больше расширит отраслевую структуру  биржевого рынка ценных бумаг  через привлечение на фондовый рынок  эмитентов из различных отраслей экономики, в том числе, компаний из таких сфер, как: нефтегазовый и  горнорудный комплексы, транспорт  и телекоммуникации, торговля, пищевая  промышленность и другие. Это позволит инвесторам снизить их риски и  диверсифицировать портфель инструментов в должной мере. Кроме того, в  свободном обращении появится больше ценных бумаг, увеличится количество акционеров казахстанских компаний среди населения, с которым сейчас АРД РФЦА проводит большую работу по повышению финансовой и инвестиционной грамотности в  рамках соответствующей государственной  программы. Таким образом, не только у компаний, но и граждан страны появятся новые источники пополнения своего дохода, а повышение прозрачности отечественного бизнеса сократит размер теневой экономики и повысит  ее конкурентоспособность в мировом  масштабе. 2009 г. стал нелегким периодом для фондового рынка Казахстана. Во второй половине января капитализация  рынка облигаций составляла около 25 млрд долл. США, а совокупный объем  задолженности по облигациям, по которым  был допущен дефолт, — более 53 млрд тенге (358,7 млн долл. США), в том  числе 47,8 млрд тенге (322,9 млн долл. США) составляла задолженность листинговых  компаний, ценные бумаги которых находились на тот момент в официальном списке биржи.

В связи со сложившейся  ситуацией в 2009 г. была реализована  программа государственной поддержки  финансового рынка, которая включала как финансовые вливания, так и  принятие регулятивных мер для оказания помощи банковской системе Казахстана. В отношении двух указанных банков, которые по объему активов входили  в ТОП-20 крупнейших банков СНГ, государство  приняло ряд беспрецедентных  мер. Было произведено вливание денежных средств, в том числе посредством  вхождения в уставный капитал  этих банков государства в лице государственного фонда АО «Фонд национального  благосостояния «Самрук-Казына». Но несмотря на то, что такая помощь была оказана своевременно, финансовые показатели указанных банков все еще не смогли достичь уровня, соответствующего листинговым требованиям. Согласно существовавшим в 2009 г. листинговым требованиям делистинг ценных бумаг подобных эмитентов был закономерен и логичен. Однако делистинг в сложившейся на рынке ситуации мог иметь как для эмитентов, так и для инвесторов крайне негативные последствия. В случае делистинга эмитенту сложнее договариваться о реструктуризации обязательств, поскольку многие держатели не имеют возможности иметь в портфеле ценные бумаги, которые исключены из официального списка.

    1. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях

Развитие рынка ценных бумаг является одним из приоритетных направлений в государственной  политике. Казахстан высоко позиционирует  себя в мировом сообществе и в  региональном значении играет одну из заметных ролей, что позволяет претендовать на место главного финансового центра Центрально – Азиатского региона  и планировать активное взаимодействие с международными площадками.

Со стороны государства  планомерно осуществляются конкретные шаги по содействию и стимуляции развития полноценного фондового рынка, в  первую очередь, это создание правовой базы. С учета мирового опыта разработаны  и приняты  основные нормативные  правовые акты, регулирующие рынок  ценных бумаг, такие как закон  «О рынке ценных бумаг», закон «О государственном регулирование  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций», закон  «Об акционерных обществах», закон  «Об инвестиционных фондах», закон  «О региональном финансовом центре г.Алматы», закон «О секьюритизации». В целях повышения интереса к фондовому рынку постоянно поддерживается высокий уровень информированности населения и деловой общественности.

Но по итогам анализа состояния  рынка ценных бумаг, 2004 году правительство  было вынужденно констатировать, что  роль фондового рынка в экономике  республики является не значительной, рынок ценных бумаг в целом  характеризуется низким уровнем  капитализации, зависимостью от Государственных Ценных Бумаг, преобладаний операций РЕПО, неразвитостью производных ценных бумаг и ограниченность количества участников.  Преобладает ситуация, когда крупные акционеры покупают большие пакеты акций, чтобы сохранить контроль над компаниями, таким образом, данные акционеры на рынке просто не присутствуют. Облигации институциональные инвесторы удерживают, как правило, до погашения, что свидетельствует об отсутствии спекулятивной составляющей на казахстанском рынке ценных бумаг и единичном характере сделок. Финансирование развития предприятий осуществляется в основном за счет собственных средств самих предприятий и за счет займов, полученных от банков второго уровня. [13]

В международной практике рынки стран классифицируют как  «развитые» и «формирующиеся». К  «развитым» фондовым рынкам относят  такие, где макроэкономические показатели развития страны соответствуют следующим  критериям:

    • ВНП на душу населения должен  быть в режиме высокодоходной экономики за три года;
    • Инвестиционная рыночная капитализация к уровню ВВП должна быть близка к средней величине развитых рынков за три последних года.

По ключевым показателям, то есть по соотношению рыночной капитализации  и к уровню ВВП, фондовый рынок  Казахстана вполне соответствует стандартам развитых и наиболее динамично развивающихся рынков. Но складывается парадоксальная ситуация: при неплохих масштабах и темпах развития экономики, при наличии стабильной государственной системы и сильной правовой базы, наличии развитой системы регулирования и всей необходимой инфраструктуры, сам уровень развития фондового рынка, его размер, объемы и степень влияния на экономику все еще несоразмерно малы для такой страны, как Казахстан.

В 2007 году Правительство  РК приступило к реализации очередной  масштабной программы развития фондового  рынка страны до 2011 года. В рамках презентации, в частности, декларировалось:

-    размещение акций 30-ти предприятий страны республиканской и муниципальной собственности на площадке регионального финансового центра г. Алматы (РФЦА) по двухуровневой системе;

-  использование для развития фондового рынка компаний, входящих в государственные холдинги, как наиболее приоритетных и имеющих большие возможности;

-   запрещение полной капитализации компаний с государственным участием за счет средств республиканского бюджета и ограничение заимствования у банков второго уровня;

-   использование административного ресурса для развития товарных бирж в республике:

-  проведение большой разъяснительной работы, как с населением, так и с хозяйствующими субъектами, обучение граждан инвестиционной грамотности.

Тогда же была утверждена Программа повышения инвестиционной культуры и грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы, призванная обеспечить:

-  повышение уровня финансовой грамотности населения, в частности, предоставление населению базовых знаний в области использования различных финансовых инструментов;

-   распределение финансовых средств населения с рисковых сегментов инвестирования (земля, недвижимость) в доходные и менее рисковые финансовые инструменты фондового рынка;

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане