Особенности финансовой системы РК в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение .............................................................................................................................3
1.Сущность и структура финансовой системы.................................................4
1.1 Сущность и функции финансов...............................................................4
1.2 Структура финансовой системы .............................................................9
1.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы..........20
2.Финансовая система Республики Казахстан.................................................24
2.1 Государственный бюджет Республики Казахстан.................................24
2.2 Финансовая политика Республики Казахстан ......................................27
3. Особенности и пути совершенствования финансовой системы РК……….…41
Заключение.........................................................................................................43
Список использованной литературы................................................................46
Приложения……………………………………………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 93.26 Кб (Скачать)

* переход  к единой валюте в рамках: Евразийского  экономического сообщества или  всего СНГ, центрально-азиатских  республик (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), а также союза с  одной из соседних стран (Кыргызстан).

В то же время поддержание конкурентоспособности  экономики не может решаться только за счет курсовой политики. Основную роль в этом должны выполнять меры по повышению производительности труда, качества продукции, структурной перестройке  экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой  добавленной стоимостью, а также  диверсификации экспорта.

Развитие  международного аспекта банковской деятельности требует наличия стабильной и устойчивой банковской системы, повышения  культуры банковского дела и качества регулирования деятельности банков второго уровня, поэтому должна быть обеспечена финансовая устойчивость банковской системы. Для этого будет проводиться  дальнейшее совершенствование пруденциального  регулирования деятельности банков, укрепление механизма гарантирования вкладов населения, а также обеспечиваться институциональное развитие финансовой системы в целом. Будут введены  рекомендации по управлению рисками  банковской деятельности и усовершенствованы  методы надзора на консолидированной  основе.

С ростом глобализации и интеграции мировой  экономики возрастает роль банков как  финансовых центров нового мирового порядка. Во многих странах наблюдается  тенденция укрупнения банков. Основная цель укрупнения - концентрация капитала и стремление создать комплексную  организацию, способную конкурировать  на мировом рынке капитала. Укрупнение может происходить как за счет слияния и консолидации финансовых институтов, так и за счет их естественного  роста.

Несмотря  на постепенное укрупнение банковских институтов, задача, связанная с  созданием разветвленной банковской сети, для государства должна являться одной из приоритетных. Поэтому по мере развития финансовой системы на рынке ожидается появление новых  специализированных кредитных учреждений с особыми задачами

(ипотечных,  развития и жилищного строительства)  и дальнейшее развитие существующих  небанковских финансовых организаций. 

                                                                34

Для предоставления качественных финансовых услуг населению в регионах будет  сформирована почтово-сберегательная система. Она также позволит расширить  предоставление финансовых услуг населению, особенно в сельской местности, и  создать благоприятные условия  для притока новых сбережений в финансовый сектор. Поэтому важно  совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы  почтово-сберегательных учреждений, содействовать  созданию новых финансовых инструментов.

Таким образом, финансовый рынок Казахстана будет представлен не только банками, занимающимися обслуживанием более  крупных клиентов, но и небанковскими  финансовыми учреждениями, деятельность которых будет тесно связана  со средней и мелкой клиентурой. В связи с этим ожидается повышение  качества и расширение спектра оказываемых  населению и предприятиям банковских услуг, в том числе за счет внедрения  новых банковских технологий. Ожидается  укрепление филиальной сети банков в  регионах, что обеспечит широкую  доступность банковских услуг.

Создание  фонда гарантирования обязательств банков по межбанковским кредитам также  будет способствовать устойчивой работе банков.

Содействие  дальнейшему росту ресурсной  базы банков и расширению кредитования реального сектора экономики. Устойчивое функционирование банковской системы страны, совершенствование системы защиты вкладов населения в банках приведут к постепенному росту ресурсной базы банков и укреплению их кредитного потенциала. В этом же направлении будет действовать и созданная ипотечная компания, что приведет к расширению ресурсной базы банков за счет привлечения денежных средств институциональных инвесторов (пенсионные и страховые фонды), а также создания фонда межбанковского страхования депозитов.

В этих условиях эффективное использование  финансовых ресурсов представляется наиболее важным, поэтому необходима реализация следующих условий, стимулирующих  поступление финансовых ресурсов в  реальный сектор экономики:

* эффективная  деятельность специализированного  Банка Развития для концентрации  государственных ресурсов на  приоритетных для развития экономики  страны направлениях;

* развитие  и совершенствование различных  механизмов кредитования реального  сектора экономики, учитывающих  оптимальное разделение риска  невозврата денег; 

* продолжение  работы по совершенствованию  мониторинга реального сектора  экономики и усиление ориентированности  денежно-кредитной политики на  потребности реального сектора  экономики;                               

  * совершенствование и развитие в стране системы ипотечного кредитования и строительных сбережений;

* активное  развитие финансового лизинга  в регионах;

                                                                    35

* расширение  сети небанковских финансовых  организаций, в том числе кредитных  товариществ, в регионах;

* создание  равных условий для деятельности  отечественных и иностранных  инвесторов;

* создание  благоприятных условий для инвестиций  в приоритетные отрасли экономики,  т.е. предоставление льгот и  преференций (см. Раздел III. Промышленно-технологическая  политика);

* дальнейшее  развитие фондового рынка (см. Раздел IX. Инвестиционная политика) и т.д. 

Обеспечение устойчивости и дальнейшего развития платежной системы. Повышение технического уровня и организации платежной системы будет направлено на приведение в соответствие с международными стандартами, предъявляемыми к платежным системам.

В целях  расширения спектра предоставляемых  банками услуг, развития безналичных  платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговле будет  сформирована национальная система  платежных карточек.

Будут приниматься меры по предотвращению рисков в платежных системах: строительство  резервного центра платежной системы  для обеспечения бесперебойного ее функционирования, увеличения её мощности и повышения уровня безопасности.

Начиная с 1999 года, все внебюджетные фонды  были упразднены, а их доходы и расходы  были консолидированы в государственный  бюджет. Также приняты меры по совершенствованию  механизма предварительного контроля, введен учет регистрации обязательств государственных учреждений. Также  исключена многолетняя практика предоставления неподъемного для бюджета  количества натуральных льгот определенным категориям населения республики путем  замены их денежной компенсацией отдельным  категориям граждан. Бюджеты всех уровней  утверждаются на уровне бюджетных программ, а выделение средств из бюджета  осуществляется на выполнение бюджетных  программ, а не на финансирование отдельных  министерств и ведомств.

В рамках совершенствования процесса управления доходами государственного бюджета  в 1999 году внесены изменения в  бюджетное законодательство по вопросам управления государственными финансами. Закон Республики Казахстан "О  бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года определил новые механизмы  межбюджетных отношений.

Серьезный экономический ущерб наносит  государству возможность ввоза  товаров на территорию Казахстана из сопредельных государств помимо таможенного  контроля.

При ежегодном росте объема ВВП остается в целом низким объем госбюджета, составляющий менее 25% от ВВП. При таком  уровне расходов государственный бюджет не полностью обеспечивает исполнение всех функций государства.

                                                                       36

Ключевой  проблемой межбюджетных отношений  остается незавершенность децентрализации  бюджетной системы.

Бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов.

Расходы местных бюджетов сконцентрированы в основном на текущих затратах, и существует неопределенность в  закреплении капитальных затрат.

Текущий механизм трансфертов не содержит важных факторов оценки состояния регионов, непрозрачен и нуждается в  постоянной корректировке из центра.

Действующая система трансфертов по сути дублирует  старый механизм "латания дыр" методом регулирования изъятий  и субвенций и тем самым  уравновешивает бюджеты областей.

Планы расходов не всегда увязываются с  приоритетами развития страны.

Недостаточная прозрачность исполнения республиканского и местных бюджетов ведет к  неэффективному управлению государственными расходами.

В расходной  части бюджета не выделены отдельно расходы текущего характера и  расходы, предназначенные на развитие.

Неэффективна  система внутреннего и внешнего аудита.

Отсутствует система мониторинга расходования бюджетных средств с точки  зрения оценки эффективности осуществляемых расходов.

Увеличиваются неиспользованные средства бюджета  в результате неэффективного управления бюджетными средствами на уровне администраторов бюджетных программ и их подведомственных учреждений, а также за счет несвоевременно проводимых конкурсов на приобретение товаров и услуг.

Проведенные конкурсы часто определяют победителей  из одного источника со ссылкой на отсутствие других потенциальных поставщиков.

Экономия  бюджетных средств, образованных за счет конкурсного определения поставщика товаров и услуг, остается непрозрачной.

Требования  в отношении обслуживания исполнения местных бюджетов территориальными органами Казначейства не полностью  обеспечивают рациональное и эффективное  использование средств.

Остаются  высокими консультационные расходы, связанные  с заимствованием средств из зарубежных источников.

Возможности. Расширение базы налогообложения за счет роста производства и улучшения налогового администрирования.

Снижение  ставок некоторых налогов.

Упрощение системы налогообложения.

Формирование  устойчивой системы межбюджетных отношений  при сопутствующем четком определении  стабильных доходных источников.

Наличие содействия со стороны международных  организаций, изучение и внедрение  зарубежного опыта.

Угрозы.

                                                                      37

* Деградация  социально-экономической сферы государства. 

* Несовершенство  налогового законодательства и  налогового администрирования не  способствует повышению платежной  дисциплины.

* Множество  видов сборов и других обязательных  платежей и процедур их взимания  усложняет налоговую систему. 

* Региональные  диспропорции в социальном развитии.

* Рост  государственного долга. 

Стратегические задачи. Основными стратегическими задачами на период 2001-2010 годы в области налогово-бюджетной политики станут:

* обеспечение  стабильности налоговой системы; 

* обеспечение  роста налоговых поступлений  в бюджет до уровня 30% ВВП; 

* совершенствование  налогового законодательства;

* систематизация  налоговых льгот; 

* обеспечение  эффективного государственного  контроля за внешнеэкономической  деятельностью предприятий; 

* реализация  принципов бюджетной децентрализации; 

* осуществление  ориентации бюджетной политики  на развитие социально-экономической  сферы государства во взаимосвязи  со стратегией развития;

* усовершенствование  системы межбюджетных трансфертов; 

* достижение  стабилизации и постепенного  сокращения государственного долга  по отношению к ВВП; 

* усовершенствование  системы бюджетного планирования;

* обеспечение  прозрачности бюджета. 

Систематизация  налоговых льгот. Принципиальное значение имеет вопрос равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Необходимо сформировать целенаправленную единую систему льгот, стимулирующую деловую активность в приоритетных отраслях.

Ликвидируются необоснованные индивидуальные налоговые  льготы, нарушающие принцип справедливости налоговой системы в отношении  тех налогоплательщиков, которые  не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный налоговый режим  для одних налогоплательщиков неизбежно  означает дополнительное налоговое  бремя для других.

Информация о работе Особенности финансовой системы РК в XXI веке