Особенности финансовой системы РК в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение .............................................................................................................................3
1.Сущность и структура финансовой системы.................................................4
1.1 Сущность и функции финансов...............................................................4
1.2 Структура финансовой системы .............................................................9
1.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы..........20
2.Финансовая система Республики Казахстан.................................................24
2.1 Государственный бюджет Республики Казахстан.................................24
2.2 Финансовая политика Республики Казахстан ......................................27
3. Особенности и пути совершенствования финансовой системы РК……….…41
Заключение.........................................................................................................43
Список использованной литературы................................................................46
Приложения……………………………………………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 93.26 Кб (Скачать)

                                                                  13

стимулирования  деятельности этих предприятий, роста  их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство  устанавливает льготный режим налогообложения  прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев  бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов. Местные  финансы, или финансы местных  органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных  финансов приходится значительная часть  финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии – 50-60%; в Великобритании и Франции - более 30%. Они представляют собой систему экономических отношений, посредством которых местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.

На основе предоставления местным органам  власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного  образования, здравоохранения, коммунального  обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и  высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Состав и  структура местных финансов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды  местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности  местных органов управления. Главное  звено местных финансов - местный  бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов  власти. В США к ним относятся  бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции - регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии - земель, уездов, городов, общин; в Великобритании - графств, округов; в Италии - областей, провинций, коммун; в Японии - префектур  и муниципалитетов. В современных  условиях все в большей степени  местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и

                                                                       14

социальном  развитии регионов.

Указанные факторы  вызывают необходимость дальнейшего  расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов. Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов.

В соответствии с налоговым законодательством  каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как  правило, местными органами власти. Число  таких налогов в разных странах  колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных  бюджетов - от 30 до 70%.

Различают три  основные группы местных налогов. Местные  прямые и косвенные налоги, применяемые  практически во всех странах. Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран - на жителей и  на профессию (Франция). К местным  косвенным налогам относятся  налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества  и газа. В Великобритании местное  косвенное налогообложение, по существу, отсутствует.

Вторую группу местных налогов можно назвать  налогами, которые взимаются как  надбавки к общегосударственным  налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к  поземельному и сельскохозяйственному  налогам). Эти налоги устанавливаются  в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов  власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в  федеральный бюджет; 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в  местный бюджет, налог на прибыль  корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным  бюджетами. Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это  налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов. Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи

                                                                    15

земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов. Во Франции во многих коммунах установлен налог на коммунальный общественный транспорт. Обычно он вводится в коммунах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых превышает 9 наемных рабочих. Местные органы власти по согласованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги - налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.

Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах  местных бюджетов в разных странах  составляет 20-40%. Субсидии служат особой формой связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной  системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет  обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления. По своей экономической  сущности субсидии близки к налоговым  источникам, т.к. в их основе лежат  налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения  доходов в местные бюджеты. Субсидии вызываются постоянной значительной дефицитностью  местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения.

Субсидии  общего назначения (или дотации) предоставляются  для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании  средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок  использования ресурсов.

Субсидии  целевого назначения (субвенции) предоставляются  местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Во Франции и Великобритании преобладают  дотации, в США, Италии, ФРГ, Японии - субвенции. Постоянная нехватка собственных  доходов для финансирования текущей  деятельности, с одной стороны, и  необходимость обеспечить денежными  средствами мероприятия в области  экономической и социальной инфрастуктуры, с другой стороны, вынуждают местные  органы широко использовать и такой  механизм финансирования, как займы.

                                                                       16

Расходы местных  бюджетов во многом зависят от бюджетной  политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем  финансовых ресурсов, проходящих по каналам  местных бюджетов, на их удельный вес  в общегосударственных бюджетных  расходах. Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Из местных  бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ (в Германии эти  расходы составляют 1/4 расходов местных  бюджетов, в Японии и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании и  США - свыше 40%), больниц и прочих социальных учреждений. Увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции городов, благоустройства  промышленных зон, в ассигнованиях  на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся  также расходы на содержание местных  административных органов, полиции  и суда, на транспортное и дорожное строительство. За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии  эти затраты составляют более 50 % бюджетных расходов.

Самостоятельным звеном местных финансов являются местные  государственные предприятия. К  ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия  газо-, энерго- и водоснабжения, а  также жилищное хозяйство. Местные  предприятия занимаются обслуживанием  населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов. Местные предприятия функционируют  на принципах самоокупаемости, в  местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности или прибыль. В отдельных странах в доходы местных бюджетов включаются валовые  доходы местных предприятий, а в  расходы - затраты на их текущую деятельность. Капитальные расходы на строительство  предприятий местного значения, как  правило, финансируются 

                                                                      17

за счет займов, размещаемых местными органами управления.

Специальные фонды выступают одним из звеньев  общегосударственных финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный  и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают  целесообразность параллельного использования  и другой формы - специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной  власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные  процессы и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны  от бюджета. В-третьих, отвлекая часть  определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через  кредитные операции. Таким образом, специальные правительственные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета. В развитых зарубежных странах число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.

Специальные фонды создаются двумя путями:

выделением  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; формированием  спецфонда по особому решению  законодательного органа конкретным назначением.

В финансовой системе зарубежных стран специальные  фонды занимают важное место. Объем  концентрируемых в них средств  значителен. Во Франции спецфонды  по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них  финансируется свыше половины государственных  расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются  прежде всего такие функции, как  экономическая и социальная. С  их помощью возможно: влиять на процесс  производства путем финансирования, субсидирования,

                                                                     18

кредитования  отечественных предприятий;

обеспечивать  природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

оказывать социальные услуги населению путем выплаты  пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;

предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое  и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Главными  методами мобилизации средств при  образовании фондов выступают специальные  налоги и сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут также  выступать добровольные взносы и  заемные средства.

Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обусловливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием  разработанных и реализуемых  программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а  также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать  инвесторами и участниками финансового  рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда. Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом. Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.

Информация о работе Особенности финансовой системы РК в XXI веке