Особенности финансовой системы РК в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение .............................................................................................................................3
1.Сущность и структура финансовой системы.................................................4
1.1 Сущность и функции финансов...............................................................4
1.2 Структура финансовой системы .............................................................9
1.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы..........20
2.Финансовая система Республики Казахстан.................................................24
2.1 Государственный бюджет Республики Казахстан.................................24
2.2 Финансовая политика Республики Казахстан ......................................27
3. Особенности и пути совершенствования финансовой системы РК……….…41
Заключение.........................................................................................................43
Список использованной литературы................................................................46
Приложения……………………………………………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 93.26 Кб (Скачать)

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях  воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного  бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую  категорию. Финансы, выражая реально  существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный  характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

                                                                 7

Финансовая  система включает три основных звена: государственные финансы, финансы  населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета  и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет - это годовой план доходов  и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству  выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время  и политические). Государственный  бюджет состоит из бюджета правительства  и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому  утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит  бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние  стремятся оставить больше средств  в своем распоряжении.

Внебюджетные  фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне  системы государственного бюджета  и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального  страхования и др. Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.  
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.  
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

                                                                     8

Таким образом, финансовые отношения охватывают две  сферы:

А) экономические  денежные отношения, связанные с  формированием и использованием денежных фондов, аккумулируемых в  государственной бюджетной системе  и правительственных внебюджетных фондах;

Б) экономические  денежные отношения, опосредствующие  кругооборот децентрализированных денежных фондов предприятий.

Денежный  характер финансовых отношений –  важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Нет денег – не может  быть и финансов, ибо последние  есть общественная форма, обусловленная  существованием первых.

В этой связи  неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные  взаимоотношения. Существование натуральных  повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного  денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом – функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу  же сужает границы действия этой категории. Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное  движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса – в распределении и  обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях  различен, что не позволяет обе  их стороны относить к сфере

                                                             9

 функционирования  финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно  от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из рук  одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются  акты купли-продажи. Отчуждения самой  стоимости здесь не происходит; она  лишь меняет свою форму – с  денежной на товарную.

На третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного  инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места  финансам.

Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования. Поэтому важным признаком  финансов как экономической категории  является распределительный характер финансовых отношений. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту

                                                             10

хозяйствования  и государству позволяет отделить их от денежных средство населения  и, в частности, провести границу  между финансами и заработной платой.

Использование финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

 

1.2 Структура  финансовой системы

На современном  этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах  включает четыре звена: государственный  бюджет; местные финансы; специальные  внебюджетные фонды и финансы  государственных предприятий. Ведущим  звеном государственных финансов выступает  государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный  централизованный фонд денежных средств  государства. Государственный бюджет - основное средство перераспределения  национального дохода. Через это  звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются  крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом

и экономическом  отношении общегосударственные  расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают  налоги, составляющие от 70 до 90% и более  общей суммы его доходов. За государственным  бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные  налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на

                                                                    11

прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

 Государственный  бюджет  тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных  условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса  происходит повышение роли и влияния  местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость  от крупного капитала, расширяются  и усложняются функции местных  властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

 Особое  финансовое звено образуют правительственные  фонды, которые имеют определенную  самостоятельность, отделены от  государственного бюджета и управляются  непосредственно центральными, а  в отдельных случаях - и местными  властями. К ним относятся фонды  социального страхования, различные  целевые фонды, а также государственные  и полугосударственные финансово-кредитные  учреждения.

Первоначальной  задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства  прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е.

                                                                    12

используются  для повышения маневренности  финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные  фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что  облегчает их использование и повышает заинтересованности правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных  предприятий, корпораций, монополий, которые  возникают в ходе экономической  деятельности и обеспечивают процесс  производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного  капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с  тем, что деятельность предприятий  осуществляется на основе индивидуального  кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство  имеет непосредственные взаимоотношения  с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации  кредитных отношений, предоставления государственных субсидий. Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для

Информация о работе Особенности финансовой системы РК в XXI веке