Особенности финансовой системы РК в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение .............................................................................................................................3
1.Сущность и структура финансовой системы.................................................4
1.1 Сущность и функции финансов...............................................................4
1.2 Структура финансовой системы .............................................................9
1.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы..........20
2.Финансовая система Республики Казахстан.................................................24
2.1 Государственный бюджет Республики Казахстан.................................24
2.2 Финансовая политика Республики Казахстан ......................................27
3. Особенности и пути совершенствования финансовой системы РК……….…41
Заключение.........................................................................................................43
Список использованной литературы................................................................46
Приложения……………………………………………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 93.26 Кб (Скачать)

* налоги  на товары и услуги, лицензионные  и регистрационные сборы;

* налоги  на совокупный доход;

* налоги  на имущество;

* платежи  за пользование природными ресурсами;

* налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции;

* прочие  налоги, пошлины и сборы.

                                                                      24

Структура расходов бюджета. По влиянию на процесс  расширенного воспроизводства выделяют: Текущие расходы  - это бюджетные  средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих  потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных  отраслей народного хозяйства, текущие  субсидии нижестоящим органам государственной  власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

Капитальные расходы - это государственные вложения в основной капитал и прирост  запасов. Предметный признак - все государственные  расходы делятся на несколько  групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

- расходы  на национальную безопасность;

- расходы  на научные исследования;

- расходы  на осуществление внешней политики;

- финансирование  социальной сферы (образование,  здравоохранение, культура, спорт  и др.);

- создание  резервных фондов;

- расходы  на гос. управление;

- расходы  по обслуживанию государственного  долга.

Функции государственного бюджета. Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

Согласно 1-ой функции делятся на:

1. Распределительная  (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.

1. Контрольная  функция, бюджет объективно отражает  экономические процессы, происходящие  в экономики. Основой данной  функции является движение бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации функции подразделяются на:

1. Экономические  - финансирование убыточных, но  важных для народного хозяйства  отраслей экономики (например, общественный  транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.

2. Социальная - поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения,  культуры, спорта и др. социальных программ.

3. Политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.

4. Функция межотраслевого и межрегионального перераспределения ресурсов - поддержка депрессивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей народного хозяйства.

5. Финансирование фундаментальных и прикладных научных изысканий.

больше  предыдущего периода.

 

                                                            25

 

                           

2   ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

2. 1 Государственный бюджет РК

В октябре 2000 года в своем послании народу Казахстана "К свободному, эффективному и безопасному обществу" Глава  государства определил ключевые задачи Правительства на 2001 год.

В отчетном году был увеличен минимальный размер заработной платы на 30%. Это стало  первым шагом выполнения задачи по обеспечению прироста реальной заработной платы не менее чем на 30 процентов  за пятилетний период.

Был также повышен до 4 тысяч тенге  минимальный размер пенсии. В целях  социальной поддержки пенсионеров, у которых пенсия выше минимальной  и не превышает 10 тыс. тенге увеличен размер пенсий на 455 тенге, что составляет 13% от минимальной пенсии.

Кроме того, повышено денежное довольствие  военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на 30-40%.

В 2001 году проведена значительная работа по погашению кредиторской задолженности  по социальным выплатам, образовавшейся за прошлые годы. Из республиканского бюджета на эти цели направлено почти 10 млрд. тенге. Полностью выполнены  обязательства прошлых лет по приобретению жилья семьям репатриантов (оралманов), прибывшим по квоте иммиграции в 1993-1998 гг., по гарантиям по обязательному  социальному обеспечению, по компенсациям за санаторно-курортные путевки. 5,5 млрд. тенге было направлено на выплату  надбавок к пенсиям граждан, проживающим  в Семипалатинском регионе, 2 млрд. тенге - на выплату долгов по пособиям по безработице.

Согласно  Военной доктрине расходы на нужды  Министерства обороны, начиная с 2001 года, стали предусматриваться в  размере не менее 1% к ВВП. Это на 13,1 млрд. тенге больше, чем в 2000 году, что позволило в значительной степени удовлетворить потребности  Вооруженных Сил в финансовых средствах, материально-технических  ресурсах и повысить обороноспособность государства.

В 2001 году на 13,6 млрд. тенге больше, чем  в 2000 году, направлено средств на обеспечение  охраны общественного порядка и  безопасности.

Одним из приоритетов было определено развитие инфраструктуры и 2000 год был объявлен Президентом Годом дорог.

Если  в 2000 году из республиканского бюджета  на финансирование дорожной отрасли  предусматривалось 14,6 млрд. тенге, то в 2001 году - уже 23,9 млрд. тенге.

В течение  последних трёх лет идет поступательное увеличение расходов республиканского бюджета на поддержку аграрного  сектора республики.

                                                                    26

В мае 2001 года в соответствии с законодательством  республики создан Банк Развития Казахстана с уставным фондом 30 млрд. тенге. Этот финансовый институт призван решать задачи по совершенствованию и повышению  эффективности государственной  инвестиционной деятельности, развитию производственной инфраструктуры и  обрабатывающих производств, содействию в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. В  истекшем году на формирование уставного  капитала банка выделено из республиканского бюджета 20 млрд. тенге.

Для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, снижения зависимости  экономики от воздействия неблагоприятных  внешних факторов создан Национальный фонд Республики Казахстан, выполняющий  две основные функции - формирование накоплений государства (сберегательная функция) и снижение зависимости  республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен (стабилизационная функция). Рыночная стоимость активов  Национального фонда Республики Казахстан на 1 января 2002 года составляет 1240,4 млн. долларов США.

С целью  соблюдения норм действующего законодательства, эффективности и своевременности  исполнения бюджетов республики была продолжена работа по созданию и вводу  в действие новой системы казначейства. В 2001 году она была внедрена в двух пилотных зонах - Акмолинской области  и г. Астане.

Инфляция  на конец отчетного года составила 6,4 %, ставка рефинансирования Национального  Банка снижена до 9 %.

В результате дальнейшего улучшения экономических  тенденций в 2001 году государственный  бюджет исполнен с дефицитом 0,4 % к  ВВП.

Объем поступлений в госбюджет за прошлый  год составил 746,6 млрд. тенге или 22,7 % к ВВП. В сравнении с 2000 годом  доходная часть бюджета увеличилась  почти на четверть. Расходы госбюджета в 2001 году возросли по сравнению с 2000 годом на 26,2 %, составив 759,6 млрд. тенге, то есть 23,1 % к ВВП.

Поступления в республиканский бюджет за отчетный год составили 490 млрд. тенге или 14,9 % к ВВП. Годовой план перевыполнен на 1,1 млрд. тенге. По отношению к  ВВП поступления в бюджет увеличились  по сравнению с 2000 годом на 0,2 процентных пункта.

Было  мобилизовано доходов на сумму 393,6 млрд. тенге.

На  прозвучавшие вопросы по Отчету были оперативно подготовлены ответы и переданы вам. При этом разделяю положительные отзывы ряда депутатов о том, что новшеством в нашей работе в этом году стало заслушивание на рабочих группах отчетов администраторов бюджетных программ. Данную практику, считаю, следует распространить и на дальнейшую нашу совместную деятельность не только при рассмотрении Отчета Правительства, но и в процессе обсуждения и утверждения проекта бюджета.

По  состоянию на 1 января 2002 года остаток  просроченной задолженности 

                                                               27

по  бюджетным кредитам (ссудам), выданным из республиканского бюджета в предыдущие годы, составил 2,7 млрд. тенге. И в  проекте республиканского бюджета  на 2003 год планируется предусмотреть  погашение местными исполнительными  органами части указанной задолженности. (см. Приложение В)

 

 

II. 2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

10 октября  1997 года было опубликовано Послание  Президента Республики Казахстан  "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность  и улучшение благосостояния всех  казахстанцев", которое определило  долгосрочную Стратегию развития  Казахстана до 2030 года. В целях  реализации предварительного этапа  долгосрочной Стратегии Указом  Президента от 28 января 1998 года №3834 был утвержден Стратегический  план развития

Республики  Казахстан на 1998-2000 годы. В целом  трехлетний Стратегический план успешно реализован.

Казахстан вышел на новую ступень развития и осознания своего места и  роли в современном мире. Основные меры по переводу страны на новые рыночные рельсы осуществлены. Можно сказать, что нынешний Казахстан более  конкурентоспособен и перспективен как независимая экономическая  держава, чем девять лет назад  в момент приобретения независимости.

Однако  поиск собственной модели развития Казахстана продолжается и должен быть продолжен, так как мир стремительно меняется и усложняется. Важнейшим  инструментом подобного поиска является стратегическое планирование развития страны, которое Казахстан впервые  использовал в 1997 году.

Стратегическое  планирование для повышения своей  конкурентоспособности используют передовые страны и крупнейшие транснациональные  компании. Используя их опыт выживания  в современном мире, Казахстан  должен усилить роль государства  и стратегического планирования своего развития. Без четкого стратегического  плана государство утрачивает способность  реализовывать свое предназначение. Вместо того, чтобы управлять ходом  событий, оно становится зависимым  от них.

Вместе  с тем стратегические планы не должны превращаться в застывшие  догмы, а быть гибким инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны. Это означает, что 10-летние стратегические планы должны ежегодно анализироваться в части  реализации и корректироваться с  учетом складывающейся внутренней и  внешней обстановки.

Стратегический  план развития Республики Казахстан  до 2010 года и является базой для  разработки стратегических планов министерств  и ведомств, национальных компаний, областей, городов Астана и Алматы.

Денежно-кредитная политика. Цель: создание благоприятных макроэкономических условий для достижения устойчивого экономического

                                                                      28

роста, укрепления конкурентоспособности  отечественной экономики,

дальнейшего развития банковского сектора и  его интеграции в международные  финансовые рынки.

Анализ  ситуации. Благоприятная конъюнктура на мировых финансовых и товарных рынках и изменение режима обменного курса тенге в апреле 1999 года продолжали оказывать в 2000 году положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

Впервые за последние четыре года достигнут  значительный профицит платежного баланса, ощутимо увеличились золотовалютные резервы.

Рост  международных резервов обеспечил  досрочное и полное погашение  в мае 2000 года Национальным Банком своих  обязательств перед Международным  Валютным Фондом.

Кроме того, в 2000 году на финансовом рынке  произошли и другие благоприятные  изменения:

* ставка  рефинансирования доведена до  самого низкого уровня со дня  приобретения Казахстаном независимости  (до 14%) и стала одной из самых  низких среди стран СНГ;

  * значительно увеличились сроки размещения государственных обязательств, снизилась доходность по ним. Все заимствования на внутреннем рынке в настоящее время проводятся исключительно через тенговые ценные бумаги;

* благодаря  функционированию системы гарантирования (страхования) срочных депозитов  населения значительно укрепилось  доверие населения к банковской  системе. За год депозиты резидентов  в банковской системе выросли  на 72%, а депозиты населения (с  учетом депозитов нерезидентов) увеличились на 66,7%. В настоящее  время в Казахстане средний  размер вкладов на душу населения  составляет 6,2 тыс. тенге или 42,6 доллара США, что является относительно  высоким показателем среди стран  СНГ после России;

Информация о работе Особенности финансовой системы РК в XXI веке