Особенности финансовой системы РК в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

Введение .............................................................................................................................3
1.Сущность и структура финансовой системы.................................................4
1.1 Сущность и функции финансов...............................................................4
1.2 Структура финансовой системы .............................................................9
1.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы..........20
2.Финансовая система Республики Казахстан.................................................24
2.1 Государственный бюджет Республики Казахстан.................................24
2.2 Финансовая политика Республики Казахстан ......................................27
3. Особенности и пути совершенствования финансовой системы РК……….…41
Заключение.........................................................................................................43
Список использованной литературы................................................................46
Приложения……………………………………………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 93.26 Кб (Скачать)

                                                              19

В финансовой системе зарубежных стран важное место принадлежит государственным  предприятиям. На современном этапе  развития, несмотря на проведенную  в 80-х гг. приватизацию, государственная  собственность в этих странах  сохраняет сильные позиции в  экономике. Государственные предприятия  получают многочисленные заказы, обеспечивая  частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта  по ряду изделий, стимулируют процесс  накопления капитала путем перераспределения  национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через  низкие цены и тарифы на продукцию  государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики. Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1.Экономические  причины вызваны необходимостью  вмешательства государства в  хозяйственные процессы. Функционирование  государственных предприятий влияет  на соотношение между отдельными  отраслями материального производства, способствует изменению его структуры,  стимулирует рост прогрессивных  отраслей.

Широкое внедрение  новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов  требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает  развитие в рамках государства таких  отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные  научно-исследовательские центры и  опытные предприятия; производится санирование монополистических  предприятий, оказавшихся на грани  банкротства; строятся новые предприятия  в капиталоемких отраслях. Государственные  предприятия широко используются в  качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования. (см. приложение А)

2. Развитие  вышеназванных отраслей, проведение  исследовательских работ требуют  крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.

3.Политические  причины обусловлены развитием  интернационализации, что

                                                                      20

 привело  к широкому участию государственных  предприятий в процессах интеграции  производства и капитала. В современных  условиях государственные и смешанные  предприятия создают зарубежные  филиалы с участием иностранного  капитала, заключают лицензионные  и другие соглашения по научно-техническому  сотрудничеству и таким образом  становятся непосредственными участниками  международных экономических отношений.  Многие государственные предприятия  реализуют за границей значительную  часть производимой продукции  (это особенно характерно для  Франции, которая за рубежом  продает 50-60% всей продукции ряда  государственных компаний). Государственные  предприятия в зарубежных странах  различаются по правовому положению,  системе управления, организации  экономики и финансов, характеру  взаимоотношений с бюджетом. Их  можно разделить на три основные  группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия,  находящиеся на бюджетном финансировании.  Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов. Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений. Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором –

                                                                   21

отражается  только положительное или отрицательное  сальдо. Такие предприятия находятся  на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных  бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве  стран применяется принцип нетто.

 

I.3 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства . Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

В любой  стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, то есть через  бюджет осуществляется мобилизация  ресурсов и их расходование.

Для бюджета как основного финансового  плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным  финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой  другой финансовый план, поскольку  все другие финансовые планы имеют  более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация  осуществляется через взаимосвязь  показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий  фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные  ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления  своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной  части соответствующего бюджета (в  зависимости от

                                                                     22

подчиненности).

Основными задачами бюджета являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП;

2) государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

3) финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной политики;

4) контроль  за образованием и использованием  централизованного фонда денежных 

средств.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование  доходов бюджета;

2) использование  бюджетных средств (расходы бюджета).

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том  или ином уровне для обеспечения  функций соответствующих органов  государственной или местной  власти. Именно этот аспект бюджета  имеется в виду, когда в официальных  документах и в практике государственной  деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета  и т.д.

Бюджет  как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными  органами государственной или местной  власти.

Утвержденный  в установленном законом порядке  бюджет выступает как основной государственный  финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Субъекты  бюджетных правоотношений можно  разделить на две группы:

1) государство,  государственные и муниципальные  организации 

1) представительные  и исполнительные органы государственной  и местной власти;

Сущность  бюджета отражает:

- базовые  функции финансов в целом;

- текущую  финансовую политику конкретного  государств.

Цели  бюджета:

- ресурсное  обеспечение функций, установленных  государству в части расходов  централизованного характера;

- регулирование  экономики путем перераспределения  национального дохода.

Общая структура бюджета:

а) По направлениям:

- доходная  часть;

                                                                        23

- расходная  часть

б) По уровням управления:

- государственныйный  бюджет;

- местные  бюджеты.

Бюджет  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

В бюджете  ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются  общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы  деятельности - оборота, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука  и др. Кроме того, за счет бюджета  удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство.

Существуют  два метода формирования и использования  бюджетных средств - собственно бюджетный  и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие  части денежных доходов предприятий  и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный  характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета  формируется и используется на кредитной  основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы  в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.

Структура доходов государственного бюджета. Бюджетные доходы - это выражение  экономических отношений, возникающих  у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. Форма  выражения этих отношений - различные виды платежей государству.

Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят  от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом  экономических задач. Все доходы государственного бюджета можно  разделить на налоговые и неналоговые.

Основные  виды налоговых доходов:

* налоги  на прибыль, доход, прирост  капитала;

Информация о работе Особенности финансовой системы РК в XXI веке